Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 09:12, курсовая работа
Государственное управление - это сознательное воздействие государственных институтов на деятельность общества, его отдельных групп, в котором реализуются общественные потребности и интересы, общезначимые цели и воля общества.
Из данного определения можно выделить:
- субъект управления – государственные институты - организации специальных групп людей, наделенных необходимыми для управленческих действий властными полномочиями и действующих от имени общества и каждого гражданина на основе установленных правовых норм.
- объект государственного управления – общество в целом или его отдельные группы, общественно-политические, экономические, культурные и прочие организации, их деятельность.
- управляющее воздействие государственных институтов - целенаправленное воздействие на естественное состояние общества в интересах классов и других больших социальных групп, стремление придать ему организованное функционирование в соответствии с установленными нормами, обеспечить его адаптацию к изменяющимся условиям среды, а также возможное его совершенствование и развитие.
Введение………………………………………………………………………3
1. Общие сведения о теории государственного
управления
1.1. Понятие теории государственного управления……………………5
1.2. Объективная необходимость в государственном управлении……6
2. Развитие теории государственного управления
2.1. Истоки теории государственного управления……………………..8
2.2.Основные этапы развития теории государственного
управления
2.2.1. I этап развития теории государственного
управления ( 1880 - 1920г.г.)……………………………………………12
2.2.2. II этап развития теории государственного
управления (1920 - 1950гг.) ……………………………………………..16
2.2.3. III этап развития теории государственного
управления (1950г. - настоящее время)………………………………..19
3. Особенности развития теории государственного
управления в различных странах
3.1. Американская школа государственного управления…………….23
3.2. Школа государственного управления в Великобритании……….24
3.3. Школа государственного управления во Франции………………25
3.4. Школа государственного управления в Германии……………….27
4. Развитие теории государственного управления в
Республике Беларусь……………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………..32
Список использованных источников………………………………………34
Классиком теории государственного управления во Франции является Анри Файоль. Он первым поставил задачу организованного обучения менеджменту во Франции. Его заслуга также в том, что он сформулировал принципы управления, которые являются универсальными и применимы практически повсюду: в экономике, в правительственных службах и учреждениях, в армии и на флоте. Управление любой организацией, по его мнению, включает шесть групп функций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные и административные. Административные функции являются определяющими.
Следует также отметить вклад бывшего президента
Франции
В.Ж.де’Эстена в развитие французской
школы государственного управления. Свои
взгляды на эту проблему он изложил в работе
«Французская демократия», в которой предлагает
собственную концепцию «социального государства»,
а также основные принципы государственного
управления.
3.4. Школа государственного управления в Германии
Особенностью теории государственного управления в Германии выступают фундаментальные теоретические исследования философского характера. Большая часть немецких исследователей видела в государственном управлении воплощение «вечных» ценностей и сферу реализации свободы. Так, Х.Кун считал, что основой предмета теории государственного управления является человеческая природа, и, следовательно, рассматривать его необходимо с философских позиций. По мнению А.Гелена, основой государственного управления является стремление к стабильности внутреннего и внешнего мира. Особое внимание он обращал на то, что именно институты государства «освобождают человека от мучительного поиска достойного поведения, поскольку они предстают перед ним уже сформировавшимися и заранее определенными».
Несомненный интерес представляет концепция государственного управления Людвига Эрхарда, который был вначале министром экономики, а затем вице-канцлером и канцлером Германии. Он считал, что эффективность государственного управления определяет усиление мер по государственному регулированию экономики. Эрхард предлагал изменить социальную структуру общества посредством крупных мер по рассеиванию собственности и демократизации капитала, по смягчению экономических кризисов и классовых противоречий. Им была разработана концепция общества, в котором все группы населения подчинялись общему благу, возрастала роль правительства, все социальные слои поддерживали существующий социальный строй.
Нашел свое отражение в немецкой научной школе и структурно-функциональный подход. Наиболее последовательно он изложен в работах Н.Лумана. Преимущество своей структурно-функциональной теории Луман видел в предложении постоянного исследования конкретных функций управленческих структур с помощью специфического упрощения реальности, т.к. только на определенном уровне абстракции становится возможным «функционально» анализировать и сравнивать все управленческие структуры и процессы. Сама структура государственного управления при этом не рассматривалась им как нечто всеобъемлющее и законченное.
Характеристика германской школы была бы неполной без упоминания научного вклада Р.Дарендофа. Анализируя социально-политическую ситуацию в развитых странах Западной Европы, Дарендоф пришел к заключению, что в настоящее время одной из наиболее влиятельных групп интересов является бюрократия, которая является действительным носителем власти во всех организациях общества, включая государство. В современном государстве никто не в состоянии править, минуя бюрократию, и, тем более, против ее воли. Дарендоф опасался утраты легитимности существующей политической системы в условиях доминирования безликой бюрократии и отсутствия групп, способных осуществлять политическое господство. В таких условиях появляется реальная возможность для групп радикальных реформаторов захватить политическую власть. Нередко такая группа и в теории, и на практике, тоталитарна.
4. Развитие теории государственного управления в Республике Беларусь
Значение теории государственного управления для белорусской аудитории переоценить трудно. Государство и общество переживают переходный период своего развития; разрушена советская система государственной власти и управления, и пока построен лишь каркас либерально-демократической системы, причем заполняется он и авторитарно-бюрократическими механизмами и технологиями властвования и управленческих действий. Былая традиция видения и решения любых проблем государственного управления через идеологические противоположности (коммунистическое — антикоммунистическое) остается парадигмой политического мышления власть имущих. Безграмотность в государственных органах — явление не редкое. В числе причин системного кризиса, охватившего государство и общество, — отсутствие у административно-политической элиты четких теоретических ориентиров и ценностных установок в ответственной государственной деятельности.
Теория государственного управления ныне — на этапе формирования. Советский опыт отвергнут; марксистско-ленинские идеи отброшены. Идет поиск иной, отличной от материалистической, методологии исследования политических и управленческих процессов. Во многих случаях он ограничивается пока критикой вульгаризированного марксизма и заимствованием нынешних модных зарубежных концепций. Словом, кризис в теории государственного управления — бесспорный факт.
В Беларуси наука государственного управления развивалась в русле российской. Наиболее интересные и оригинальные идеи были высказаны во второй половине ХIХ – начале ХХ в. представителями «государственной школы» (Соловьев С.М., Кавелин К.Д., Чичерин А.Д., Милюков П.Н. и др.). В рамках этой школы была теоретически обоснована концепция закрепощения и раскрепощения сословий государством. Доказывалось, что в условиях господства натурального хозяйства решение вопроса обеспечения материальными и людскими ресурсами возможно лишь за счет распределения повинностей на различные слои населения. Результатом такой многовековой политики, проводившейся при согласии населения, явилась политическая стабильность. П.Н.Милюков пришел к выводу, что объективно для социальной системы характерны два взаимоисключающих состояния:
- механическая стабильность, переходящая в апатию в период усиления государства;
- дестабилизация, переходящая в анархический протест против государства в период ослабления государственности. Когда старая государственность распадается, возникает состояние анархии, порожденное вакуумом власти.
В начале ХХ в. появились работы Богданова А.А., в которых были высказаны идеи, явившиеся прологом к развитию теории систем.
В первые послереволюционные годы властью была поставлена задача изучения и практического использования в государственном управлении идей научного менеджмента. В этих целях создавались научно-исследовательские институты и лаборатории, занимавшиеся изучением научной организации труда и управления. Научное администрирование рассматривалось как часть научной организации труда. Считалось, что государственный аппарат должен превратиться в народный институт и изыскивались способы удешевления государственного управления на основе реорганизации техники администрирования.
Позднее, в середине 30-х годов эти исследования были прекращены, а государственное управление стало рассматриваться с точки зрения «руководящей и направляющей роли партии». Из его компетенции были исключены такие важнейшие элементы, как целеполагание, принятие решений, разработка и оценка программ и планов общественного развития. Задачи государственного администрирования по существу сводились к тому, чтобы обеспечить реализацию партийных решений, его смысл можно выразить четкой формулой: «команда – исполнение». Критика, альтернативные варианты решений, творчество в деятельности государственного аппарата не допускались.
Поэтому в период тоталитарного режима в СССР наука государственного управления рассматривалась как буржуазная и была не нужна. Принципы и методы государственного управления в странах Запада интерпретировались преимущественно в негативно-критическом аспекте, что объяснялось общими идеологическими установками прошлых лет. По существу, достижения мировой общественной мысли в области теории государственного управления у нас до сих пор еще мало изучены, поскольку большинство работ ведущих западных ученых все еще не переведены на русский язык.
Для нас в настоящее время весьма актуальной
является задача исследования и обобщения
опыта развития мировой науки государственного
управления. Существует международный
понятийный аппарат, материалы экспертов
ООН по организации государственно-
Заключение
Современная теория государственного управления, несмотря на то, что ее истоки известны с древнейших времен – достаточно молодая наука. Она - синтез знаний, накопленных отечественными и зарубежными исследователями и политиками-практиками.
В главе номер один данной работы дано определение теории государственного
управления, а также выявлена объективная
необходимость административно-
В главе номер 2 рассмотрены исторические закономерности и направления развития теории государственного управления, выявлены ее истоки и основные этапы становления. Выяснено, что законы и методы управления производством и обществом известны человечеству еще с древних времен. Неоценимый вклад в искусство управления внесли мыслители Древней Греции и Рима. Достаточно плотно вопросами теории государственного управления занимались такие великие мыслители, как Н.Макиавелли, Дж.Локк, Ш.Л.Монтескье, И.Кант, Б.Констан, Дж.Милль.
Несмотря на внимание к вопросам государственного
управления, вплоть до XVIII века все знания о социальных
явлениях были единой целостной системой.
Началом становления политической науки
можно назвать XIX век. Однако даже еще
этот период проблемы административно-
Глава номер 3 рассматривает особенности школы государственного управления на примерах наиболее значимых государств: США, Великобритания, Франция и Германия.
В четвертой главе описываются основные тенденции развития государственного управления в Республике Беларусь. Теория государственного управления в Беларуси развивалась в русле российской школы. На данный момент белорусское государство и общество переживают переходный период своего развития. Теория государственного управления ныне в нашем государстве - на этапе формирования, поэтому для нас в настоящее время весьма актуальной является задача исследования и обобщения опыта развития мировой науки государственного управления.
Информация о работе Теория государственного управления: истоки, традиции, новации