Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 22:08, лекция
Изучение геометрии в школе преследует все цели обучения математике (обучающие, воспитательные, развивающие), но при этом выделяются некоторые специфические цели:
ознакомление учащихся с основными геометрическими фигурами и их свойствами;
показ практического приложения изучаемого материала к реальной действительности;
развитие логического мышления и пространственного воображения;
овладение навыками использования чертежных инструментов и развитие способности к техническому творчеству.
Цели изучения и структура школьного курса геометрии.
Содержание пропедевтического курса геометрии в 5-6 классах.
Различные подходы к построению школьного курса геометрии (логическое строение).
Первый признак – две прямые, параллельные третьей, параллельны» не вызывает сложностей у школьников.
Вспомнив необходимый материал, учащиеся решают задачу на построение двух прямых b и с, параллельных данной прямой а. выясняется, как соотносятся между собой прямые b и с. предположение противного сразу приводят к противоречию с аксиомой параллельных.
Следующие признаки связаны с рассмотрением углов, получаемых при пересечении двух прямых третьей.
После доказательства одного из признаков формулируются все остальные в виде самостоятельного задания для школьников (или устно).
Задачный материал по теме «Признаки параллельности прямых» целесообразно дополнить поисковыми заданиями без заранее данного чертежа, смысл которых состоит в правильности представления той или иной конфигурации, взгляд на проблему «со стороны». Их выполнение может быть осуществлено в виде лабораторной работы.
Например, задача.
Возможно использование более свободных по характеру выполнения заданий на составление задач по чертежу.
Например: используя рисунок, составьте несколько задач.
По рис.2: а) СЕ=ЕD, ВЕ=ЕF;
б) ;
в) ;
г) Как построить сумму АD+ВС?
Вопросы для самопроверки:
Литература: 4, 6, 7, 14, 16, 17
Тема 4. Геометрические построения в курсе планиметрии. Методика обучения решению задач на построение.
План.
Содержание лекции:
Роль задач на построение в школьном курсе:
7 класс. Здесь впервые учащиеся встречаются с основным требованием, предъявляемым к геометрическим чертежам – все построения должны выполняться только при помощи циркуля и линейки. Это требование вытекает из двух постулатов Евклида в «Началах»: а) от всякой точки до всякой точки можно провести прямую; б) из всякого центра любым раствором циркуля можно описать круг. При этом возникает необходимость доказательства того, что построенная фигура удовлетворяет требованиям задачи. В 7 классе учащиеся знакомятся с элементарными задачами на построение, построение окружности, вписанной и описанной около треугольника; кроме того, учащиеся усваивают первый общий метод решения задач на построение – метод геометрических мест (метод пересечений).
8 класс. В теме «Четырехугольники» решаются соответствующие задачи на построение методом геометрических мест; в теме «Движения» – используются все виды движения для решения задач на построение; в теме «Декартовы координаты на плоскости» рассматриваются построения на координатной плоскости (построение прямой, окружности, точек пересечения).
9 класс. В теме «Подобные фигуры» - задачи на построение с использованием гомотетии и преобразования подобия; в теме «Правильные многоугольники» – задачи на построение вписанных и описанных правильных многоугольников.
(10-11 классы). В стереометрии рассматриваются два вида геометрических построений: а) воображаемые построения, основывающиеся только на аксиомах стереометрии (часто используются при решении конструктивных задач типа «Докажите, что через точку вне плоскости можно провести…»; б) построения на проекционном чертеже, когда указываются кроме точек фигуры их проекции на проекционной плоскости.
Не все указанные этапы с самого начала обязательно должны явно присутствовать при решении задач на построение. В простейших конструктивных задачах, где алгоритм построения очевиден, допустимо не проводить анализ задачи в явном виде; если же доказательство непосредственно следует из построения, его можно также опустить (например, при построении в 7-8 классах обычно либо отсутствует, либо ограничивается проверкой выполнимости каждой операции и нахождением количества решений (если возможно).
Рассмотрим на примере следующей задачи на построение реализацию указанных этапов.
Задача. Построить треугольник по данному периметру и двум его внутренним углам α и γ.
Метод геометрических мест сводится к отысканию некоторого множества точек, характеризуемого условием, имеющим вид конъюнкции , где Р1(х) – фигура, удовлетворяющая первому условию, Р2(х) – фигура, удовлетворяющая второму условию и т.д.
В качестве первой задачи, решаемой М.Г.М. целесообразно предложить школьникам задачу, уже известную им – построение треугольника по трем сторонам. Построив одну из заданных сторон, находим третью вершину, предварительно выделив условия, каким она удовлетворяет:
а) находится на расстоянии b от точки А (это окружность с центром в точке А и радиусом b);
б) на расстоянии а от точки В.
Точка С будет являться пересечением этих двух геометрических мест точек (окружностей). Правда, здесь надо еще одно Г.М.Т. рассмотреть – заданную полуплоскость относительно прямой АВ. Далее переходим к решению задач М.Г.М. типа№32: построить треугольник по стороне и проведенным к ней медиане и высоте.
Пример: Построить геометрическое место точек плоскости, для которых .
Метод движений сводится к подбору такого движения, в результате которого образуется некоторая вспомогательная фигура, удовлетворяющая двум условиям:
Наибольшие затруднения у школьников вызывают задачи на построение, решаемые методом подобия (9 кл.) хотя непосредственно таких задач немного, учителю следует в эвристической беседе при решении одной из задач на этапе анализа подвести школьников к выводу, что условие соответствующих задач целесообразно разбить на две части, одна из которых определяет «форму» искомой фигуры (то есть определяет ее с точностью до подобия), а другая – ее размеры. По первой части строят фигуру, подобную искомой, а затем преобразовывают ее в искомую с учетом второй части.
Вопросы для самопроверки:
Литература: 4, 6, 7, 14, 16, 17
Дополнительно: Аргунов Б.И., Балк Т.Б. Геометрические построения на плоскости. Учпедгиз, 1955.
Тема 1. Методика изучения многоугольников в школьном курсе планиметрии.
План.
Содержание лекции:
Роль темы «Многоугольники» в обучении обусловлена следующим:
В систематическом курсе
Информация о работе Логическое строение школьного курса геометрии