Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 07:21, реферат
В работе рассматриваются основные проблемы, имеющие место в экономической, военной и энергетической политике Европейского Союза, где проявляется его эволюция как политического феномена на современном этапе.
Введение 3
1. Геополитическая ситуация: Экономический аспект 5
1. 1. Экономический кризис 2008-2009гг. Антикризисная политика 5
1.2 Экономический кризис 2011. Новые направления экономической политики 6
1.2.1 Надстройка экономической части ЭВС 6
2. Геополитическая ситуация: Военный аспект 10
3 Геополитическая ситуация: Энергетическая политика Европейского союза 13
Заключение 19
Список использованных источников 21
Министерство образования и науки Российской Федерации
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Международный
факультет управления
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Геополитика»
на тему:
«Геополитические
проблемы современного развития Европы»
Выполнил:
студент гр. 21895
Кравцов
И.С.
кандидат исторических наук, доцент
Шутов
В.С.
Томск 2011
Содержание
С.
Введение
1. Геополитическая ситуация: Экономический аспект 5
1.
1. Экономический кризис 2008-2009гг. Антикризисная
политика
1.2
Экономический кризис 2011. Новые направления
экономической политики
1.2.1 Надстройка экономической части ЭВС
2. Геополитическая ситуация: Военный аспект
3 Геополитическая ситуация: Энергетическая политика Европейского союза 13
Заключение
Список использованных
Введение
Актуальность темы исследования. На формирование системы международных отношений в политической, геополитической, экономической, военной, социально-экономической и иных сферах несомненное влияние оказывают интеграционные процессы, которые являются важнейшим элементом современности, что предопределяет актуальность их научного изучения. Под влиянием интеграционных тенденций наш мир всё быстрее движется в направлении создания глобальной экономики. В результате в рамках глобальной, но далеко не универсальной мировой экономики эволюционные процессы все отчетливее приобретают форму регионализма и групповых коалиций.
Наиболее продвинутым здесь оказался Европейский Союз - мощнейшая наднациональная структура, в рамках которой создана не только единая валютная система, но и заложены основы гармонизации финансовой и, в более широком плане, экономической политики государств-членов Союза. Маастрихтский договор (1992 г.) и последующие нормативные акты ЕС позволили перейти к формированию структур управления этого регионального объединения, берущих на себя ряд функций правительств входящих в него стран. Практика внутриевропейского углубленного взаимодействия между государствами-участниками, согласованная и достаточно эффективная политика в различных сферах жизни ЕС превращают его в ведущего игрока в международных отношениях, позволяют более активно включаться в развитие новой глобальной системы мировой политики, характеризующейся обострением борьбы различных центров силы, блоков, союзов государств за сферы влияния.
Объектом настоящего исследования выступает Европейский Союз - крупнейшее и влиятельнейшее в мире региональное сообщество, объединяющее 27 государств Западной Европы.
Предметом исследования являются основные проблемы, имеющие место в экономической, военной и энергетической политике Европейского Союза, где проявляется его эволюция как политического феномена на современном этапе.
Степень научной изученности проблемы. Изучение имеющихся в настоящее время научных материалов по европейским проблемам свидетельствует о том, что научный интерес к этой проблематике постоянно возрастает. Наряду с этим многие важные вопросы, касающиеся поведения и расстановки геополитических сил в конкретных ситуациях требуют дальнейшего изучения.
Теоретическая разработка проблем и различных аспектов политической, экономической, военной и энергетической политики содержится в коллективных разработках, подготовленных исследователями Института экономики, ИМЭМО и Института Европы РАН, МГУ им. М.В.Ломоносова, МГИМО (У) и Дипломатической академии МИД России и другими научными центрами, а также в монографиях и статьях учёных-международников.
Общетеоретическую
основу настоящей работы составляют современные
исследовательские материалы - диссертационные
исследования[13], публикации отечественных
и зарубежных ученых[2,4,9,10,12,14], политические
обозрения в СМИ[5,6,8]. При работе над исследованием
использовались также официальные документы
Европейского Союза [1,11,15,16], заявления
и официальные выступления глав государств[7].
На сегодня экономическая политика Евросоюза представляет собой микс из нескольких выросших самостоятельно и изолированно друг от друга элементов. Это региональная политика, структурные фонды, общий бюджет Евросоюза и амбициозная программа модернизации (ныне программа "Европа 2020"вместо провалившейся Лиссабонской стратегии)[1]. Экономическая часть ЭВС (с ее маастрихтскими критериями, Пактом стабильности и национальными программами конвергенции) - лишь часть этого многомерного конгломерата. Как и у любого мнозвенного механизма, ухучшение работоспособности того или иного звена имеет место быть. Для ЕС в настоящее время это всем известные бюджетные дефициты и госдолги, органы Евросоюза все время натыкаются на другие, противоречащие этой борьбе задачи, как-то: создания рабочих мест, снижения себестоимости продукции, улучшения системы образования, развития науки и т.п.
1.1 Экономический кризис 2008-2009. Антикризисная политика.
Способность
действовать в критической (кризисной)
ситуации является своего рода проверкой
на прочность ЕС как объединения.
Не секрет, что в кризис каждая страна,
в стремлении защитить национальную
экономику, под давлением обстоятельств,
может забыть о своих обязательствах
перед партнерами, попытаться ввести
протекционистские меры в интересах
отечественных производителей. Поэтому
наличие общей или
В рамках формировавшейся в течение 2008–2009 гг. антикризисной политики ЕС действует по всем направлениям и использует все возможные рычаги воздействия на макроэкономическую ситуацию. Это и меры по восстановлению ликвидности, и прямая финансовая поддержка, и совершенствование системы регулирования. Если говорить о финансовой поддержке, то основная ее часть осуществляется по линии национальных бюджетов стран-членов. Так, первоначально лидеры стран ЕС объявили о национальных планах борьбы с кризисом на общую сумму в 1,3 трлн долл. Возможности оказывать массированную прямую финансовую помощь у ЕС, бюджет которого составляет всего 1,3 % ВВП государств-членов, ограничены.
Но и
со стороны главного института ЕС
по ведению денежно-кредитной
ропейского
центрального банка (ЕЦБ) – предпринималось
не меньше мер по насыщению рынка
ликвидностью и восстановлению ситуации
в экономике. А в плане наполнения
системы регулирования новым
содержанием и координации
Таким образом, экономические потрясения 2008-2009г. показали, что при отсутствии основательной антикризисной политики, еврозона тем не менее выдержала удар кризиса, но, вместе с тем стало понятно, что комплесные программы экономического развития и экономической защиты по-прежнему требуют более глубокой и детальной доработки, в особенности после недавнего вступления новых членов в союз.
Многие
ученые в области европейской
интеграции выделяют две основные направленности
настоящей экономической
1.2.1
Надстройка экономической
На этом направлении сейчас сосредоточены небывалые по масштабам силы, а конценрация политической воли вызывает глубокое уважение. Однако препятствия на этом пути тоже нешуточные.
20 мая 2011 г. Исполнительный комитет Международного валютного фонда (МВФ) одобрил выделение трехлетнего кредита в размере 23,7 млрд. СДР (около 26 млрд. долл.) Португалии для стабилизации экономической ситуации и оздоровления государственных финансов. Заем является частью согласованного с Евросоюзом пакета помощи общим объемом в 78 миллиардов евро. Уже в 2011 году Лиссабон получит 12,6 млрд. евро от МВФ и 25,2 млрд. евро от партнеров по Евросоюзу.
Португалия стала третьей — после Греции и Ирландии — страной еврозоны, вынужденной прибегнуть к внешней помощи. Это спровоцировало очередное понижение курса евро, правда, далеко не такое сильное, как в первой половине прошлого года. А недавно в прессе появилось сообщение, что в правительстве Греции имеется план выхода из зоны евро.
Происходящее ставит три взаимосвязанных вопроса. В чем причина долговременных проблем в еврозоне? Можно ли ее устранить? Не пора ли слабым странам вернуться к национальным валютам?
Нынешняя хромота еврозоны — дефект врожденный, она была лишь спровоцирована мировым экономическим кризисом 2008-2009гг. [3] С самого начала две опоры (в ЕС их называют «pillars») Экономического и валютного союза (ЭВС) отличались по силе и масштабу. Общая экономическая политика проводилась в меньших объемах и слабее, чем единая денежно-кредитная политика. При относительно благоприятной конъюнктуре дефект не слишком мешал повседневной жизни еврозоны. Теперь же стало ясно, что длительное и болезненное лечение неизбежно. Экономическую «ногу» ЭВС нужно дотягивать до денежно-кредитной, за которую отвечает Европейский центральный банк [3].
Информация о работе Геополитические проблемы современного развития Европы