Акты гражданского состояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Гражданское состояние - правовое положение конкретного гражданина как носителя различных прав и обязанностей (политических, имущественных, личных и проч.), определяемое фактами и обстоятельствами естественного и общественного характера. Следовательно, ответить на вопрос о гражданском состоянии гражданина - значит указать факты, индивидуализирующие его (фамилия, имя, отчество, гражданство, пол, возраст), охарактеризовать правоспособность и дееспособность (гражданскую, трудовую и т. д.) и семейное положение.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1 .Понятие актов гражданского состояния
1.1.Понятие и значение актов гражданского состояния……………………5
1.2.Виды актов гражданского состояния……………………………..……...9
1.3.Законодательство РФ об актах гражданского состояния…………......13
Глава 2. Порядок регистрации актов гражданского состояния
2.1. Органы , осуществляющие регистрацию актов гражданского
состояния………………………………………………………………….....15
2.2. Порядок регистрации актов гражданского состояния………..…....20
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованных нормативно-правовых актов и специальной
литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 14.03.docx

— 59.30 Кб (Скачать файл)

близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и  неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

усыновителями и усыновленными;

лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Руководитель органа, предоставляющего государственную услугу, может отказать в государственной регистрации  заключения брака, если располагает доказательствами, подтверждающими наличие обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Для государственной регистрации  расторжения брака заявители  представляют:

1) в случае расторжения брака  по взаимному согласию супругов, не имеющих общих детей, не  достигших совершеннолетия, - совместное  заявление супругов в письменной  форме;

- в случае, если один из супругов  признан судом безвестно отсутствующим,  недееспособным или осужден за  совершение преступления к лишению  свободы на срок свыше трех  лет, - заявление о расторжении  брака другого супруга в письменной  форме;

- в случае расторжения брака  на основании решения суда - заявление  супругов (одного из супругов) или  опекуна недееспособного супруга  в устной или письменной форме.

2) свидетельство о заключении  брака (в случае расторжения  брака супругов, не имеющих общих  детей, не достигших совершеннолетия,  или расторжения брака по заявлению  одного из супругов);

3) копию вступившего в законную  силу решения (приговора) суда  в отношении супруга, признанного  судом безвестно отсутствующим,  недееспособным или осужденного  за совершение преступления к  лишению свободы на срок свыше  трех лет (в случае расторжения  брака по заявлению одного  из супругов);

4) решение суда о расторжении  брака, вступившее в законную  силу (в случае расторжения брака  на основании решения суда);

5) документы, удостоверяющие личности  супругов (бывших супругов);

6) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию расторжения брака, и (или) документ, являющийся основанием для предоставления налоговых льгот физическим лицам.

Для государственной регистрации  усыновления (удочерения) ( заявители представляют:

1) заявление об усыновлении в  устной или письменной форме. 

2) решение суда об усыновлении  ребенка, вступившее в законную  силу и являющееся основанием  для государственной регистрации  усыновления;

3) документы, удостоверяющие личности  усыновителей (усыновителя);

4) свидетельство о рождении усыновляемого ребенка.

Для государственной регистрации  установления отцовства заявители  представляют:

1) совместное заявление об установлении  отцовства отца и матери ребенка,  не состоящих между собой в  браке на момент рождения ребенка,  в письменной форме.

2) заявление об установлении  отцовства отца ребенка, не  состоящего в браке с матерью  ребенка на момент рождения  ребенка, в письменной форме.  Заявление отца, не состоящего  в браке с матерью ребенка  на момент рождения ребенка,  подается в случае: смерти матери, признания матери недееспособной, отсутствия сведений о месте пребывания матери, лишения матери родительских прав;

3) заявление об установлении  отцовства на основании решения  суда об установлении отцовства  или об установлении факта  признания отцовства;

4) свидетельство о рождении ребенка;

5) документ, подтверждающий беременность  матери, выданный медицинской организацией  или частнопрактикующим врачом (в  случае подачи совместного заявления  до рождения ребенка);

6) согласие лица, достигшего совершеннолетия,  на установление отцовства в  письменной форме. В случае, если  указанное лицо признано недееспособным, предъявляется согласие его опекуна  или органа опеки и попечительства.

7) свидетельство о смерти матери, вступившее в законную силу, решение  суда о признании матери недееспособной  или о лишении ее родительских  прав либо о признании матери  безвестно отсутствующей ;

8) документ, выданный органом опеки  и попечительства, подтверждающий  согласие данного органа на  установление отцовства;

9) решение суда об установлении  отцовства или об установлении  факта признания отцовства, вступившее  в законную силу;

10) документы, удостоверяющие личности  родителей ребенка;

11) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию установления отцовства .

Для государственной регистрации  перемены имени заявитель представляет:

1) заявление о перемене имени в письменной форме;

2) свидетельство о рождении лица, желающего переменить имя;

3) свидетельство о заключении  брака (в случае, если заявитель  состоит в браке). Если заявитель  состоял не в одном браке  и при заключении браков изменял  фамилию на фамилию супруга,  необходимо предъявить справки  о заключении всех предыдущих  браков;

4) свидетельство о расторжении  брака (в случае, если заявитель  ходатайствует о присвоении ему  добрачной фамилии в связи  с расторжением брака). Если заявитель  состоял не в одном браке,  необходимо предъявить свидетельства  о расторжении предыдущих браков;

5) свидетельство о рождении каждого  из детей заявителя, не достигших  совершеннолетия (в случае, если  заявитель имеет детей, не достигших  совершеннолетия);

6) согласие обоих родителей,  усыновителей или попечителя (в  случае перемены имени лицом, не достигшим совершеннолетия);

7) решение суда (в случае перемены  имени лицом, не достигшим совершеннолетия,  и отсутствия согласия обоих  родителей, усыновителей или попечителя);

8) документ, удостоверяющий личность  заявителя;

9) документ, подтверждающий уплату  государственной пошлины за государственную  регистрацию перемены имени

Для государственной регистрации  смерти заявитель представляет:

1) заявление о смерти в устной  или письменной форме. Заявить  о смерти устно или в письменной  форме обязаны:

- супруг (супруга), другие члены  семьи умершего, а также любое  другое лицо, присутствовавшее в  момент смерти или иным образом  информированное о наступлении  смерти;

- медицинская организация или  учреждение социальной защиты  населения в случае, если смерть  наступила в период пребывания  лица в данных организации  или учреждении;

- учреждение, исполняющее наказание,  в случае, если смерть осужденного  наступила в период отбывания  им наказания в местах лишения  свободы;

- орган внутренних дел в случае, если смерть осужденного наступила  вследствие приведения в исполнение  исключительной меры наказания  (смертной казни);

- орган дознания или следствия  в случае, если проводится расследование  в связи со смертью лица  или по факту смерти, когда  личность умершего не установлена;

- командир воинской части в  случае, если смерть наступила  в период прохождения лицом  военной службы.

Заявление о смерти должно быть сделано  не позднее чем через три дня  со дня наступления смерти или  со дня обнаружения тела умершего;

2) один из следующих документов:

- документ установленной формы  о смерти, выданный медицинской  организацией или частнопрактикующим  врачом;

- решение суда об установлении  факта смерти или об объявлении  лица умершим, вступившее в  законную силу;

3) документ, удостоверяющий личность  заявителя;

4) документ, удостоверяющий личность  умершего (при его наличии).

Органы записи актов гражданского состояния  вносят исправления и  изменения в записи актов гражданского состояния при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 69 закона «Об актах гражданского состояния» и при отсутствии спора между заинтересованными лицами.           В соответствии с законом «Об актах гражданского состояния» отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния или в совершении иного юридически значимого действия допускается в следующих случаях:

государственная регистрация акта гражданского состояния противоречит Федеральному закону;

документы, которые представлены заявителем, не соответствуют требованиям, предъявляемым  к ним Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами;

заявитель не имеет права на получение  повторных свидетельств и иных документов, подтверждающих факты государственной  регистрации акта гражданского состояния;

при наличии спора между заинтересованными  лицами при внесении исправлений  или изменений в записи актов  гражданского состояния;

при отсутствии документов, подтверждающих наличие оснований для внесения исправлений или изменений в  записи актов гражданского состояния.

В соответствии с пунктом 7 статьи 6 закона «Об актах гражданского состояния» ответственность за правильность государственной регистрации актов гражданского состояния и качество составления записей актов гражданского состояния возлагается на руководителя соответствующего органа, осуществляющего государственную регистрацию актов гражданского состояния.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 закона «Об актах гражданского состояния» контроль за деятельностью по государственной регистрации актов гражданского состояния возлагается на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 1079 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", в Положение, утвержденное этим Указом, и о признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния возложены на Министерство юстиции Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении на основе вышеизложенного  в настоящем исследовании сформулируем следующие выводы в данной сфере.

Акты гражданского состояния - действия или события жизни человека, которые влияют на возникновение, изменение или прекращение его прав и обязанностей, а также характеризующие его правовое положение. Возникновение правоспособности человека связано с его рождением. И наоборот, со смертью прекращаются не только жизнь, но и принадлежащая лицу правоспособность, его права и обязанности.

Анализ  понятия «акты гражданского состояния» позволяет выявить признаки, раскрывающие правовую природу актов гражданского состояния. Во-первых, это могут быть как действия (очевидно, только правомерные) граждан, так и события, т.е. обстоятельства, как правило, не зависящие от воли физических лиц. Во-вторых, акты гражданского состояния являются правовым институтом, близким к юридическим фактам, однако имеющим самостоятельное значение. Сущность актов гражданского состояния состоит в том, что они не влекут возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей физических лиц, а оказывают влияние на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей. В-третьих, значение актов гражданского состояния определяется и тем, что они характеризуют правовое состояние лица.

Пунктом 2 статьи 3 Закона «Об актах гражданского состояния» установлен исчерпывающий перечень актов гражданского состояния, подлежащих государственной регистрации: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.

 Законодательство об актах гражданского состояния состоит из Федерального закона «Об актах гражданского состояния», основывающегося на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Полномочия на государственную  регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам  государственной власти субъектов  Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления), финансирование которых  осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Государственная регистрация актов  гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов  Российской Федерации. Органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых отсутствуют  органы записи актов гражданского состояния, образованные в соответствии с законом «Об актах гражданского состояния», законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе органы местного самоуправления сельских поселений. Регистрацию актов гражданского состояния россиян, проживающих за рубежом, производят консульские учреждения РФ.      

Государственная регистрация актов  гражданского состояния устанавливается  в целях охраны имущественных  и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства.

Государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом, осуществляющим государственную  регистрацию актов гражданского состояния, посредством составления  соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой  выдается свидетельство о государственной  регистрации акта гражданского состояния.

 Для государственной регистрации  актов гражданского состояния  и совершения иных юридически  значимых действий должны быть представлены  все необходимые документы , предусмотренные законом «Об актах гражданского состояния».

Ответственность за правильность государственной  регистрации актов гражданского состояния и качество составления  записей актов гражданского состояния  возлагается на руководителя соответствующего органа записи актов гражданского состояния.

Информация о работе Акты гражданского состояния