Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:41, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Гражданское состояние - правовое положение конкретного гражданина как носителя различных прав и обязанностей (политических, имущественных, личных и проч.), определяемое фактами и обстоятельствами естественного и общественного характера. Следовательно, ответить на вопрос о гражданском состоянии гражданина - значит указать факты, индивидуализирующие его (фамилия, имя, отчество, гражданство, пол, возраст), охарактеризовать правоспособность и дееспособность (гражданскую, трудовую и т. д.) и семейное положение.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 .Понятие актов гражданского состояния
1.1.Понятие и значение актов гражданского состояния……………………5
1.2.Виды актов гражданского состояния……………………………..……...9
1.3.Законодательство РФ об актах гражданского состояния…………......13
Глава 2. Порядок регистрации актов гражданского состояния
2.1. Органы , осуществляющие регистрацию актов гражданского
состояния………………………………………………………………….....15
2.2. Порядок регистрации актов гражданского состояния………..…....20
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованных нормативно-правовых актов и специальной
литературы………………………………………
Усыновление (удочерение) ребенка - возникновение прав и обязанностей усыновителя и усыновленного.
Установление отцовства - возникновение родительских прав и обязанностей. С другой стороны, возникновение прав ребенка по отношению с своему родителю (независимо от того, является ли он родителем биологическим либо записан в свидетельство о рождении по иным основаниям).
Перемена имени - это способ реализации гражданина своего права на имя. И хотя имя дается гражданину родителями при рождении, при достижении возраста четырнадцати лет он самостоятельно может принять решение о его изменении6. Отдельно отметим, что перемена имени не влечет каких-либо изменений в правовом статусе гражданина, однако регистрация изменения имени порождает обязанность гражданина уведомить определенный законом круг лиц о перемене имени, отчества или фамилии. Гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя), однако все гражданско-правовые сделки должны совершаться им под настоящим именем (именем собственным), которое зарегистрировано в актовой записи и отличает его от других участников гражданского оборота7.
Общепринято деление актов гражданского состояния на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Некоторые авторы, с мнением которых частично можно согласиться, такую классификацию подвергают критике. Так, О.В. Фетисова обосновывает свои сомнения следующим образом: «...поскольку регистрация одних актов гражданского состояния как порождает, так и одновременно прекращает те или иные права и обязанности гражданина, а в ряде случаев с моментом регистрации закон не связывает наступление каких-либо правовых последствий, поскольку они наступают независимо от этого»8.
В связи с этим данному автору
представляется возможным деление
актов гражданского состояния на
имеющие смешанный и
К актам, имеющим удостоверительный характер, данный автор предлагает относить расторжение брака по решению суда, усыновление и рождение. «Согласно п. 1 ст. 25 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ)10 моментом прекращения брака при его расторжении в суде считается день вступления решения суда в законную силу. Аналогичная формулировка содержится и в п. 3 ст. 125 СК РФ, где установлено, что с момента вступления решения суда в законную силу возникают взаимные права и обязанности между усыновителем и усыновленным ребенком, равные тем, которыми обладают кровные родители и дети. Хотя регистрация обязательна и в том и в другом случае, но сам момент регистрации не имеет значения для изменения правового статуса граждан».
Представляется, что предложенная
О.В. Фетисовой классификация актов
гражданского состояния может быть
признана обоснованной с точки зрения
характеристики динамики изменений
правового статуса физического
лица. Согласимся, непосредственно
государственная регистрация
1.3. Законодательство об актах гражданского состояния
В соответствии со статьёй 2 закона «Об актах гражданского состояния» законодательство об актах гражданского состояния состоит из Федерального закона «Об актах гражданского состояния», основывающегося на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Нужно также добавить о том, что закон «Об актах гражданского состояния» основывается также на положениях Конституции Российской Федерации, так как права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции.
Данное законодательство является источниками права, посредством которых устанавливаются правовые нормы, регулирующие правоотношения в области регистрации актов гражданского состояния и которые можно разделить на несколько групп.
К первой группе источников законодательства об актах гражданского состояния можно отнести: непосредственно сам Федеральный закон "Об актах гражданского состояния", Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ.
Как источник норм права об актах гражданского состояния, закон "Об актах гражданского состояния", определяет порядок создания и полномочия органов, производящих государственную регистрацию актов гражданского состояния, перечень актов гражданского состояния, подлежащих государственной регистрации, порядок государственной регистрации актов гражданского состояния, порядок формирования и хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг), порядок исправления, изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния.
Как источник норм права в области актов гражданского состояния, на положениях которого основывается Закон "Об актах гражданского состояния", Гражданский кодекс РФ содержит основания и правовые последствия регистрации акта гражданского состояния. ГК РФ закрепляет перечень прав и обязанностей, возникающих или прекращающихся у субъекта, после регистрации или аннулирования записи акта гражданского состояния.
Вторая группа источников права об актах гражданского состояния - это принимаемые в соответствии с Законом "Об актах гражданского состояния", Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ иные нормативно-правовые акты Российской Федерации. Например , Постановление Правительства РФ от 6 июля 1998 г. N 709 "О мерах по реализации Федерального закона "Об актах гражданского состояния".
Третью группу источников норм права в области актов гражданского состояния составляют законы субъектов Российской Федерации. Так Законом Республики Татарстан от 30.12.2005 г. №146-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Татарстан полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния» определены с органы местного самоуправления, которые наделяются полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния .
Четвертая группа - это нормы международного права. В качестве примера норм международного права в области актов гражданского состояния можно рассматривать Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления .
Пятая группа норм права в области актов гражданского состояния - это локальные нормативные акты соответствующих государственных органов, издаваемых на основании Закона "Об актах гражданского состояния", содержащие в своем тексте разъяснения по вопросам применения Закона либо регулирующие процесс регистрации конкретного акта гражданского состояния.
Глава 2. Регистрация актов гражданского состояния
2.1. Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния
К органам, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния в соответствии со ст. 4 Закона «Об актах гражданского состояния» относятся:
1) органы записи актов гражданского состояния , которые согласно Закону «Об актах гражданского состояния» специально создаются и наделяются компетенцией, обеспечиваются специальной законодательной, методической и финансовой базой для осуществления регистрации актов гражданского состояния. Фактически регистрация актов гражданского состояния - это «исключительная» компетенция органов записи актов гражданского состояния .
Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями РФ, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются на счета субъектов РФ, а затем на счета местных бюджетов в соответствии с их распределением, установленном субъектом РФ. Субвенция представляет собой форму государственного финансового пособия местным органам управления, предоставляемого по строго целевому назначению.
Руководитель органа исполнительной власти субъекта РФ, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории данного субъекта РФ, назначается высшим должностным лицом соответствующего субъекта РФ по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
2) органы местного
Органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых отсутствуют органы записи актов гражданского состояния, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе органы местного самоуправления сельских поселений - на государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, смерти. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Так в соответствии со ст.1 Закона Республики Татарстан от 30.12.2005 г. №146-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Татарстан полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния» определены следующие органы местного самоуправления, которые наделяются полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния :
- органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов наделяются полномочиями на государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, смерти.
- органы местного самоуправления городских и сельских поселений, не являющиеся административными центрами муниципальных районов, наделяются полномочиями на государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, смерти.
Финансирование деятельности органов местного самоуправления по осуществлению ими полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния производится за счет субвенций, предоставляемых бюджету Республики Татарстан из федерального бюджета для осуществления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета Республики Татарстан регионального фонда компенсаций. Органам местного самоуправления для осуществления ими полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния передаются бланки свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, специальные компьютерные программные средства.
Органы местного
вести учет и обеспечивать сохранность бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;
обеспечивать учет и хранение книг
государственной регистрации
представлять сведения, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния, в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством;
ежемесячно представлять в орган
исполнительной власти Республики Татарстан,
уполномоченный в области управления
деятельностью по государственной
регистрации актов гражданского
состояния, сведения, связанные с
государственной регистрацией актов
гражданского состояния, в порядке,
установленном органом
оказывать необходимое содействие уполномоченным органам исполнительной власти Республики Татарстан в осуществлении контроля за реализацией органами местного самоуправления государственных полномочий;
осуществлять иные функции, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан.
Органы местного
вести учет и обеспечивать сохранность бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;
представлять первые и вторые экземпляры записей актов гражданского состояния в органы местного самоуправления муниципальных районов;
представлять сведения, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния, в органы местного самоуправления муниципальных районов.
Контроль за осуществлением государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется:
- органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области управления деятельностью по государственной регистрации актов гражданского состояния, в части надлежащего осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, соблюдения требований законодательства об актах гражданского состояния, а также прав и законных интересов граждан при регистрации актов гражданского состояния ;