Перспективы развития отношений между Норвегией и Россией
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 14:26, курсовая работа
Краткое описание
Темой исследования в работе являются геополитика и геоэкономика Норвегии. Актуальность темы исследования обосновывается следующим. Двусторонние отношения России и Норвегии традиционно базируются на фундаменте добрососедства и развиваются, несмотря на временные периоды «охлаждения», в политической, экономической, социальной, научной и культурной сферах. В последнее время энергетический фактор превращается в перспективный стимул расширения российско-норвежского сотрудничества. Это объясняется взаимным интересом к Арктическому региону, в котором имеются большие запасы углеводородного сырья. Наращивание экономического присутствия за счет освоения нефтегазовых месторождений на арктическом шельфе отвечает геополитическим задачам закрепления России в Арктике в качестве ответственного управляющего.
1.1. География Норвегии, природные условия и ресурсы страны…… 5
1.2. История Норвегии…………………………………………………… 7
1.3. Административно-политическое устройство Норвегии, народонаселение……………………………………………………………
10 2. Особенности современного геоэкономического и геополитического положения Норвегии………………………………………………………….
15
2.1. Характеристика экономики и специфические черты конкурентоспособности Норвегии……………………………………….
15
2.2. Внешняя политика, национальные интересы в Арктике………….. 22
2.3. Особенности современных норвежско-российских отношений….. 29 3. Перспективы развития отношений между Норвегией и Россией……….. 33 Заключение……………………………………………………………………. 38 Список использованных источников
Экономические показатели Норвегии
за период 1994 — 2003 гг.
Макроэкономиче-ские показатели
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
Рост ВВП
(% к предыдущему г.)
5,3
4,4
5,3
5,2
2,6
2,1
2,3
1,9
1,0
0,6
Инфляция
(изменение в %)
1,4
2,4
1,2
2,6
2,3
2,3
3,1
3,0
1,3
2,7
Безработица
(% от трудоспособного
населения)
5,5
5,0
4,9
4,1
3,2
3,2
3,4
3,6
3,9
4,6
ВВП на душу населения
(доллары США)
28515
33924
36318
35644
33860
35432
37164
37616
41970
47615
В последнее десятилетие состояние
норвежской экономики характеризовалось
противоречивыми тенденциями. В период
с 1994 по 1998 г. в экономике страны наблюдалось
увеличение инвестиций в нефтегазодобывающую,
металлургическую и химическую отрасли
экономики, что привело к высоким темпам
роста ВВП и росту занятости в этот период
времени. В 1999 г. экономический рост сменился
застоем. Началось уменьшение инвестиций
в нефтегазодобычу, что повлекло снижение
спроса на продукцию промышленных отраслей,
прямо или косвенно связанных с нефтяным
сектором экономики. Произошло снижение
темпов роста ВВП в судостроении и в отрасли
по производству оборудования для освоения
континентального шельфа. Кроме этого,
в 1999 г. прекратился рост занятости, а в
период с 2000 по 2003 г. происходил рост уровня
безработицы.
Представленные в табл. 2 данные
позволяют говорить о Норвегии как об
одном из самых экономически благополучных
государств: ее ВВП на душу населения намного
превосходит средний показатель стран
ЕС, уровни безработицы и инфляции находятся
на низком уровне. Несмотря на это, необходимо
сказать, что в 2000-е гг. в норвежской экономике
происходило падение деловой активности,
так рост ВВП в 2003 г. составил 0,6%, что значительно
ниже, чем за все годы в период 1994 — 1997,
когда этот показатель составлял в среднем
5%. Экономический спад происходит в так
называемых «континентальных» отраслях
экономики, к которым относятся все отрасли
промышленности, кроме нефтегазодобычи
и рыболовства. Пропускная способность
трубопроводного транспорта ограничивает
рост добычи углеводородного сырья и не
позволяет нефтегазодобывающей промышленности
компенсировать замедление темпов роста
ВВП в «континентальных» отраслях. Снижение
темпов роста в промышленности заставило
норвежское государство пересмотреть
свою экономическую политику. В своем
программном заявлении в 2002 г. правительство
подчеркивало, что содействие росту ВВП
в «континентальных» отраслях экономики
в 2003 — 2006 гг. будет играть более значимую
роль в государственной экономической
политике, чем стимулирование инвестиций
в нефтегазодобычу, с целью роста производства
углеводородного сырья. С целью стимулирования
роста производства в «континентальных»
отраслях экономики, правительство центристской
коалиции во главе с К.М. Бундевиком в 2002
г. пошло на предоставление налоговых
послаблений норвежским предприятиям.
Результатом налоговой реформы стало,
во-первых, упразднение налога на инвестиции,
во-вторых, отмена налога на дивиденды,
в-третьих, повышение уровня ставок амортизационных
списаний, что значительно уменьшает налогооблагаемую
базу. Налоговые послабления привели к
тому, что произошло обновление основных
фондов предприятий и увеличение притока
капиталов в реализацию инновационных
проектов в экономике. Проведение налоговой
реформы встречало значительное противодействие
со стороны оппозиционных партий и различных
общественных кругов, так как было значительно
сокращено финансирование социальных
программ. Например, в 2002 г. были урезаны
субсидии Государственному фонду экономического
и регионального развития, который финансирует
программы по выравниванию экономического
развития различных регионов страны на
500 млн. крон.
Одной из отличительных характеристик
норвежской экономики в последнее десятилетие
является низкий уровень инфляции, который
поддерживается за счет сбалансированной
финансовой политики, направленной на
стабилизацию спроса на товары и услуги
на внутреннем рынке. Необходимо отметить
тот факт, что в 1990-е годы главной задачей
норвежской финансовой политики являлось
удержание инфляции, частного и государственного
потребления на уровне аналогичных показателей
ведущих торговых партнеров страны. Из
табл. 2 видно, что в 2000 и 2001 годах уровень
инфляции составлял 3,1% и 3% соответственно.
Такие относительно высокие показатели
инфляции связаны с ростом цен на электроэнергию
в этот период времени. Отметим, что основу
норвежского энергетического комплекса
составляют гидроэлектростанции, так
что повышение цен на электроэнергию происходит
в стране при понижении водности рек. Из
этого следует, что инфляционные тенденции,
наблюдавшиеся в 2000 — 2001 гг., не связаны
с неблагоприятной ситуацией в экономике
страны, а во многом объясняются сезонными
колебаниями цен на электроэнергию в странах,
где большая часть энергии вырабатывается
на гидроэлектростанциях, к которым относится
Норвегия.
Как видно из данных табл. 2,
на рынке трудовых ресурсов до 1999 г. уровень
безработицы неуклонно снижался. Рост
занятости с 1994 по 1998 г. связан с реализацией
государством Программы экономического
развития Норвегии на 1994 — 1997 гг., которая
способствовала росту деловой активности
в стране. Однако ситуация изменилась
и в период с 1999 по 2003 г. происходил рост
уровня безработицы, достигший в 2003 году
4,6%. Ухудшение на рынке труда Норвегии
обусловлено высокими темпами роста уровня
заработной платы в стране. Так в период
с 1998 по 2003 г. рост зарплаты в среднем составлял
5,3% ежегодно. Это значительно выше аналогичного
показателя за тот же временной период
в странах — основных торговых партнерах
Норвегии. Высокие темпы роста заработной
платы вкупе с укреплением курса норвежской
кроны относительно доллара США и евро,
которое происходило в 2000-е гг., оказали
негативное влияние на конкурентоспособность
норвежских товаров на мировом рынке.
Кроме этого, на рынке трудовых ресурсов
Норвегии есть определенный дисбаланс.
В «континентальных» промышленных отраслях
происходит уменьшение спроса на рабочую
силу в последние пять лет, в то время как
в секторе услуг за тот же период времени
ощущалась нехватка рабочей силы и рост
предложений рабочих мест.
С переходом к интенсивному,
ресурсосберегающему типу воспроизводства,
современным технологиям Норвегия с учетом
своих национальных потребностей и возможностей,
уроков кризиса встала на путь структурной
перестройки и определения новых направлений.
Главным образом в сфере экспорта, всё
более испытывающих на себе удары конкурентной
борьбы на мировых рынках.
В период 2003-2008 Норвегия испытала сильный
экономический рост, с ежегодным ростом
ВВП материковой части Норвегии в среднем
на 5%. Рост
в материковой экономике достиг 6 процентов
в 2007 году, но был сокращен до 3,2 % в 2008
году, согласно цифрам национальных счетов.
Циклический пик прошел на рубеже 2007 -
2008 годов, и в настоящее время в норвежской
экономике наблюдается спад. Изменения
в Норвежской экономике начались с уменьшением
инвестиций в жилищное строительство,
которое стало более выраженным в течение
2008. Также в 2008 было заметно снижение спроса на потребительские товары
длительного пользования. Спад в Норвежской
экономике усилился в связи с международным
финансовым кризисом и глобальным экономическим
спадом. Тем не менее, последствия кризиса
не были для Норвегии столь серьезными,
как для большинства других стран.
Таблица 3
Уровень инфляции в Норвегии
в период 2003-2009 гг.
Год
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
Уровень инфляции
(%)
2,45
0,44
1,59
2,26
0,73
3,6
1,4
Денежно-кредитная политика
Норвегии направлена на поддержание низкого
уровня инфляции. Инфляция остается на
низком уровне с 2002 года,
за исключением 2003 года. Рост
потребительских цен, измеренный с помощью
индекса потребительских цен (ИПЦ) был
близок к уровню инфляции в 1,6% на протяжении
большей части 2005. Это потому, что цены
на электроэнергию были существенно ниже,
чем в 2005 году в 2004 году. В 2006 году цены на электроэнергию были
необычно высокими, что вызвало повышение
уровня инфляции до 2,3%. Также заметно увеличилась
инфляция в Норвегии в 2008 году по сравнению
с 2007 годом. В частности, это обусловлено длительным
экономическим подъемом, который привел
к относительно резкому повышения цен
и способствовал повышению уровня инфляции.
Уровень инфляции потребительских цен,
измеряемый с поправкой на изменения ставок
акцизов,
пошлин и без учета энергии,
вырос чуть больше, чем целевой показатель
инфляции начиная с лета 2008 года. А вот
последствия
экономического спада и снижения цен на
энергию, привели к снижению инфляции
к концу этого года. В дальнейшем ожидается
падение инфляции из-за снижения цен на
электроэнергию (см. табл. 3). [7]
С методической точки зрения
отрасли норвежской промышленности подразделяются
на четыре группы:
1) нефтегазодобывающая как
отдельная отрасль, имеющая особое
значение для экономики страны
в целом, находящаяся под контролем
и патронажем специальных государственных
служб;
3) отрасли, ориентированные
преимущественно на внутренний рынок
(текстильная, швейная, деревоперерабатывающая,
мебельная);
4) защищенные отрасли (пищевая,
полиграфическая), поскольку импорт
многих пищевых товаров в Норвегию
сдерживается высокими таможенными
пошлинами.
Норвегия относится к числу
стран, сильно зависящих от внешней торговли:
экспортирует 90% нефти, почти весь природный
газ на внешний рынок. Вывозится почти
100% алюминиевой продукции (при этом она
целиком базируется на импортном сырье).
Активно экспортируется продукция судостроения
и ряда других отраслей.
Экономическое развитие страны
во многом связано с иностранными инвестициями,
притоком иностранного капитала, в первую
очередь из США, Великобритании и Швеции.
Основные сферы его продвижения связаны
с нефтедобычей, нефтехимией, судоходством,
электроникой, химией, металлургией, пищевой
промышленностью. Большинство норвежских
предприятий относится к категории средних
и мелких.
В силу перечисленных причин
Норвегия активно участвует в мировых
экономических отношениях и работает
в шестидесяти международных организациях:
в ВТО, МВФ, ОЭСР, в Международной организации
труда (МОТ), в Европейской ассоциации
международной торговли (ЕАСТ), является
одной из сторон договора об Общеевропейском
экономическом пространстве (ОЕЭП) и т.д.
Страна уделяет огромное внимание
экологическим проблемам сбережения биобогатств
океанов и морей, охране окружающей среды
и в этих вопросах также является одним
из мировых лидеров. [15, с. 383 - 385]
Норвегия имеет все основания
считаться стабильно устойчивой и благополучной
страной. Её экономика укрепляется за
счет высококвалифицированной рабочей
силы, умелого государственного регулирования
и хорошо организованного сектора бизнеса.
В стране отсутствует коррупция, а её экономика
полностью прозрачна. [15, с. 389]
2.2. Внешняя политика,
национальные интересы в Арктике
Норвежское общество, культурная
и деловая жизнь и политика всегда были
тесно связаны с Европой. Международное
сотрудничество и стабильность в мире
в целом, а также в Европе долго оставались
основными направлениями внешней политики
Норвегии. В 40-х гг. 20 века Норвегия была
среди основателей ООН, ОБСЕ, НАТО и Совета
Европы.
В 1972 и 1994 гг. в Норвегии проходили
референдумы по вопросу о присоединении
к ЕС, и оба раза большинство граждан проголосовало
против членства. Тем не менее, в настоящее
время Норвегия тесно сотрудничает с ЕС
в большинстве вопросов. Несмотря на то,
что мнения по поводу членства в ЕС разделились,
существует широкое политическое единство
относительно того, что Норвегия должна
активно и конструктивно сотрудничать
с Европой.
Наиболее важная форма сотрудничества
с ЕС - Соглашение о Европейском Экономическом
Пространстве (ЕЭП) от 1994 г. По этому Соглашению,
Норвегия и другие страны-участницы ЕЭП
являются частью внутреннего рынка ЕС.
Это означает, что норвежские юридические
и физические лица имеют те же права и
обязанности, что и юридические и физические
лица ЕС в вопросах, охватываемых Соглашением.
Это также означает, что Норвегия участвует
в разработке законодательства ЕС по таким
вопросам внутреннего рынка, как транспорт
и охрана окружающей среды, а также обязана
следовать этому законодательству. Кроме
того, Норвегия также участвует в программах
ЕС по многим вопросам, таким как культура,
научные исследования, региональное сотрудничество
и образование. Таможенный союз ЕС и общая
торговая политика по отношению к третьим
странам, а также политика в отношении
рыболовства и сельского хозяйства остаются
за рамками ЕЭП.