Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 09:21, дипломная работа
Действующее законодательство по вопросам интеллектуальной собственности в настоящее время находится в стадии реформирования. В настоящее время действует Часть IV Гражданского кодекса РФ, вступившая в силу с 1 января 2008г. Некоторые авторы, не стесняясь, называют ее актом Великой российской реформы интеллектуальной собственности1. Но, помимо этого, для полноценного функционирования этой подотрасли гражданского права, необходимо принятие множества взаимосогласованных нормативных актов, прежде всего на уровне Министерства образования и науки Российской Федерации, в ведении которого, в настоящее время, находятся вопросы нормативного регулирования отношений по вопросам интеллектуальной собственности на уровне подзаконных актов.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Общие положения об интеллектуальной собственности в Российской Федерации………………………………………………………………………. 7
§ 1. История становления института исключительных прав на интеллектуальную собственность. История становления и развития товарных знаков………………………………………………………………………………7
§ 2. Особенности и виды интеллектуальной собственности …………….….. 16
§ 3. Правовое регулирование товарных знаков и знаков обслуживания по действующему гражданскому законодательству……………………………...23
Глава 2. Особенности правового режима товарных знаков и знаков обслуживания……………………………………………………………………33
§ 1. Правовое положение товарного знака: понятие, предъявляемые требования………………………………………….…………………………….33
§ 2. Государственная регистрация товарных знаков……….……………….…38
§ 3. Требования, предъявляемые к товарным знакам и знакам обслуживания…………………………………………………………………….41
§ 4. Использование и передача товарного знака.………………….…………..52
Глава 3. Защита прав на товарные знаки и знаки обслуживания…………….61
§ 1. Общие вопросы защиты прав………………………………………………61
§ 2. Защита товарных знаков и знаков обслуживания в Интернет.…………..67
Заключение…………………………………………………………………….. 76
Список нормативных актов…………………………………………………… 79
Список литературы………………………………………………………….…. 84
Список материалов судебной практики……………………………....……… 86
В связи с тем, что на Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Российской Федерации (сокращенно именуемую Роспатент), в период до 2004г., была возложена задача по разработке методических материалов по вопросам практики ведения государственной регистрации прав, следует остановиться на ведомственных нормативных актах, принятых в свое время Роспатентом. В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г. №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Согласно этому акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в «Российской газете». Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.
В настоящее время существенное место в системе нормативных актов об интеллектуальной собственности и в частности о товарных знаках и знаках торгового обслуживания, занимают следующие акты Роспатента РФ:
- Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания (утв. приказом Роспатента от 05.03.03 г. № 32)
- Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара и заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара (утв. приказом Роспатента от 25.02.03 г. № 24)
- Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации (утв. приказом Роспатента от 17.03.2000 г. № 38)
- Правила продления срока действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара и внесения изменений в регистрацию и свидетельство (утв. приказом Роспатента от 25.02.03 г. № 23)
- Правила принятия решения о досрочном прекращении действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара при ликвидации юридического лица- обладателя свидетельства (утв. приказом Роспатента от 03.03.03 г. № 29)
- Правила продления срока действия регистрации товарного знака и знака обслуживания и внесения в неё изменений (утв. приказом Роспатента от 03.03.03 г. № 27)
- Правила принятия решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака и знака обслуживания в случае ликвидации юридического лица – обладателя исключительного права на товарный знак или прекращения предпринимательской деятельности физического лица – обладателя исключительного права на товарный знак (утв. приказом Роспатента от 03.03.03 г. № 28)
- Порядок ведения Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (утв. приказом Роспатента от 05.03.2004 № 31)
- Порядок ведения Государственного реестра наименований мест происхождения товаров Российской Федерации (утв. приказом Роспатента от 05.03.2004 № 32).
Несмотря на то, что в настоящее время соответствующие вопросы находятся в ведении Министерства Образования и науки РФ, все эти приказы действуют, поскольку, несмотря на то, что с 2004г. право издания нормативных актов имеют только министерства, именно это министерство весьма неохотно использовало свои полномочия в этих вопросах, не пытаясь отменить ранее принятые нормативные акты.
Наряду
с вышеназванными законами и подзаконными
нормативными актами, в качестве источников
правового регулирования
При этом Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рекомендовал учитывать, что Федеральным законом "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" с 01.01.2008 вводится в действие часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно статье 5 указанного Закона часть четвертая ГК РФ применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части четвертой ГК РФ, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
С учетом этого, по мнению Президиума Высшего Арбитражного Суда, выработанные подходы могут быть учтены при рассмотрении дел, в которых подлежат применению нормативные правовые акты, действующие до введения в действие части четвертой ГК РФ, а также при рассмотрении дел, в которых подлежат применению положения части четвертой ГК РФ, если рекомендации по применению правовых норм им не противоречат. В самом “Обзоре практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности”, для нас важен Раздел III “Право на товарный знак”, где, собственно, содержатся последние рекомендации Высшего Арбитражного Суда РФ на момент написания настоящей работы22.
Из числа более ранних актов судебного толкования, не потерявших по своему содержанию своей актуальности, следует выделить Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2000г. «Изготовление и реализация фальсифицированной продукции является обманом потребителей и необоснованно квалифицировано как мошенничество», а также Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 июля 1997г. №19 «Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарный знак».
Итак, анализируя современную систему источников правового регулирования отношений в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, необходимо отметить, что они образуют три условных категории источников, опосредующих отношения в областях авторского и смежных прав, патентного права, правовой охраны и использования средств индивидуализации, правовой охраны и использования нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности, и в основании которых положены нормативно-правовые акты, имеющие характер общезначимых и принципиальных для всех институтов интеллектуальной собственности.
В
тоже время важно подчеркнуть, что
в настоящее время существует
единый системообразующий нормативно-
Если обратиться к мировой практике, то можно сделать вывод, что законодательство об интеллектуальной собственности во всех развитых странах мира имеет комплексный характер, т.е. включает положения государственного, административного, финансового, трудового, процессуального и даже уголовного права. Понимание интеллектуальной собственности как комплексного правового института позволяет сделать вывод о том, что эффективное правовое воздействие на рассматриваемые общественные отношения возможно только в единстве и взаимодействии всех составляющих его норм различных отраслей права23.
В части приведения национального законодательства в соответствие с актами международного права, следует сказать о трансформации в национальное законодательство ряда положений Парижской конвенции по охране промышленной собственности.
Как отмечают отдельные исследователи, особый интерес сейчас вызывает создание специального механизма для выявления и признания товарных знаков «общеизвестными» на территории России, охрана которых без регистрации предусмотрена статьей 6-bis Конвенции.
Рассматривается возможность введения в Закон специальной нормы, позволяющей первоначально выносить по результатам рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака «предварительный отказ», а впоследствии – «окончательное решение об отказе в регистрации». Как известно, подобная процедура предусмотрена Мадридским соглашением о международной регистрации знаков, а также Протоколом к Мадридскому соглашению, действующими в рамках Парижской конвенции. Россия участвует в Мадридском соглашении о международной регистрации знаков и проводит подготовительную работу для участия в Протоколе к этому соглашению24.
В ходе работ по внесению изменений и дополнений в действующий Закон изучаются и нормы других международных актов, участницей которых Российская Федерация не является. Среди них - Соглашение Всемирной торговой Организации (ВТО) по торговым аспектам охраны прав интеллектуальной собственности.
Особого внимания в плане перспективы дальнейшего совершенствования Закона заслуживает Договор о законах по товарным знакам. Названный Договор разработан в рамках Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Этот международный акт был принят и подписан 57 странами - членами ВОИС, в том числе Россией; на Дипломатической конференции в октябре 1994г. Он вступил в силу 1 августа 1996г25.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ
ПРАВОВОГО РЕЖИМА
ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И
ЗНАКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ
§
1. Правовое положение
товарного знака:
понятие, предъявляемые
требования
Как указывалось нами выше, согласно статье 1477, товарный знак, это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).
Согласно ч. 2 этой же статьи, правила Гражданского кодекса о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания, то есть к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.
По сути, похожее легальное определение товарного знака давалось в статье 1 Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», товарным знаком и знаком обслуживания признаются обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц.
В
данном выше определении понятия
товарного знака проявлена
Важно отметить, что товарные знаки и знаки обслуживания приравниваются Законом в правовом режиме (равенство условий и последствий их регистрации).
Кроме того, в Российской Федерации существует такой вид отличительного знака как «торговая марка» (trade mark). Однако, правовая охрана торговой марки в России не закреплена ни одним нормативным актом. Хоть считается, что торговая марка и товарный знак – это синонимичные понятия, тем не менее, следует их разграничить.
Обозначения,
которые предназначены для
Товарный знак – это обозначения, которые предназначены для индивидуализации товаров и позволяют отличать товары одних производителей от других, и подлежит специальной регистрации.
Информация о работе Гражданско-правовая охрана владельцев товарных знаков и знаков обслуживания