Геополитические эпохи США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:47, курс лекций

Краткое описание

1. Геополитические эпохи США
2. Стратегия мирового лидерства
3. Внешняя политика США
...
21. Геополитическая ситуация в странах Латинской Америки
22. Геополитическая стратегия стран Латинской Америки

Вложенные файлы: 1 файл

geopolitika_pechat.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

В значительной мере отсталость, повышенная конфликтологентностъ — наследие колониального пропитого. Длительное время регион являлся колониальным континентом, который колонизировали Великобритания. Франция, Германия и частично Испании. В XX в. с падением основных империй на территории Африки действует принцип «постимперской легитимности», когда административное деление империи экстраполируется на новые государства, освободившиеся от власти империи. Используя этот принцип. Франция поделила территории своих бывших колоний (теперь это страны Африканского финансового сообществ;! (КФА). объединенные как тесными политическими узами, гак и единой валютой - франком КФА). с тем чтобы продолжать оказывать на них свое влияние. Такие народы, как зулусы и банту, оказались разделенными и являются этнической частью многих государств Африки, что не даст им через национальное самосознание создать свои политические процессы и политические структуры, не говоря уже о государствах-нациях.

Раздробленность континента на враждующие государства не позволяет говорить о геополитической законченности Африки. Отсутствие лидера процессов делает страны весьма уязвимыми с точки зрения внешней политики и роста собственной цивилизационной идентичности. Единственная страна, которая может претендовать на лидерство, — ЮАР. Однако геополитически Южноафриканская Республика — искусственное талассократическое образование, богатое алмазами и иными природными ресурсами, следовательно, не может претендовать на лидерство больших континентальных пространств. Западное побережье Африки более ориентировано на торговлю и мореплавание. хотя чисто морскими государствами их назвать нельзя. Удобное положение делает их сторонниками талассократического строя, но сильные традиционные устои делают их уязвимыми для импульсов Суши, тем более делая их нестабильными. Восточное побережье является в большей степени государствами, склонными к власти Суши, хотя их двойственная природа могла бы смягчить строй. Это из-за того, что это побережье Индийского океана никогда не было богато торговым сообщением, а товарообмен между восточным побережьем и Азией и Австралией практически отсутствует. Северные и центральные районы региона малопригодны для проживания и развития из-за отсутствия значительных водных запасов и наличия белка, необходимого для выживания человеческого организма В большинстве случаев жизнь и политическая активность продолжают поддерживаться в городах и пригородах, а границы между государствами весьма условны и часто не имеют выраженного географического компонента. Регион весьма беден природными ресурсами.

Режимы на Африканском континенте нестабильны, «по подтверждает череда переворотов, протекающих весь XX век. Для стабилизации ряд государств, особенно Франция и США. используют вооруженную силу для свержения или зашиты правительств африканских государств. У Франции есть даже свои силы, которые называются «Иностранным легионом» и пригодны только для подавления конфликтов в Африке. Успех в миротворческих миссиях переменный, например. ООН удается части контролировать ситуацию, французы достигли успехов при подавлении сопротивления в Кот-д'Ивуар. а нот миротворческая операция США в Сомали в 1990-е голы потерпела крах.

20. Глобальные  угрозы и цивилизационные риски  современной Африки

Современную Африку не обошла стороной ни одна из острых проблем новейшей истории. Терроризм в некоторых из африканских стран стал одним из элементов жестокой повседневности, племенные и межконфессиональные конфликты потрясают многие государства и приводят к многочисленным жертвам, миллионы людей десятилетиями не могут выбраться из ужасающей нищеты. Ситуация кажется безнадежной, хотя очень не хочется верить, что она действительно такова.

Цивилизационные риски мирового беспорядка

Глобализация в ее современном  варианте не расширяет, а резко сокращает  область устойчивости миропорядка. Благодаря новым финансовым, информационным, технологическим возможностям международные игроки теперь способны оказывать глобальный и эффективный прессинг на общественное мнение в разных странах, политическую стабильность, общее состояние международной безопасности. Разноцветно реальных и виртуальных акций, мировых политических и финансовых игр не только выхолит за границы стожившегося миропорядка, но и проявляет способность обрушить многие его устои. Система глобального доминирования небольшой группы государств во главе с США задаст упрошенные, жесткие параметры международной безопасности. Возникающий новый мир реализует такие варианты самоорганизации и саморегуляции, которые, строго говоря, находятся уже за рамками мировой цивилизации или мировой культуры как сети взаимодействий основных международных субъектов. Мировые процессы становятся более самопроизвольными, неопределенными, закрытыми для универсального понимания. Отсюда целый ряд ключевых рисков нарастания глобального хаоса:

1) разрушение механизмов формирования и согласования национальных интересов:

2) локализация принципа rеalpolitik — безопасность, прежде всего глобальная;

3) распространение практики нелегитимного  принуждения и насилия ;

4) институционализация в широких масштабах применения насилия; (5( расширение «теневой зоны» как части нового мирового порядка.

Проблема безопасности

Для большинства африканских государств решение проблемы безопасности представляется не как задача усиления государственной военной машины, а исключительно как возможность эффективно решить ряд взаимозависимых и жизненно необходимых задач для выживания и воспроизводства собственного населения.

Говоря о военно-политических измерениях проблемы, следует сказать, что Африканский  континент, как и вся «зона  четвертого мира»», будет и в дальнейшем оставаться наиболее конфликтологенной зоной мира. При этом большая их часть будет происходить за права контроля над теми или иными полезными ископаемыми. Именно такой характер и подоплеку имеет сегодня большая часть африканских конфликтов.

Задача укрепления безопасности африканских  государств невозможна сегодня без участия международных организаций, реализации здесь долговременных планов социально-экономического и социально-политического развития. Механизм раннего предупреждения и реакции на возникающие конфликты под эгидой международного сообществ при непосредственном участии общеафриканских организаций (Африканский Союз), региональных организаций стоит считать неотъемлемой частью системы мер. способных хотя бы в какой-то степени укрепить шаткую структуру национальной и региональной безопасности в Африке.

Демографическая ситуация

В африканских странах за последние 40 лет динамика социально- демографических  и структурных индикаторов положительна. Снижаются такие демографические показатели, как общая и младенческая смертность,, рождаемость, а также доля занятых в сельском хозяйстве (с 77 до 63%), ожидаемая продолжительность жизни (40 лет в I960 г. и 52 года в 2003 г.) и удельный вес горожан (27% и 1980 г.. 39% в 2003 г.), напротив. увеличиваются. В то же время в ряде стран Африки подушевой ВВП и личное потребление сокращались, что свидетельствует об относительной автономности социальных и демографических показателей от экономических характеристик.

Темпы демографического прироста в  Африке (2—2,5% ежегодно) будут значительно превышать аналогичные показатели по развитым странам (0.3%), где производится 75% мирового ВВП. Несоответствие экономического и демографического роста приведет к обострению на Африканском континенте проблем бедности, занятости. голода, неграмотности, здоровья, сохранения экологического равновесия, еще более увеличит разрыв между «Севером» и «Югом».

В последние 20—30 лет наблюдается  глубокая дифференциация стран и  субрегионов Африки по социально-демографическим  показателям. Наибольших успехов в этой сфере добились государства Северной Африки. наименьших — субсахарская часть континента. Особенно опасной представляется тенденция роста коэффициента смертности и уменьшения средней продолжительности жизни африканских стран, население которых наряду с «традиционными» бедствиями охвачено эпидемией СПИДа. Демографическая политика может быть успешной лишь в сочетании с мерами ПО борьбе С отсталостью, по развитию образования, здравоохранения, социального обеспечения. Существенную помощь в решении этих проблем может оказать мировое сообщество, которое уже сегодня должно принимать экстренные меры в этом направлении.

Миграция

Сложные перипетии XXI в. сделали миграцию политической дилеммой мирового сообщества. Сложности, связанные с миграцией, порождаются терроризмом, непрерывными вялотекущими конфликтами, геноцидом (отмеченным в Судане), ростом числа несостоятельных государств, несмотря на -третью волну» демократии, и нищетой на местах. Эго вызывает бесконечный приток африканцев на Запад в поисках лучших возможностей. Согласно оценке с 1990 г. ежегодно Африканский континент покидают, по крайней мере, 20 тыс. человек. Южная Африка не составляет исключения в отношении массы проблем для Запада, которые несет с собой миграции.

Южная Африка — индустриальная страна, которая предоставляет много возможностей другим африканским странам, нуждающимся в них. Однако в отличие от Запала Южная Африка несет на себе дополнительное бремя, связанное с ожиданиями африканских мигрантов. считающих, что в силу истории апартеида Южная Африка обязана предоставлять пристанище экономическим и политическим беженцам. Кроме того, в глазах некоторых африканских стран Южная Африка является «большим братом», который должен принимать на себя и разрешать тяжелые проблемы континента и не прибегать к жесткой иммиграционной политике, проводимой с 2003 г. Сравнение миграционной и иммиграционной политики США и Южной Африки выявляет много общего. Обе страны окружены странами с низким национальным доходом и присущей им политической нестабильностью. Тем не менее феномен миграции не представляет собой всецело отрицательного явления для обеих стран. США часто предпринимают широкомасштабные действия в целях массового привлечения высококвалифицированных специалистов из развивающихся стран. Южная Африка также ощущает нехватку квалифицированной рабочей силы внутри страны, что вынуждает ее привлекать иностранцев. С другой стороны. Южная Африка и США ввели у себя иммиграционные законы, которые расцениваются как драконовские, способствующие криминализации иммигрантской среды.

Африка в поисках культурного  синтеза

Неотъемлемая часть общественного  развития на всем протяжении человеческой истории — синтез культур. Применительно к Африке тема синтеза культур приобретает тем более глубокий смысл, поскольку здесь, как нигде, велики противоречия между «традицией» и «современностью», т.е. самобытной культурой Африки и западной цивилизацией. Процесс синтеза в этих условиях выглядит неоднозначно. ибо на карту поставлена судьба африканской цивилизации с ее стилем жизни, коллективизмом, духовностью, типом человека. Исходящий от Запала стимул к развитию и модернизации, как и множественные проявления результативности культурного синтеза (в сфере быта, интересов, потребностей, видов человеческой деятельности, искусства, литературы, идеологии и т.д.). стимулирует процессы перемен и сдвиги в общественном сознании, в том числе в отношении к традициям.

Перемены в общественной жизни  и ментальности (в основном в городах  и в разной степени для разных социальных слоев и разных регионов) свидетельствуют о том. что на фоне инерционных факторов торможения процесса «драма слияния культур разыгрывается на сиене меняющейся идентичности Африки». В результате и Африке существует разнос отношение к проблеме синтеза. В том числе — тенденция к ретрадиционализании и культурной изоляции. С другой стороны, есть мнение, что «вне науки и техники спасения для Африки нет», при этом преобладают настроения в пользу разумного отбора и сохранения жизнеспособных традиций в целях включения их в процесс развития.

Проблема синтеза оставляет  много вопросов, неизменно оставаясь объектом внимания интеллигенции, общественных деятелей и политических лидеров Африки.

21. Геополитическая  ситуация в странах Латинской  Америки

 

Глобальная экономическая интеграция изменила структуру масти в мире: еще более очевидным стало  преимущество главных действующих сил н отставание периферии Новый мировой порядок, сформировавшийся в эпоху глобализации, выявил беспомощность развивающихся стран в противостоянии с экономическими гигантами. Латиноамериканские страны столкнулись с новым набором угроз и вызовов.

Первой из них стала проблема геоэкономической нестабильности Латиноамериканского региона. Она стада результатом использования неолиберальной экономической модели странами Латинской Америки при их интеграции в мирохозяйственные связи. В последние 30 лет политика интеграции латиноамериканских стран в мировую экономику проводилась под патронажем США. Использование монетаристских рецептов модернизации, ориентированных на сокращение государственного регулирования и социальных про- грамм. широкую приватизацию и переход к «свободному рынку», первоначально принесло определенные выгоды. Так. темпы роста ВВП в 1970-е годы в них составили 5.4%. что заставило большинство международных экспертов причислить их к группе новых индустриальных стран, а Мексику и Бразилию назвать новыми региональными лидерами. Более того, в 1980-е голы в странах Латинской Америки быстро рос торговый оборот, экспорт увеличился в три раза, импорт — в четыре раза, приток иностранного капитала составил почти 330 млрд долл.1

Однако политика монетаризма усиливала  социальную нестабильность и привела к волне кризисов в регионе. Как следствие, в начале XXI в. возвышение стран Юго-Восточной Азии проходило на фоне острых финансово-экономических и социальных кризисов в Латинской Америке. Основная причина паления темпов роста латиноамериканских стран, по мнению американского социолога И. Валлерстайна. состояла н монетаристском курсе либерализации экономики но рекомендации МВФ. Напротив, страны Юго-Восточной Азии пошли по пути протекционизма и зашиты национальной экономики.

Следствием политики монетаризма  в 1980—1990-е стало снижение к два  раза темпов роста ВВП в Латинской  Америке, которые составили лишь 2.7% в год. Резкое увеличение импорта привело к банкротству национальных компаний, усилило безработицу и инфляцию. Половина предприятий легкой промышленности прекратила свое существование, не выдержав конкуренции с дешевыми товарами мирового рынка. Бразилия, Колумбия, Перу, Доминиканская Республика имеют сегодня значительный дефицит внешней торговли. Вo многих латиноамериканских странах начался процесс деиндустриализации и структурной перестройки экономики: под воздействием мирового рынка страны Латинской Америки все больше ориентируются на добычу и первичную переработку минерального сырья и сельскохозяйственной продукции. Все это не может не вызывать волну социальных взрывов и протестов. Неэффективность монитаристской модели ощутили страны-лидеры: Бразилия, Аргентина. Мексика.

Информация о работе Геополитические эпохи США