Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 11:29, дипломная работа
Цель работы: изучить особенности гражданско-правового положения государственного унитарного предприятия на современном этапе развития гражданского законодательства.
Задачи:
1. Дать общую характеристику возникновения и становления гражданско-правового положения государственного унитарного предприятия;
2. Дать понятие государственному унитарному предприятию как юридическому лицу.
3. Раскрыть особенности создания и государственной регистрации государственного унитарного предприятия, его реорганизации и ликвидации.
Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие государственного унитарного предприятия……………………..…6
1.1. Понятие и признаки государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………..6
1.2. Признаки государственного унитарного предприятия как юридического лица…..…………………………………………………………………………12
1.3. Имущество государственного унитарного предприятия……………………21
2. Создание и государственное регулирование государственного унитарного предприятия………………………………………………………………………28
2.1. Порядок учреждения государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………28
2.2. Государственная регистрация государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………35
3. Управление государственным унитарным предприятием…………………38
3.1. Органы управления государственного унитарного предприятия………….38
3.2. Права собственника имущества государственного унитарного предприятия……………………………………………………………………43
4. Реорганизация и ликвидация унитарного предприятия……………………48
4.1. Реорганизация государственного унитарного предприятия………………..48
4.2. Ликвидация государственного унитарного предприятия…………………..54
Заключение……………………………………………………………………..63
Список использованных источников………………………………………
Четвертый признак юридического лица - это выступление государственного унитарного предприятия в гражданском обороте от собственного имени. Данный признак, выражая наиболее непосредственно специфику юридического лица, заключается в том, что юридические лица от своего имени могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде.
Государственное унитарное предприятие, учреждаемое публичным собственником, является единственной разновидностью коммерческих организаций, обладающей не общей, а целевой (специальной) правоспособностью23, то есть государственное унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Общие принципы возникновения правоспособности юридического лица сформулированы в статье 49 ГК РФ. Следует обратить внимание на то, что данной статьей в отношении унитарных предприятий установлены некоторые ограничения. Закон об унитарных предприятиях на этих ограничениях внимание не акцентирует. Статьей 49 ГК РФ, в частности, установлено, что коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Таким образом, унитарные предприятия могут обладать гражданскими правами только в рамках тех видов деятельности, для которых они созданы. Поэтому в его уставе помимо общих сведений, указываемых в учредительных документах юридического лица, должны содержаться сведения о предмете, целях и видах его деятельности24. В данной связи в соответствии с общими положениями недействительности сделок юридического лица, выходящих за пределы его правоспособности, сделка, совершенная унитарным предприятием в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его Уставе, может быть признана судом недействительной25.
В данной связи в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. указывается: "Унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании статьи 168 Кодекса"26. Данное положение было подтверждено позднее в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 февраля 2002 г.27.
Также в нормативно-правовых актах Российской Федерации содержится запрет для унитарных предприятий заниматься определенными видами предпринимательской деятельности. Например, унитарное предприятие не может выступать в качестве доверительного управляющего.28
Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственное унитарное предприятие, хотя, и является юридическим лицом, но имеет следующие отличия: имущество, принадлежащее государственному унитарному предприятию, не является его собственностью, и не может быть поделено на доли, паи, вклады и др.; не обладает правом самостоятельно определять виды деятельности предприятия (цели, предмет и виды деятельности определяются учредителем предприятия в его уставе).
1.3. Имущество государственного унитарного предприятия.
В Законе указано несколько источников формирования имущества унитарного предприятия. Так, его имущество создается за счет:
Право хозяйственного ведения составляет особую разновидность вещных прав, не известную развитым правопорядкам. Оно призвано оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц - несобственников, что невозможно в обычном, классическом имущественном обороте.
В соответствии со ст. 294 ГК право хозяйственного ведения - это право государственного унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом публичного собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами29.
При этом имущество государственного унитарного предприятия по прямому указанию закона целиком принадлежит его собственнику-учредителю30 и не делится ни в какой-либо части, ни тем более полностью на "паи" или "доли" его работников или "трудового коллектива".
Субъектами этого права могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия (но не казенные предприятия, обладающие на закрепленное за ними федеральное имущество лишь правом оперативного управления). Объектом данного права является имущественный комплекс31, находящийся на балансе предприятия как самостоятельного юридического лица.
Право хозяйственного ведения является производным, зависимыми от прав собственника и не может существовать в отрыве от этого основного права. Данным обстоятельством определяется его юридическая специфика. Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только юридические лица, и притом не любые, а лишь существующие в специальной организационно-правовой форме – предприятие.
Поскольку имущество, передаваемое
унитарному предприятию на праве
хозяйственного ведения, выбывает из фактического
обладания собственника-
Согласно статье 18 Закона об унитарных предприятиях32 государственное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных Законом об унитарных предприятиях, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Так, согласно статье 23 Закона об унитарных предприятиях33 решение о совершении крупных сделок принимается лишь с согласия собственника имущества государственного предприятия.
Государственное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Оно не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного предприятия. Данное положение подтверждается и судебной практикой34. Движимым и недвижимым имуществом государственное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия35. Сделки, совершенные государственным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными. Таким образом, контрагентам государственных предприятий следует уточнять, соответствует ли совершаемая сделка целям деятельности предприятия во избежание неблагоприятных последствий. Хотя, безусловно, за соответствие совершаемой сделки целям и видам деятельности, закрепленных в уставе, в первую очередь несет ответственность предприятие.
Уставом государственного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
Право хозяйственного ведения сохраняется при передаче государственного предприятия от одного публичного собственника к другому (в чем также проявляется его вещно-правовая природа).
С кого момента возникает
у предприятия право
Порядок государственной регистрации имущества за государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества предусмотрен Постановлением правительства РФ «О вопросах государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности»40.
Вторым источником формирования имущества государственного унитарного предприятия являются доходы предприятия, полученные от использования этого имущества. Понятие доходы раскрывается в Приказе Минфина РФ "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации". Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Закон специально оговаривает, что результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение предприятия41. Из этого прямо вытекает, что данное имущество становится объектом права собственности учредителей предприятий, а не самих этих юридических лиц. Ведь имущественной базой для их появления, как правило, становится имущество собственника-учредителя, находящееся у предприятия на ограниченном вещном праве.
Следовательно, предприятие
ни при каких условиях не может
стать субъектом права собствен
Однако законодателем не освещается вопрос, каким образом должно передаваться на право хозяйственного ведения имущество, приобретенное государственным унитарным предприятием за счет своей прибыли, так как порядок, предусмотренный п. 1, ст. 299 ГК РФ, а именно путем фактической передачи имущества не применим в виду того, что имущество уже находится у предприятия. Кроме того, оно приобретено самим предприятием за счет собственных средств и по договору, например, купли-продажи, покупателем будет государственное унитарное предприятие. А согласно п. 1, ст.454 продавец передает покупателю вещь в собственность. Таким образом, государственное унитарное предприятие получит по договору имущество именно в собственность, так как имеет право на совершение подобных сделок как с согласия собственника (крупные сделки и сделки с недвижимым имуществом), так и без получения такого согласия. Однако согласно п. 2, ст. 299 государственное унитарное предприятие не может стать собственником данного имущества, оно должно быть закреплено за ним на праве хозяйственного ведения учредителем данного предприятия, который должен иметь это имущество на праве собственности. Каким образом должна осуществляться передача имущества на право хозяйственного ведения, фактически находящееся во владении государственного унитарного предприятия, в законодательстве не предусмотрено.
Информация о работе Гражданско-правовое положение государственного унитарного предприятия