Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 14:51, курсовая работа
Актуальность темы заключена в том, что одним из важных понятий Гражданского кодекса является понятие «юридическое лицо» как объединение физических лиц для достижения какой – либо цели и «объединение юридических лиц» как пример создания еще более сложной системы взаимодействий. Категория объединений юридических лиц — это социально-экономическая реальность, складывающаяся в результате определенных общественных преобразований. Закон закрепляет организационно-структурные, имущественные и функциональные особенности, определяет правовой статус, порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц и их объединений.
Введение 3
Глава 1 Юридическое лицо 5
1.1 Классификация юридических лиц 9
Глава 2 Правовые основы деятельности
объединений юридических лиц
(Ассоциаций, союзов) 13
2.1 Правовое положение ассоциаций (союзов) 14
2.2. Права и обязанности членов
объединений юридических лиц. 17
2.3. Создание, реорганизация и
ликвидация ассоциаций (союзов) 19
2.3.1 Государственная регистрация
ассоциации (союза) 20
2.3.2 Реорганизация и
преобразование ассоциации 24
2.3.3 Ликвидация ассоциации. 24
2.4. Ответственность ассоциации 27
Заключение 32
Список литературы 34
С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый член. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.
2.3. Создание, реорганизация и ликвидация ассоциаций (союзов)
Ассоциация может быть создана в результате прохождения процедуры ее учреждения.
Учредительными документами для ассоциации и союза являются:
- учредительный договор, заключенный их членами,
- устав, утвержденный их членами.
Учредительный договор является многосторонним гражданско-правовым договором. Согласно статье 154 ГК РФ для заключения многостороннего договора необходимо соглашение трех или более сторон. Однако, не исключено заключение учредительного договора и в виде двустороннего договора, если число учредителей ограничено двумя. Учредительный договор заключается в письменной форме в виде единого документа, подписанного всеми учредителями. Члены ассоциации или союза должны также утвердить устав объединения. По своей правовой природе устав является локальным нормативным актом и обязателен не только для учредителей (членов) организации, но и для третьих лиц, которые вступают с этой организацией в гражданско-правовые отношения. Положения устава подлежат применению преимущественно перед условиями учредительного договора, если между ними имеются расхождения.
В учредительных документах ассоциации должны определяться:
- её наименование, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму,
- её место нахождения,
- порядок управления её деятельностью,
- предмет и цели её деятельности,
- сведения о филиалах и представительствах,
- права и обязанности членов,
- условия и порядок приема в члены ассоциации и выхода из нее,
- условия о составе
и компетенции органов
- порядок принятия
решений, в том числе по
- источники формирования имущества,
- порядок распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза),
- порядок внесения
изменений в учредительные
- иные положения,
Изменения в устав ассоциации вносятся по решению ее высшего органа управления.
2.3.1 Государственная регистрация ассоциации (союза)
Так же, как и любая некоммерческая организация, ассоциация подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом №129-ФЗ, с учетом установленного Законом №7-ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) ассоциации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.
Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации ассоциации осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Закона №129-ФЗ федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации.
Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются Правительством Российской Федерации.
Для государственной
регистрации ассоциации при ее создании
в уполномоченный орган или его
территориальный орган
1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
2) учредительные документы ассоциации в трех экземплярах;
3) решение о создании ассоциации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
4) сведения об учредителях в двух экземплярах;
5) документ об уплате государственной пошлины;
6) сведения об адресе
(о месте нахождения) постоянно
действующего органа
7) при использовании
в наименовании ассоциации
Уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации ассоциации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании указанного
решения и представленных уполномоченным
органом или его
Орган, принявший решение о государственной регистрации ассоциации, не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи об ассоциации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.
За государственную
регистрацию взимается
Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ассоциации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация ассоциации.
За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы ассоциации, взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Изменения, вносимые в сведения, указанные в пункте 1 статьи 5 Закона №129-ФЗ, приобретают юридическую силу со дня их внесения в единый государственный реестр юридических лиц.
Вновь введенной статьей
23.1 Закона №7-ФЗ установлены основания,
по которым может быть отказано в
государственной регистрации
1) если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
2) если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
3) если наименование
некоммерческой организации
4) если необходимые
для государственной
5) если выступившее
в качестве учредителя
Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации может быть обжалован в вышестоящий орган или в суд, и не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.
2.3.2. Реорганизация и преобразование ассоциации.
Некоммерческая организация (в том числе и ассоциация) может быть реорганизована в порядке, предусмотренном ГК РФ, Законом №7-ФЗ и другими федеральными законами.
Реорганизация считается
состоявшейся, за исключением случаев
реорганизации в форме
Ассоциация или союз вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество или товарищество.
Какую именно организационно - правовую форму примет преобразованная ассоциация или союз во многом зависит от характера их деятельности. Если ассоциация координировала предпринимательскую деятельность своих членов, для нее целесообразнее всего будет преобразование в хозяйственное общество или товарищество. Если ассоциация (союз) оказывала консультационные услуги различного рода своим членам, правомерно ее преобразование в автономную некоммерческую организацию. Решение о преобразовании ассоциации (союза) принимается всеми членами, заключившими договор о ее создании. При преобразовании ассоциации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной организации в соответствии с передаточным актом.
2.3.3. Ликвидация ассоциации.
Ассоциация, как и любая некоммерческая организация, может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, Законом №7-ФЗ и другими федеральными законами.
Статья 61 ГК РФ предусматривает два вида оснований и, следовательно, два порядка ликвидации юридического лица:
- обычный,
- принудительный.
Основаниями для обычного порядка ликвидации ассоциации по решению ее учредителей, участников либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, являются:
- истечение срока,
на который была создана
- достижение цели, для которой она была создана;
- признание судом недействительной регистрации ассоциации, в связи с допущенными при ее создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Перечень оснований ликвидации юридических лиц в обычном порядке не является закрытым, поэтому их ликвидация возможна в любой момент по воле участников.
Принудительная ликвидация коммерческой организации, как и любого иного юридического лица, - это своего рода санкция за допущенные правонарушения. Она осуществляется только по решению суда.
Некоммерческая организация (в том числе и ассоциация) может быть ликвидирована по решению суда, если ей было сделано два письменных предупреждения о том, что ее действия противоречат ее уставным целям или Закону, или же имелись два представления прокурора о необходимости устранения допущенных нарушений.
Статья 61 ГК РФ говорит о том, что ликвидация юридического лица по решению суда возможна также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ. Следовательно, нормативные акты, посвященные отдельным видам некоммерческих организаций, не могут устанавливать никаких иных оснований для принудительной ликвидации этого вида юридических лиц.
Итак, заявление в суд о ликвидации ассоциации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», уполномоченным органом или его территориальным органом.
Участники ассоциации или орган, принявший решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации Законом №7-ФЗ порядок и сроки ликвидации ассоциации.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ассоциации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой ассоциации выступает в суде.
В соответствии со статьей 19 Закона №7-ФЗ ликвидационная комиссия обязана осуществить следующие действия:
1) поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации ассоциации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. При этом, срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации ассоциации;
2) принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомить в письменной форме кредиторов о ликвидации ассоциации;
3) по истечению двух
месяцев со дня публикации, составить
промежуточный ликвидационный
4) если имеющихся у
ликвидируемой ассоциации
5) осуществить выплату
денежных сумм кредиторам в
порядке очередности,
6) после завершения
всех расчетов с кредиторами
составить ликвидационный
Если при ликвидации ассоциации после удовлетворения требований кредиторов осталось имущество, и если иное не установлено Законом №7-ФЗ и иными федеральными законами, то это имущество направляется, в соответствии с учредительными документами ассоциации, на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.
В случае, если использование имущества ликвидируемой ассоциации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.
Ликвидация ассоциации считается завершенной после внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
2.4. Ответственность ассоциации.
Ассоциации (союзы), в случае нарушения Закона №7-ФЗ несут как административную, так и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация о работе Гражданско – правовое положение объединений юридических лиц