Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 13:37, реферат
Власть – одно из основных начал человеческого общежития как общего жития, жизни людей. Там, где есть общество, есть власть. И наоборот – где есть власть, есть общество. Природу власти можно понять только как отношения между людьми. Но, разумеется, власть – не всякие отношения, а только такие, которые предполагают отношения определенной зависимости между людьми, отношения руководителя и руководимого, господства и подчинения.
Введение
1. Понятие и свойства государственной власти
1.1 Структура власти
1.2 Соединение и разделение властей
1.3 Особенности государственной власти
2. Методы осуществления государственной власти
2.1 Государственная власть и идеология
2.2 Убеждение и принуждение
3. Особенности осуществления государственной власти в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Оглавление
государственная власть идеология
Введение
1. Понятие и
свойства государственной
1.1 Структура власти
1.2 Соединение и разделение властей
1.3 Особенности государственной власти
2. Методы осуществления государственной власти
2.1 Государственная власть и идеология
2.2 Убеждение и принуждение
3. Особенности осуществления государственной власти в Российской Федерации
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Власть – одно из основных начал человеческого общежития как общего жития, жизни людей. Там, где есть общество, есть власть. И наоборот – где есть власть, есть общество. Природу власти можно понять только как отношения между людьми. Но, разумеется, власть – не всякие отношения, а только такие, которые предполагают отношения определенной зависимости между людьми, отношения руководителя и руководимого, господства и подчинения.
Власть – право, сила и воля над чем-либо (обществом, семьей, отдельным человеком и т.д.), возможность оказывать решающее воздействие на поведение, чувства, позиции людей[1].
Государственная
власть – фундаментальная категория
государствоведения и самый труднопостижимый
феномен общественной жизнедеятельности
людей. В понятиях "государственная
власть", "властеотношения" преломляются
важнейшие стороны бытия
Видов власти много. Все зависит от того, по каким основаниям власти квалифицируются. По сферам воздействия власти делятся на политическую, экономическую, информационную, духовную и др. По принадлежности к какому-либо органу – на государственную, партийную, власть местной администрации, международную и т.д. По структуре – на единоличную, единоначальную, групповую. По применяемым методам – на господство, насилие, авторитет. По режиму правления – на демократическую, авторитарную, деспотическую и т.д.
Государственная власть как явление изучается с социологических, политологических, психологических и иных позиций.
В государственно-правовой
сфере власть трактуется неоднозначно.
В "Большом юридическом словаре"
государственная власть – это
совокупность полномочий по изданию
законов, управлению государственными
делами, осуществлению правосудия,
а также система
В юридической
науке она изучается, прежде всего,
как институт конституционного права,
рассматриваются
1. Понятие и
свойства государственной
Будучи разновидностью
социальной власти, государственная
власть обладает всеми признаками последней.
Вместе с тем она имеет немало
качественных особенностей, важнейшая
особенность государственной
Основоположники
марксизма характеризовали
1.1 Структура власти
В политической науке под структурой власти понимаются ее компоненты и движущие силы: субъект власти, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий все это в движение для достижения определенной цели.
Особенностью государственной власти является и то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены.
Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Это человек или группа, подготавливающая и разрабатывающая определенные политические проекты и решения и воздействующая на процесс их принятия и осуществления в политической системе. В роли субъекта выступают не только облеченные властью физические лица, но и сама власть в виде государства, правительства и т.п.
Объект власти – пассивное начало во властных отношениях; это те лица или органы, на которые направлено действие субъекта власти.
В обществе с
классовыми антагонизмами властвующим
субъектом выступает
Вместе с тем
и в демократическом
Под ресурсами власти в широком смысле понимается все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других.
Ресурсы власти можно различать по разным основаниям: материальные (финансовые рычаги воздействия) и нематериальные (воздействие с помощью средств массовой информации), принудительные (меры административного наказания) и основанные на методах убеждения, "силовые" (с использованием военного аппарата) и политические (достижение цели путем переговоров и компромиссов) и т.д.
В понятие ресурсов власти входит и то, что называется легальностью и легитимностью власти.
Легитимность
власти показывает ее фактическую значимость
для людей, степень ее престижа, ее
"эмпирическую" узаконенность, но
не благодаря закону, исходящему от
власти, а благодаря закону человеческой
расположенности. В широком смысле
легитимность – это принятие власти
населением страны, признание ее права
управлять социальными
Легальность власти – это ее законность, понимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, т.е. ее юридически нормативная узаконенность[5]. Легальность служит юридическим выражением легитимности власти. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем порядок.
Еще одна важнейшая
особенность государственной
1.2 Соединение и разделение властей
Термины "соединение"
и "разделение" властей обозначают
принципы организации и механизм
реализации государственной власти.
Последняя по своей сути едина
и дробиться на части не может.
У нее единый первоисточник –
общность, класс, народ. А вот организуется
и осуществляется государственная
власть по-разному. Исторически первой
была такая организация
Принцип соединения
законодательной, исполнительной и
отчасти судебной власти оказался весьма
живучим, поскольку подобное соединение
обладает рядом достоинств: а) обеспечивает
оперативное решение любых
И все же сосредоточение
всей полноты власти в одном органе
чревато неустранимыми
Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
Пожалуй, самый трудный вопрос заключается в том, как обеспечить контроль за деятельностью высших органов государства, ибо над ними невозможно учредить какую-то контролирующую инстанцию, не ущемив их статуса и престижа. В противном случае они автоматически утратят качество высших, превратятся в подконтрольные органы. Ответ на этот вопрос дал принцип разделения властей, над разработкой которого трудились многие ученые, но особая заслуга здесь принадлежит Дж. Локку[7] и Ш. Монтескье[8].
Локк доказывал необходимость разделения государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и федеративную. В его понимании законодательная власть – это власть, которая имеет право указывать, как должна быть употреблена сила государства для сохранения сообщества и его членов.
Но так как законы, обладая постоянной и устойчивой силой, нуждаются в непрерывном исполнении или наблюдении за этим исполнением, необходим контроль за исполнением законов. Это задача исполнительной власти.
Под федеративной властью Локк понимал ту власть в государстве, в компетенцию которой находятся вопросы войны и мира, участие в коалициях и союзах, право вести дела со всеми лицами и сообществами вне данного государства, т.е. область внешней политики.