Гражданско-правовое положение акционерных обществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:35, дипломная работа

Краткое описание

Реферат…………………………………………………………………………….3
Обозначения и сокращения…………………………………………....................4
Введение………………………………………….………………………………..5
Общая характеристика гражданско-правового статуса акционерного общества…………………………………………………………………………...8
История возникновения и развития акционерного общества как самостоятельной организационно-правовой формы…………………...............8
Понятия и виды акционерного общества………………..………..14
Порядок учреждения и прекращения деятельности путем ликвидации………….............................................................................................21
Осуществление деятельности в акционерном обществе…………………...31
2.1 Понятие и структура органов управления в акционерном обществе………………...….……………………………………………….........31
Характеристика и основные черты деятельности органов акционерных обществ………………………………………….……………......41
Особенности правового положения акционерного общества работников……………………………………………………..….......................58
3 Проблемы управления в акционерных обществах…………………………67
3.1 Проблемные аспекты управления в акционерных обществах: защита интересов акционеров…………………………………………………………..67
3.2 Анализ судебно-арбитражной практики по вопросам связанным с управлением в акционерных обществах……………………………………….71
Заключение…………………………………………..……………………80
Список использованных источников……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданско-правовое положение АО.doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

В крупных по масштабам производства акционерных  обществах акционеры часто предстают в виде аморфного и весьма «разношерстного» коллектива, который зачастую бывает настолько большим, что в полном составе даже физически не может выступать как эффективный предприниматель. В такой ситуации построение эффективной системы управления предприятием с привлечением к управлению профессиональных менеджеров является объективной необходимостью. Наблюдаемая в последние десятилетия мировая тенденция концентрации капитала и соответственно роста масштабов производства и усложнения производственно-технической структуры является причинным фактором того, что собственники компаний ограничиваются главным образом выполнением контрольных функций и в силу объективных причин отстраняются от непосредственного ведения текущих дел корпорации [14, с.1032].

Таким образом, управленческий характер деятельности органов управления общества – это не только законодательное установление, но и требование объективного порядка. Как мы видим, тенденции развития акционерных обществ приводят к тому, что, чем эффективнее будет осуществляться управленческая деятельность органов хозяйственных обществ, тем эффективнее будет деятельность самого общества.

Но это касается не только акционерных обществ, но и других систем, где в качестве элементов системы выступают люди. Ведь и общество в целом представляет собой целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями, равно как и с функциями общего характера. Отсюда потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, каковая находит свое проявление в осуществлении социального управления. Общество, как и производство, имеет определенные цели, представляет собой целостный механизм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями и вместе с тем с функциями общего характера. Общество в подобном смысле есть высшая форма совместного труда людей. Вот почему и в обществе ощущается необходимость в соответствующем выражении «общей связи» и «единства» социальных процессов, что в функциональном смысле связывается с осуществлением управления, которое обеспечивает согласованность между самостоятельными элементами общественной структуры, выполняет общие для всего общества функции. Соответственно управление есть атрибут общественной жизни

Поэтому, по мнению В.Г.Афанасьева, управление - свойство, внутренне присущее обществу на любой ступени его развития; оно, это свойство, имеет всеобщий характер и вытекает из системной природы общества, из общественного коллективного труда, из необходимости общаться в процессе труда и жизни, обмениваться продуктами своей материальной и духовной деятельности.

Следовательно, осуществление управленческой деятельности органами управления акционерного общества есть не что иное, как разновидность социального управления. А раз это так, то соответственно и черты, присущие социальному управлению, характерны управленческой деятельности органов хозяйственных обществ. Принимая во внимание уже устоявшееся определение хозяйственного общества - как корпорации управление.

Следовательно, деятельность органов управления, или  корпоративное управление, есть не что иное, как разновидность социального  управления.

И если за исходные позиции взять положения, характеризующие  наиболее существенные стороны социального управления и применить их в отношении корпоративного управления, то можно выделить четыре характерные черты:

1. Корпоративное управление есть только там, где совместная деятельность людей осуществляется в совершенно определенных видах организаций (хозяйственных обществах), которые характеризуются как правовые формы объединения капиталов участников.

Такого рода деятельность сама по себе еще не в  состоянии обеспечить необходимое  взаимодействие ее участников, бесперебойное и эффективное выполнение стоящих перед ними общих задач, достижение общих целей. Корпоративное управление организует как самих участников по вопросам регулирования их отношений в рамках единой организации, так лиц, которые относятся к работникам, но осуществляют деятельность в рамках тех целей, ради которых и создается общество.

2. Корпоративное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на участников акционерного общества как членов корпорации и участников (работников) совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий участников совместной деятельности, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности и прямо вытекающие из ее природы [25, c.30].

Раскрывая эту  черту корпоративного управления, необходимо пояснить, что имеется в виду под  термином «общие функции».

В самом общем  понимании «функция» означает обязанность, назначение, круг деятельности, работу, исполнение, деятельность и т.п.

Применительно к управлению функции в основном трактуются аналогично, хотя и не во всех случаях их определения звучат однозначно. Например, довольно широко распространено мнение, что функции  управления представляют собой операции, действия субъекта управления, соответствующие последовательно сменяющимся стадиям управленческого цикла, что их совокупность составляет содержание управленческого процесса.

При характеристике функций управления нередко подчеркивается такой признак управленческой функции, как выражение определенной направленности работы субъекта управления

Имеются и некоторые  иные взгляды на функции управления. Так, определяя функции как относительно самостоятельные виды управленческой деятельности, Д.Н.Бахрах вместе с тем  подчеркивает и такую их особенность: они есть типичные виды взаимодействия между субъектами и объектами управления Иногда функции управления характеризуются как формы управленческой деятельности. Об этом, например, говорит Г.А.Туманов, выделяя в этих целях функции-операции

По мнению Ю.М.Козлова, функции управления отражают определенный вид управленческой деятельности, подтверждая мысль о том, что труд по управлению неоднороден и состоит из многих проявлений. Это и означает его функциональное разделение. В основе такого разделения - конкретизация цели и однородность проявлений, многогранность, специфичность и другие свойства управленческой деятельности. Одновременно необходимо подчеркнуть объективную необходимость функций как видов работ, выполняемых субъектам управления [22, с.35].

Таким образом, резюмируя все вышесказанное, можно  сделать вывод, что функции управления представляют собой наиболее типичные однородные и четко выраженные виды (направления) управленческой деятельности, служащие интересам достижения целей управляющего воздействия.

К числу общих  функций социального управления относят, как правило, следующие: планирование (иногда выделяется прогнозирование), регулирование, руководство, организацию, координацию, контроль

Рассматривая  корпоративное управление можно  говорить о следующих функциях:

1) функция  планирования, которая предполагает:

- разработку  научно обоснованной программы  развития акционерного общества  в целом либо направлений его  деятельности или отдельных подразделений;

- определение  целей и задач (краткосрочных  и долгосрочных) по реализации  данной программы;

- обеспечение  программы необходимыми материальными, финансовыми, организационными и трудовыми ресурсами;

- определение  средств достижения планируемых  результатов;

2) функция организации,  которая представляет такой вид  деятельности, который направлен  на более конкретные цели, а именно на формирование управляемой и управляющей систем. Соответственно она включает:

- проработку организационной  структуры акционерного общества;

- формирование органов  акционерного общества, определение  или корректировку их компетенции;

- установление порядка взаимодействия участников управленческих отношений;

- осуществление координации  между структурными подразделениями  и т.д.;

3) функция руководства, которую можно рассматривать как воздействие субъекта управления на содержание деятельности управляемого объекта для достижения сформулированной в плане цели [34, с.68]. В более конкретном варианте руководство означает постановку перед объектами корпоративного управления задач, вытекающих из требований реализации функции планирования;

4) функция  контроля, которая в корпоративном управлении имеет два значения. Первое значение связано с тем, что контроль - одна из основных функций управления, второе - это постоянно действующий фактор управления, не связанный исключительно с проверкой исполнения управленческих решений. В таком понимании контроль охватывает все стороны деятельности хозяйственного общества (например, производственную, хозяйственную, финансовую, технологическую и т.п.), представляя собой постоянное наблюдение (надзор) за упорядоченностью управляемой системы, за ее состоянием. Контроль дает информацию для других основных функций управления, не утрачивая при этом своего самостоятельного значения. Но это еще и владение акционером (акционерами) акционерного общества таким объемом обязательственных прав, которое обеспечивает постоянное влияние на принятие стратегических управленческих решений, определение и формулирование таких решений [24, с.36];

5) функция  координации, которая призвана обеспечить отлаженный механизм на всех этапах и уровнях осуществления хозяйственной деятельности организации.

Учитывая возрастающее значение последней функции в корпоративном управлении, рассмотрим ее более детально.

Большая советская  энциклопедия определяет координацию  как упорядочение, согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие «действий, понятий, составных частей чего-либо».

Из приведенного толкования рассматриваемого термина  можно заключить, что он означает согласование путем упорядочения, путем  приведения в систему. В этом плане  следует констатировать, что всякая система представляет собой стройное целое, в котором все элементы разумно сочленены между собой для выполнения стоящих перед системой задач именно благодаря координации. Без координации как средства упорядочения частей, элементов системы нет собственно и системы. «...Целостным системам, - пишет В.Г.Афанасьев, - свойственны специфические отношения. Наиболее характерными из них являются отношения координации и субординации. Координация - это определенная согласованность, признанность компонентов целого друг к другу, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает динамическое равновесие системы»

Содержательную  сущность координации весьма популярно  объясняют авторы книги «Учитесь управлять». «В практике управления можно встретить случаи, когда руководитель предприятия, цеха, участка, решая сложную задачу, в реализации которой принимает участие несколько исполнителей, не осуществляет третьего вида работ по управлению (имеется в виду координация) до начала реализации задачи. Этот руководитель поручает каждому исполнителю конкретную задачу, не увязывая их деятельность между собой. Как только начинается исполнение задачи, так в коллективе исполнителей возникают неувязки - кто-то кого-то задерживает, кто-то чего-то не обеспечил и т.д. И для обеспечения выполнения заданий собираются различного рода «пятиминутки», на которых реализуется третий цикл управления – устанавливается гармония, определяются связи, ликвидируются неувязки» [24, с.35].

Приведенные положения  позволяют сделать ряд выводов:

1. Координация  - это процесс упорядочения системы  с целью согласованного функционирования составляющих ее «смежных» частей и элементов.

2. Координация  заключается в таком упорядочении  системы, при котором ее смежные  части и элементы структурно  строго разграничены между собой, «не мешают» друг другу, но вместе с тем, будучи функционально предназначены для решения общей для них задачи, «помогают» друг другу.

3. В основе  согласованности действий, акций,  частей и элементов системы  при координации лежит учет  объективно существующих связей  и зависимостей между компонентами решаемых задач.

4. Координация  обеспечивает «заочную» согласованность действий, акций и элементов системы.

5. Координация  предполагает согласованность действий, акций, частей и элементов в  течение длительного времени  и при решении типичных задач в рамках общей для данной системы задачи.

6. Координация,  являясь средством упорядочения  системы, составляет исключительную  прерогативу субъекта управления.

Наряду с  общими функциями управления совершенно оправданно выделение функций специальных (специализированных, или особенных)

Как известно, общие  функции управления, в том числе  и корпоративного, имеют обыкновение  своеобразно воплощаться в деятельности конкретных субъектов управления. Соответственно на базе общих функций управления формируются такие, которые свойственны тому или иному субъекту управления и вытекают из его специфики. Смысл в таком делении есть, так как то, что вообще присуще управлению, своеобразно воплощается в деятельности конкретных субъектов (органов) управления и отдельных исполнителей (должностных лиц, в частности).

Специальные функции  служат развитию общих функций, для  которых безразличны субъектные особенности, применительно именно к особенностям субъектного характера. В таком понимании специальные функции есть база для функционального разделения труда внутри аппарата того или иного органа управления, для определения функциональных обязанностей отдельных структурных подразделений и служащих. Но такая общая функция управления, как руководство, приобретает также специфическое выражение в зависимости от особенностей сферы управленческой деятельности: оно может быть методическим, техническим, диспетчерским [25, с.38].

Следовательно, основания для выделения специальных  функций управления имеются. Их характеризует  то, что они обеспечивают учет специфических особенностей данного субъекта управления и объекта его воздействия и различаются в зависимости от особенностей сфер, отраслей управления, предприятий, учреждений и организаций и т.д.

Информация о работе Гражданско-правовое положение акционерных обществ