Гражданско-правовое положение акционерных обществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:35, дипломная работа

Краткое описание

Реферат…………………………………………………………………………….3
Обозначения и сокращения…………………………………………....................4
Введение………………………………………….………………………………..5
Общая характеристика гражданско-правового статуса акционерного общества…………………………………………………………………………...8
История возникновения и развития акционерного общества как самостоятельной организационно-правовой формы…………………...............8
Понятия и виды акционерного общества………………..………..14
Порядок учреждения и прекращения деятельности путем ликвидации………….............................................................................................21
Осуществление деятельности в акционерном обществе…………………...31
2.1 Понятие и структура органов управления в акционерном обществе………………...….……………………………………………….........31
Характеристика и основные черты деятельности органов акционерных обществ………………………………………….……………......41
Особенности правового положения акционерного общества работников……………………………………………………..….......................58
3 Проблемы управления в акционерных обществах…………………………67
3.1 Проблемные аспекты управления в акционерных обществах: защита интересов акционеров…………………………………………………………..67
3.2 Анализ судебно-арбитражной практики по вопросам связанным с управлением в акционерных обществах……………………………………….71
Заключение…………………………………………..……………………80
Список использованных источников……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданско-правовое положение АО.doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

Ликвидация юридического лица представляет собой достаточно длительную процедуру, основное содержание которой сводится к выявлению  и удовлетворению имеющихся у  кредиторов требований. При этом юридическое лицо продолжает свою деятельность (до момента исключения его из государственного реестра). С этой целью лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны незамедлительно письменно сообщить об этом регистрирующему органу для внесения соответствующих сведений в государственный реестр (п. 1 ст. 62 ГК). С момента внесения данных сведений к наименованию (фирменному наименованию) юридического лица обязательно добавляются слова в ликвидации [39, с.14].

Предусмотренная законом  обязательная процедура ликвидации также рассчитана прежде всего на защиту интересов кредиторов. Ведь учредители или участники юридического лица при его ликвидации обычно заинтересованы в сохранении максимально возможного остатка имущества после завершения всех расчетов, поскольку он обычно поступает в их собственность. Поэтому ликвидация должна проходить под контролем органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица.

Ликвидация начинается с назначения лицами или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, специальной ликвидационной комиссии (ликвидкома) или единоличного ликвидатора, к которым и переходят все полномочия по управлению делами юридического лица, включая выступление в суде от его имени (п. 2 и 3 ст. 62 ГК). Такая комиссия (или единоличный ликвидатор) назначается по обязательному согласованию с регистрирующим органом (п. 1 ст. 62 ГК). Перечисленные действия составляют первый этап процесса ликвидации.

Главной задачей ликвидкома является выявление всех долгов юридического лица и осуществление расчетов с его кредиторами. Поэтому на втором этапе ликвидком обязан опубликовать извещение о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (причем такой срок не может быть менее двух месяцев с момента данной публикации) и письменно уведомить о ликвидации всех известных ему кредиторов. Помимо этого ликвидком принимает все другие возможные меры по выявлению кредиторов, а также по получению задолженности с должников ликвидируемого юридического лица (дебиторской задолженности).

По истечении срока  для предъявления требований кредиторами  ликвидком должен составить промежуточный  ликвидационный баланс, в котором  отражаются сведения о фактическом  составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне заявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения (возможности удовлетворения или отклонения). Данный баланс утверждается лицами или органами, принявшими решение о ликвидации, также по согласованию с регистрирующим органом (п. 2 ст. 63 ГК). Последний должен, следовательно, контролировать правильность и обоснованность данных баланса. Названными действиями завершается вторая стадия ликвидации [43, с.73].

Если по данным промежуточного баланса у ликвидируемого юридического лица недостаточно денежных средств для удовлетворения заявленных кредиторами требований, ликвидком продает его имущество с публичных торгов (с тем чтобы выручить за него максимально возможные суммы). При недостатке и этого имущества в некоторых случаях возможно обращение с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет имущества учредителя (казенного предприятия или учреждения) либо участников юридического лица (полных товарищей, участников обществ с дополнительной ответственностью, производственных кооперативов, ассоциаций и союзов. В таком случае кредитор не связан сроками утверждения ликвидационного баланса и работы ликвидационной комиссии. В этом состоит третий этап ликвидации.

Со дня утверждения  промежуточного ликвидационного баланса  начинаются расчеты с кредиторами юридического лица, составляющие четвертый этап его ликвидации. Они производятся в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК. В соответствии с ней предусмотрены четыре последовательно удовлетворяемых очереди привилегированных кредиторов, требования которых удовлетворяются преимущественно перед другими кредиторами. Имеется также пятая очередь, куда включены требования всех остальных (непривилегированных) кредиторов, выплаты которым начинаются лишь по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. При этом требования каждой последующей очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (п. 2 ст. 64 ГК). Следовательно, при недостатке или отсутствии необходимого имущества требования последующих очередей могут остаться неудовлетворенными. Между кредиторами одной очереди имущество ликвидируемого юридического лица при его недостатке распределяется пропорционально суммам их требований. Например, если требования соответствующей очереди составляют 500 млн. руб., а оставшееся после удовлетворения требований предшествующих очередей имущество стоит 100 млн. руб., то это означает, что каждый из кредиторов данной очереди получит за рубль долга только 20 коп [36, с.23].

В первую очередь включены требования граждан к ликвидируемому юридическому лицу по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, а во вторую очередь - требования по оплате труда и вознаграждений по авторским договорам. В третью очередь удовлетворяются требования залоговых кредиторов (по обязательствам юридического лица, обеспеченным залогом его имущества). В четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет (налоги) и во внебюджетные фонды (пенсионный и т.п.). Все остальные требования относятся к пятой очереди.

При отказе ликвидкома в  удовлетворении конкретного требования кредитора последний вправе обратиться с соответствующим иском в  суд (до момента утверждения окончательного ликвидационного баланса). В этот же период еще возможно обращение  с требованием к ликвидкому, несмотря на пропуск установленного им для этих целей срока. В обеих ситуациях требования кредиторов могут быть удовлетворены из остатка имущества, если таковой имеется. При отсутствии такого остатка требования кредиторов считаются погашенными. Также погашаются требования кредиторов, отклоненные ликвидкомом и не предъявленные затем в суде, либо требования, в удовлетворении которых кредитору отказано судебным решением (п. 4-6 ст. 64 ГК).

Последний, четвертый этап ликвидации начинается после завершения всех расчетов с кредиторами. Ликвидком составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается лицами или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим органом (п. 5 ст. 63 ГК). Остаток имущества передается учредителям или участникам юридического лица, а при ликвидации некоторых некоммерческих организаций используется на цели, предусмотренные законодательством и их учредительными документами. Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование с момента внесения записи об этом в государственный реестр (п. 8 ст. 63 ГК).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ

 

2.1 Понятие и структура органов управления акционерным обществом

 

 

Юридическое лицо, в том числе и акционерное общество, является «искусственным субъектом» оборота, созданным для достижения определенной цели, оно само в силу своей виртуальности не может реализовать ни свою правоспособность, ни свою дееспособность. В связи с этим возникает совершенно справедливый вопрос: как же акционерное общество, являясь юридическим лицом, будет осуществлять ту деятельность, ради которой оно и было создано? Е.Н.Трубецкой, исследуя этот же вопрос, указывал, что дееспособность юридических лиц выражается в действиях определенных физических лиц, представителей, действующих от имени юридического лица. Действия таких представителей считаются действиями самого юридического лица. Если, например, ректор университета заключает контракт на поставку дров или на устройство электрического освещения в университетских зданиях, то эти действия ректора считаются действиями самого университета. Таким образом, юридическое лицо выражает свою волю вовне через свои органы [30, с.138].

Анализируя  представленные выше точки зрения на разные аспекты изучаемой проблемы, можно сформулировать следующие основные признаки органа акционерного общества как органа юридического лица:

1. Орган юридического  лица - это организационно оформленная  часть юридического лица, представленная либо одним, либо несколькими физическими лицами.

2. Орган юридического  лица образуется в соответствии  с порядком, определенным законом  и учредительными документами.

3. Орган юридического  лица обладает определенными  полномочиями, реализация которых осуществляется в пределах собственной компетенции.

4. Волеобразование  и волеизъявление юридического  лица оформляется посредством  принятия специальных актов органов  юридического лица, виды которых  определяются законодательством.

Для того чтобы  в полной мере представить все разновидности органов акционерных обществ и выявить характерные черты каждого из них, есть смыл попытаться классифицировать их по различным классификационным критериям.

Наиболее распространенными  являются следующие классификационные критерии органов акционерных обществ:

1) наименование;

2) в зависимости  от того, формирует орган акционерного  общества его волю или изъявляет  ее вовне;

3) число входящих  в органы лиц;

4) порядок формирования  органов или способ приобретения  ими полномочий;

5) характер полномочий  и задач органов, что определяет  их место в иерархии органов  хозяйственных обществ;

6) выполняемые  функции;

7) сроки деятельности.

Акционерное общество – одна из наиболее сложных организационно-правовых форм юридического лица. В нем предполагается наличие сразу нескольких органов управления, органов внутреннего и внешнего контроля, распределение между ними компетенции, установление порядка принятия этими органами решений, определение возможности действия их от имени общества, определение и порядок возложения ответственности. Поэтому еще при создании акционерного общества необходимо выбирать оптимальную для каждого конкретного общества структуру органов управления или рационально распределять между ними полномочия [34, с.28].

С учетом вышеобозначенных критериев проведем классификацию органов хозяйственного общества:

1. По наименованию органы акционерного общества подразделяются на следующие виды:

-     общее собрание акционеров;

-     совет директоров (наблюдательный совет);

-   единоличный исполнительный орган (президент, генеральный директор,     директор и др.);

-     коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и др.);

-     ревизионная комиссия (ревизор).

Здесь необходимо отметить как минимум три момента, которые  определяют особенность этой классификации.

Во-первых, определенные виды органов четко поименованы в  законодательных актах, при этом закон фиксирует лишь одно название органа. К их числу относятся общее  собрание акционеров и общее собрание участников, ревизионная комиссия общества, ревизор общества. ФЗ «Об акционерных обществах» всегда использует только эти названия органов для акционерных обществ, причем делает это в императивной форме и тем самым исключает возможность для акционеров назвать их в учредительных документах как-то иначе.

Во-вторых, некоторые органы хотя и поименованы в законодательных  актах, но для участников предоставляется  возможность выбора из двух альтернативных вариантов. Это касается органа, который  осуществляет свою деятельность в период между общими собраниями и у которого как раз два названия: совет директоров и наблюдательный совет. Здесь мы также отмечаем, что законом представлены два варианта, но это исчерпывающий перечень названий и участники могут выбирать только из них.

В-третьих, имеются органы, которые могут именоваться самими участниками в учредительных документах, а закон лишь определяет их родовое понятие, определяющее их место в иерархии органов управления акционерных обществ. Это относится к единоличному и коллегиальному органам акционерного общества. В качестве единоличного исполнительного органа закон в обязательном порядке называет генерального директора, директора. Фактически в акционерных обществах этими названиям выбор и ограничен. Отличаются в этом плане от акционерных обществ общества с ограниченной ответственностью. В этом случае закон не ограничивает выбор конкретных названий: предлагая перечень названий, указывается, что могут быть и другие (ст. 40 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

2. В зависимости от того, формирует орган акционерного общества волю общества или изъявляет ее вовне, органы подразделяются на волеобразующие и волеизъявляющие.

Таким образом, можно говорить о том, что различаются органы, созданные только для формирования воли юридического лица, и те, которые одновременно выражают его волю вовне. Последние для совершения сделок от имени юридического лица не нуждаются в доверенности, однако, лишь при условии, если они действуют в рамках предусмотренной законом, иным правовым актом или учредительными документами компетенции. Особенностью унитарных предприятий является то, что в них руководитель, назначенный собственником либо уполномоченным собственником лицом и им подотчетный, выступает одновременно единственным волеобразующим и волеизъявляющим органом. Но здесь необходимо иметь в виду, что органы могут, с одной стороны, быть только волеобразующими, с другой - как волеобразущими, так и волеизъявляющими [30, с.28].

Информация о работе Гражданско-правовое положение акционерных обществ