Перспективы развития отношений между Норвегией и Россией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Темой исследования в работе являются геополитика и геоэкономика Норвегии. Актуальность темы исследования обосновывается следующим. Двусторонние отношения России и Норвегии традиционно базируются на фундаменте добрососедства и развиваются, несмотря на временные периоды «охлаждения», в политической, экономической, социальной, научной и культурной сферах. В последнее время энергетический фактор превращается в перспективный стимул расширения российско-норвежского сотрудничества. Это объясняется взаимным интересом к Арктическому региону, в котором имеются большие запасы углеводородного сырья. Наращивание экономического присутствия за счет освоения нефтегазовых месторождений на арктическом шельфе отвечает геополитическим задачам закрепления России в Арктике в качестве ответственного управляющего.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
3
1. Комплексная страноведческая характеристика Норвегии………………
5

1.1. География Норвегии, природные условия и ресурсы страны……
5

1.2. История Норвегии……………………………………………………
7

1.3. Административно-политическое устройство Норвегии, народонаселение……………………………………………………………

10
2. Особенности современного геоэкономического и геополитического положения Норвегии………………………………………………………….

15

2.1. Характеристика экономики и специфические черты конкурентоспособности Норвегии……………………………………….

15

2.2. Внешняя политика, национальные интересы в Арктике…………..
22

2.3. Особенности современных норвежско-российских отношений…..
29
3. Перспективы развития отношений между Норвегией и Россией………..
33
Заключение…………………………………………………………………….
38
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Геополитика Норвегии.docx

— 86.88 Кб (Скачать файл)

Таблица 2

Экономические показатели Норвегии за период 1994 — 2003 гг.

Макроэкономиче-ские показатели

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Рост ВВП

(% к предыдущему г.)

5,3

4,4

5,3

5,2

2,6

2,1

2,3

1,9

1,0

0,6

Инфляция

(изменение в %)

1,4

2,4

1,2

2,6

2,3

2,3

3,1

3,0

1,3

2,7

Безработица

(% от трудоспособного  населения)

5,5

5,0

4,9

4,1

3,2

3,2

3,4

3,6

3,9

4,6

ВВП на душу населения

(доллары США)

28515

33924

36318

35644

33860

35432

37164

37616

41970

47615


 

 

В последнее десятилетие состояние норвежской экономики характеризовалось противоречивыми тенденциями. В период с 1994 по 1998 г. в экономике страны наблюдалось увеличение инвестиций в нефтегазодобывающую, металлургическую и химическую отрасли экономики, что привело к высоким темпам роста ВВП и росту занятости в этот период времени. В 1999 г. экономический рост сменился застоем. Началось уменьшение инвестиций в нефтегазодобычу, что повлекло снижение спроса на продукцию промышленных отраслей, прямо или косвенно связанных с нефтяным сектором экономики. Произошло снижение темпов роста ВВП в судостроении и в отрасли по производству оборудования для освоения континентального шельфа. Кроме этого, в 1999 г. прекратился рост занятости, а в период с 2000 по 2003 г. происходил рост уровня безработицы.

Представленные в табл. 2 данные позволяют говорить о Норвегии как об одном из самых экономически благополучных государств: ее ВВП на душу населения намного превосходит средний показатель стран ЕС, уровни безработицы и инфляции находятся на низком уровне. Несмотря на это, необходимо сказать, что в 2000-е гг. в норвежской экономике происходило падение деловой активности, так рост ВВП в 2003 г. составил 0,6%, что значительно ниже, чем за все годы в период 1994 — 1997, когда этот показатель составлял в среднем 5%. Экономический спад происходит в так называемых «континентальных» отраслях экономики, к которым относятся все отрасли промышленности, кроме нефтегазодобычи и рыболовства. Пропускная способность трубопроводного транспорта ограничивает рост добычи углеводородного сырья и не позволяет нефтегазодобывающей промышленности компенсировать замедление темпов роста ВВП в «континентальных» отраслях. Снижение темпов роста в промышленности заставило норвежское государство пересмотреть свою экономическую политику. В своем программном заявлении в 2002 г. правительство подчеркивало, что содействие росту ВВП в «континентальных» отраслях экономики в 2003 — 2006 гг. будет играть более значимую роль в государственной экономической политике, чем стимулирование инвестиций в нефтегазодобычу, с целью роста производства углеводородного сырья. С целью стимулирования роста производства в «континентальных» отраслях экономики, правительство центристской коалиции во главе с К.М. Бундевиком в 2002 г. пошло на предоставление налоговых послаблений норвежским предприятиям. Результатом налоговой реформы стало, во-первых, упразднение налога на инвестиции, во-вторых, отмена налога на дивиденды, в-третьих, повышение уровня ставок амортизационных списаний, что значительно уменьшает налогооблагаемую базу. Налоговые послабления привели к тому, что произошло обновление основных фондов предприятий и увеличение притока капиталов в реализацию инновационных проектов в экономике. Проведение налоговой реформы встречало значительное противодействие со стороны оппозиционных партий и различных общественных кругов, так как было значительно сокращено финансирование социальных программ. Например, в 2002 г. были урезаны субсидии Государственному фонду экономического и регионального развития, который финансирует программы по выравниванию экономического развития различных регионов страны на 500 млн. крон.

Одной из отличительных характеристик норвежской экономики в последнее десятилетие является низкий уровень инфляции, который поддерживается за счет сбалансированной финансовой политики, направленной на стабилизацию спроса на товары и услуги на внутреннем рынке. Необходимо отметить тот факт, что в 1990-е годы главной задачей норвежской финансовой политики являлось удержание инфляции, частного и государственного потребления на уровне аналогичных показателей ведущих торговых партнеров страны. Из табл. 2 видно, что в 2000 и 2001 годах уровень инфляции составлял 3,1% и 3% соответственно. Такие относительно высокие показатели инфляции связаны с ростом цен на электроэнергию в этот период времени. Отметим, что основу норвежского энергетического комплекса составляют гидроэлектростанции, так что повышение цен на электроэнергию происходит в стране при понижении водности рек. Из этого следует, что инфляционные тенденции, наблюдавшиеся в 2000 — 2001 гг., не связаны с неблагоприятной ситуацией в экономике страны, а во многом объясняются сезонными колебаниями цен на электроэнергию в странах, где большая часть энергии вырабатывается на гидроэлектростанциях, к которым относится Норвегия.

Как видно из данных табл. 2, на рынке трудовых ресурсов до 1999 г. уровень безработицы неуклонно снижался. Рост занятости с 1994 по 1998 г. связан с реализацией государством Программы экономического развития Норвегии на 1994 — 1997 гг., которая способствовала росту деловой активности в стране. Однако ситуация изменилась и в период с 1999 по 2003 г. происходил рост уровня безработицы, достигший в 2003 году 4,6%. Ухудшение на рынке труда Норвегии обусловлено высокими темпами роста уровня заработной платы в стране. Так в период с 1998 по 2003 г. рост зарплаты в среднем составлял 5,3% ежегодно. Это значительно выше аналогичного показателя за тот же временной период в странах — основных торговых партнерах Норвегии. Высокие темпы роста заработной платы вкупе с укреплением курса норвежской кроны относительно доллара США и евро, которое происходило в 2000-е гг., оказали негативное влияние на конкурентоспособность норвежских товаров на мировом рынке. Кроме этого, на рынке трудовых ресурсов Норвегии есть определенный дисбаланс. В «континентальных» промышленных отраслях происходит уменьшение спроса на рабочую силу в последние пять лет, в то время как в секторе услуг за тот же период времени ощущалась нехватка рабочей силы и рост предложений рабочих мест.

С переходом к интенсивному, ресурсосберегающему типу воспроизводства, современным технологиям Норвегия с учетом своих национальных потребностей и возможностей, уроков кризиса встала на путь структурной перестройки и определения новых направлений. Главным образом в сфере экспорта, всё более испытывающих на себе удары конкурентной борьбы на мировых рынках.

 В период 2003-2008 Норвегия испытала сильный  экономический рост, с ежегодным ростом ВВП материковой части Норвегии в  среднем на 5%. Рост в материковой экономике достиг 6 процентов в 2007 году, но был сокращен до  3,2 % в 2008 году, согласно цифрам национальных счетов. Циклический пик прошел на рубеже 2007 - 2008 годов, и в настоящее время в норвежской экономике наблюдается спад. Изменения в Норвежской экономике начались с уменьшением инвестиций в жилищное строительство, которое стало более выраженным в течение 2008. Также в 2008 было заметно снижение спроса на потребительские товары длительного пользования. Спад в Норвежской экономике усилился в связи с международным финансовым кризисом и глобальным экономическим спадом. Тем не менее, последствия кризиса не были для  Норвегии столь серьезными, как  для большинства других стран.

Таблица 3

Уровень инфляции в Норвегии в период 2003-2009 гг.

Год

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Уровень инфляции

(%)

2,45

0,44

1,59

2,26

0,73

3,6

1,4


 

 

Денежно-кредитная политика Норвегии направлена на поддержание низкого уровня инфляции. Инфляция остается на низком уровне с 2002 года, 
за исключением 2003 года. Рост потребительских цен, измеренный с помощью индекса потребительских цен (ИПЦ) был близок к уровню инфляции в 1,6% на протяжении большей части 2005. Это потому, что цены на электроэнергию были существенно ниже, чем в 2005 году в 2004 году. В 2006 году цены на электроэнергию были необычно высокими, что вызвало повышение уровня инфляции до 2,3%. Также заметно увеличилась инфляция в Норвегии в 2008 году по сравнению с 2007 годом. В частности, это обусловлено длительным экономическим подъемом, который привел к относительно резкому повышения цен и способствовал повышению уровня инфляции. Уровень инфляции потребительских цен, измеряемый с поправкой на изменения ставок акцизов,  
пошлин и без учета энергии, вырос чуть больше, чем целевой показатель инфляции начиная с лета 2008 года. А вот последствия экономического спада и снижения цен на энергию, привели к снижению инфляции к концу этого года. В дальнейшем ожидается падение инфляции из-за снижения цен на электроэнергию (см. табл. 3). [7]

С методической точки зрения отрасли норвежской промышленности подразделяются на четыре группы:

1) нефтегазодобывающая как  отдельная отрасль, имеющая особое  значение для экономики страны  в целом, находящаяся под контролем и патронажем специальных государственных служб;

2) экспортно ориентированные  отрасли (металлургия, целлюлозно-бумажная, нефтеперерабатывающая, горнодобывающая);

3) отрасли, ориентированные преимущественно на внутренний рынок (текстильная, швейная, деревоперерабатывающая, мебельная);

4) защищенные отрасли (пищевая, полиграфическая), поскольку импорт  многих пищевых товаров в Норвегию  сдерживается высокими таможенными  пошлинами.

Норвегия относится к числу стран, сильно зависящих от внешней торговли: экспортирует 90% нефти, почти весь природный газ на внешний рынок. Вывозится почти 100% алюминиевой продукции (при этом она целиком базируется на импортном сырье). Активно экспортируется продукция судостроения и ряда других отраслей.

Экономическое развитие страны во многом связано с иностранными инвестициями, притоком иностранного капитала, в первую очередь из США, Великобритании и Швеции. Основные сферы его продвижения связаны с нефтедобычей, нефтехимией, судоходством, электроникой, химией, металлургией, пищевой промышленностью. Большинство норвежских предприятий относится к категории средних и мелких.

В силу перечисленных причин Норвегия активно участвует в мировых экономических отношениях и работает в шестидесяти международных организациях: в ВТО, МВФ, ОЭСР, в Международной организации труда (МОТ), в Европейской ассоциации международной торговли (ЕАСТ), является одной из сторон договора об Общеевропейском экономическом пространстве (ОЕЭП) и т.д.

Страна уделяет огромное внимание экологическим проблемам сбережения биобогатств океанов и морей, охране окружающей среды и в этих вопросах также является одним из мировых лидеров. [15, с. 383 - 385]

Норвегия имеет все основания считаться стабильно устойчивой и благополучной страной. Её экономика укрепляется за счет высококвалифицированной рабочей силы, умелого государственного регулирования и хорошо организованного сектора бизнеса. В стране отсутствует коррупция, а её экономика полностью прозрачна. [15, с. 389]

 

2.2. Внешняя политика, национальные интересы в Арктике

Норвежское общество, культурная и деловая жизнь и политика всегда были тесно связаны с Европой. Международное сотрудничество и стабильность в мире в целом, а также в Европе долго оставались основными направлениями внешней политики Норвегии. В 40-х гг. 20 века Норвегия была среди основателей ООН, ОБСЕ, НАТО и Совета Европы.

В 1972 и 1994 гг. в Норвегии проходили референдумы по вопросу о присоединении к ЕС, и оба раза большинство граждан проголосовало против членства. Тем не менее, в настоящее время Норвегия тесно сотрудничает с ЕС в большинстве вопросов. Несмотря на то, что мнения по поводу членства в ЕС разделились, существует широкое политическое единство относительно того, что  Норвегия должна активно и конструктивно сотрудничать с Европой.

Наиболее важная форма сотрудничества с ЕС - Соглашение о Европейском Экономическом Пространстве (ЕЭП) от 1994 г. По этому Соглашению, Норвегия и другие страны-участницы ЕЭП являются частью внутреннего рынка ЕС. Это означает, что норвежские юридические и физические лица имеют  те же права и обязанности, что и юридические и физические лица ЕС в вопросах, охватываемых Соглашением. Это также означает, что Норвегия участвует в разработке законодательства ЕС по таким вопросам внутреннего рынка, как транспорт и охрана окружающей среды, а также обязана следовать этому законодательству. Кроме того, Норвегия также участвует в программах ЕС по многим вопросам, таким как культура, научные исследования, региональное сотрудничество и образование. Таможенный союз ЕС и общая торговая политика по отношению к третьим странам, а также политика в отношении рыболовства и сельского хозяйства остаются за рамками ЕЭП.

Информация о работе Перспективы развития отношений между Норвегией и Россией