Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 13:13, реферат
С последнего десятилетия XX века обстановка в мире характеризуются заметным увеличением количества и масштабов аварий, катастроф и чрезвычайных ситуаций. В предупреждении и ликвидации природных (землетрясения, наводнения, извержения вулканов и др.), техногенных (аварии и катастрофы в промышленности и на транспорте), биолого-социальных (особо опасные и широко распространенные инфекционные заболевания, эпидемии и др.), экологических и социально-политических (войны, общественные беспорядки, терроризм, межнациональные и межэтнические конфликты) чрезвычайных ситуаций важную роль играет не только деятельность подразделений МЧС России, но и учет многих социально-психологических факторов.
1. Введение.
2. Психологические особенности причин чрезвычайных ситуаций.
3. Психологические состояния людей при ЧС.
4. Качество психологической подготовки к ЧС.
5. Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
6. Категории поведения людей в ЧС.
7. Методы профилактики панических реакций.
8. Центр экстренной психологической помощи МЧС России.
9. Заключение.
10. Список литературы.
Содержание
1. Введение.
2. Психологические особенности причин чрезвычайных ситуаций.
3. Психологические состояния
4. Качество психологической
5. Психология поведения человека в чрезвычайных ситуациях.
6. Категории поведения людей в ЧС.
7. Методы профилактики
8. Центр экстренной
психологической помощи МЧС
9. Заключение.
10. Список литературы.
Введение
С последнего десятилетия XX века обстановка в мире характеризуются заметным увеличением количества и масштабов аварий, катастроф и чрезвычайных ситуаций. В предупреждении и ликвидации природных (землетрясения, наводнения, извержения вулканов и др.), техногенных (аварии и катастрофы в промышленности и на транспорте), биолого-социальных (особо опасные и широко распространенные инфекционные заболевания, эпидемии и др.), экологических и социально-политических (войны, общественные беспорядки, терроризм, межнациональные и межэтнические конфликты) чрезвычайных ситуаций важную роль играет не только деятельность подразделений МЧС России, но и учет многих социально-психологических факторов.
В связи с этим в рамках психологии большая значимость отводится проблеме психологических аспектов, так или иначе сопровождающих чрезвычайные ситуации. Именно освещению этих аспектов и посвящена данная работа.
Психологические особенности причин чрезвычайных ситуаций
Причины чрезвычайных ситуаций (ЧС) в основном связаны с тремя факторами:
• опасность растет быстрее, чем способность человека противостоять ей;
• растет цена ошибки;
• люди склонны привыкать не только к опасности, но и к нарушению правил.
Определенные свойства системы «человек—машина», обусловленные положением и ролью человека в системе, получили название «человеческих факторов в технике». Они представляют собой интегральные показатели связи человека, машины, предмета деятельности и среды, проявляющиеся в процессе деятельности человека в системе и ее функционирования в целом и связанные с достижением конкретных целей. Человеческие факторы в технике порождаются во время взаимодействия человека и технической системы и являются источником как эффективного, так и неэффективного управления.
Аварии на американской АЭС «три-Майлс-Айленд», химическом комбинате в индийском городе Бхопале и Чернобыльской АЭС, причинами которых явились ошибки операторов, обусловленные конструктивными недостатками оборудования и систем, вынудили инженеров заняться поиском ответов на следующие вопросы.
• Что такое человеческая ошибка?
• Каким образом измеряется человеческая надежность?
• Какие факторы влияют на человеческую надежность и как можно их интегрировать в функциональные процессы и проектирование изделий и систем?
• Когда наиболее своевременно и кем должен рассматриваться вклад человеческой надежности в надежность процессов и систем в целом?
Разработан специальный
Оценка человеческих факторов в технике должна включать в себя, где это возможно, моделирование или действительное выполнение задач; проверку задач, при решении которых участие человека является критическим относительно таких факторов, как скорость, точность и надежность; представительную выборку предусмотренных или не предусмотренных задач по обслуживанию и ремонту оборудования; описание предполагаемых вспомогательных технических средств, оборудования для тренировок и т.п.; идентификацию несоответствий между требуемыми и полученными данными о задаче, а также критерии приемлемости выполнения задачи.
Немаловажное значение при рассмотрении имеет анализ факторов риска (рис 1).
Рис. 1 Факторы риска, способствующие возникновению ЧС
Часть из этих факторов связана с характеристиками человека, вредными привычками или болезнями. Например, у людей с инертной нервной системой, характеризующейся малой скоростью протекания психических и мыслительных процессов, низкая скорость движений, замедленное переключение внимания с одного вида деятельности на другой, вследствие чего в сложных ситуациях они не успевают сориентироваться, принять решение и выполнить нужные действия. Для профессий, где высока вероятность возникновения ЧС, требующих быстрого решения (авиадиспетчеры, диспетчеры энергосистем, операторы АСУ, летчики, водители и т.п.), люди со слабой или инертной нервной системой могут быть аварийно опасны: погибнут сами и погубят других. Таким образом, учет свойств нервной системы и особенностей темперамента важен для снижения аварий в указанных профессиях.
Пристрастие к алкоголю и наркотикам отрицательно влияет на мышление, поведение и другие сферы психической жизни человека. Повышают подверженность травмам неудовлетворенность человека своей работой, отсутствие интереса к ней, так как в этом случае он не способен психологически сосредоточить свое внимание на точном выполнении действий, вследствие чего возрастает вероятность неверных опасных действий.
Часть факторов риска не связаны с болезнью, а являются следствием неподготовленности, необученности и т.д. Неопытность приводит к повышению вероятности ошибок, к переживанию неуверенности, тревоги вследствие осознания того, что могут произойти ошибки.
Это постоянное нервное напряжение приводит к быстрому утомлению и к появлению новых ошибок. Повысив свой профессионализм, накопив опыт, человек гораздо меньше подвергается опасности несчастного случая. Неосторожность, даже в течение небольшого промежутка времени, может иметь трагические последствия.
Действия работника можно считать неосторожными, если он невнимателен при выполнении работы, требующей концентрации внимания, переключает его на посторонние предметы и явления или на свои мысли и переживания, не связанные с работой, если не согласует свои движения и поступки с требованиями ситуации и особенностями производственного процесса, если по какой-либо причине не пользуется защитными приспособлениями. Способность человека к осторожности, осмотрительности проявляется в рациональном управлении своим вниманием; правильном использовании, когда это необходимо, сознательного контроля своих трудовых действий, а когда возможно и допустимо — действиях на основе выработанных автоматических навыков; дисциплинированности, обязательном использовании средств защиты; поддержании порядка на рабочем месте; контроле исправности оборудования.
Вероятность ЧС возрастает, если возникают следующие неблагоприятные факторы:
• информационные помехи и информационная перегрузка (человек не смог верно принять нужную информацию, и это привело к ошибке) либо информационная «недогрузка» (информация отсутствовала или ее было недостаточно для выбора правильного действия, либо человек потерял бдительность в монотонных условиях отсутствия значимой информации) — факторы риска при приеме информации;
• неадекватность восприятия, отрицательные установки, предубеждения и пр. — факторы риска при обработке информации;
• недостаток информации, лимит времени на принятие решения, неадекватность сенсомоторных реакций, затрудненность действий вследствие неудобного оборудования, неудобного рабочего места и т.д. — факторы риска при принятии и реализации решений.
Указанные факторы могут не только играть временную роль в повышении риска несчастных случаев, но порой и длительно усиливать риск вследствие эргономического несоответствия оборудования, техники, средств отображения информации, объема информационного потока психологическим возможностям и способностям человека по приему, переработке информации, реализации действий. В этом случае для повышения надежности работы человека и техники, для снижения риска ЧС необходимо оптимизировать оборудование, рабочее место, информационную нагрузку.
В ряду эмоциональных состояний выделяют эмоциональное возбуждение, эмоциональное напряжение и эмоциональную напряженность. Эмоциональное возбуждение — это активизация различных функций организма в ответ на эмоциональные (т.е. стимулирующие эмоции) факторы. Эмоциональное возбуждение обычно не связано с активными волевыми действиями. Эмоциональное напряжение — состояние, характеризуемое активизацией различных функций организма в связи с активными волевыми актами, целенаправленной деятельностью или подготовкой к ней, ожиданием какой-либо деятельности или опасности. Эмоциональное возбуждение и напряжение могут перерасти в эмоциональную напряженность — состояние, характеризуемое такой степенью эмоциональных реакций, которая вызывает временное понижение устойчивости психических процессов и профессиональной работоспособности.
Таким образом, если возбуждение и напряжение представляют собой процессы усиления многочисленных функций организма и это биологически целесообразно, то при напряженности возникают выраженная диссоциация, дискоординация функций организма, снижение надежности, продуктивности работы или полная утрата работоспособности. Напряженность может проявляться в различных формах: в тормозной форме в виде общей заторможенности; ввозбудительной, импульсивной форме с ошибочными, неосмысленными, хаотическими действиями «наоборот»; в диффузной форме, сочетающей и чередующей оба вида напряженности. Наиболее характерными проявлениями напряженности являются временное ухудшение восприятия, уменьшение объема внимания, памяти, ошибочное, искаженное воспроизведение в памяти, снижение логичности, критичности мышления, вплоть до абсурдности, резкое ухудшение координации, точности, быстроты действий.
Очень часто в предшествующие
несчастному случаю или аварии мгновения
у их виновника возникают своеобразное
замешательство, ненормальное психическое
состояние, паника, вызванные тем, что
человек неожиданно для себя замечает
возникшую опасность. Эмоционально это
сопровождается взволнованностью, испугом,
которые, в свою очередь, нарушают согласованность
действий, затормаживают мышление и вызывают
его дефекты, что препятствует сознательному
управлению деятельностью и вызывает
неточные, необдуманные движения, протекающие
по типу безусловного рефлекса. Такие
движения чаще всего являются лишними
именно для данной трудовой деятельности
и поэтому приводят к совершенно противоположному
результату: не служат защите человека,
а наоборот, вызывают вредное воздействие.
Бывают, конечно, случаи, когда подобные
движения достигают желаемой цели. Это
происходит, когда, чтобы избежать опасности,
требуется не заученное рабочее движение
(например, остановка станка), а просто
инстинктивное защитное движение (отпрыгнуть
в сторону, отбросить горячую вещь и т.п.).
Таким образом, состояние паники характеризует
Психологические состояния людей при ЧС
Психические состояния людей при ЧС разнообразны. В начальный момент возникновения экстремальной ситуации поведенческие реакции людей определяются инстинктом самосохранения но уровень таких реакций различен: от панических бессмысленных до сознательно целенаправленных действий.
Гипермобилизация в начальный период опасности присуща практически всем людям, однако если она сочетается с состоянием паники, то может и не привести к спасению человека. У него происходит потеря ориентации, нарушается соотношение между основными и второстепенными действиями, распадается структура действий и операций, обостряется оборонительная реакция, иногда он отказывается от деятельности, чем ускоряет свою гибель.
Люди, спасшиеся в экстремальной ситуации, долгое время испытывают те или иные патологические изменения в психической сфере (посттравматический синдром). Среди психопатологических изменений после травм, аварий у людей чаще всего встречаются депрессивные состояния — 56%, психогенный ступор — 23 %, общее психомоторное возбуждение — 11 %, бредово-галлюцинаторные состояния — 5 %, неадекватность, эйфория — 3 %, ночные кошмары во сне — 90 %, раздражительность, чувство вины, потеря желания жить и прочие проявления. Для снятия этих психологических нарушений требуется специальная психотерапевтическая помощь, оказанная психологом и психотерапевтом. Обследование членов аварийно-спасательных команд показало, что у них происходят изменения в психическом состоянии, когда они находятся в зоне ЧС. В большинстве случаев спасатели испытывают страх и ужас от увиденного, в 20 % случаев собственное состояние характеризовалось как предобморочное: люди испытывали головокружение, головные боли, тошноту, рвоту. У половины спасателей в последующие дни после прекращения работ сохранялись психические нарушения: кошмарные сновидения, бессонница ночью, сонливость днем, подавленное настроение, повышенная раздражительность.
Для спасательных работ необходимо отбирать людей с высокой эмоциональной устойчивостью. В противном случае 20... 30 % спасателей сами испытывают психологически шоковое состояние, не могут выполнять спасательные работы, у них долгое время сохраняются остаточные психические нарушения.
Психологические методы снижения риска, касающегося человеческого фактора, заключаются в отработке навыков концентрации внимания, обучении действиям в ЧС, адаптации, контролировании страха, суетливости, паники, психологической устойчивости и готовности к действиям (предвидение опасности, наличие навыков преодоления опасности). В этом случае свойство людей, управляющих техническими средствами или обслуживающих их, противостоять психическим и физиологическим расстройствам определяет психофизиологическую безопасность в ЧС.