Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 18:23, курсовая работа
Целью работы является исследование гражданства Российской Федерации с позиций методологии конституционного права.
Заявленная цель обусловила необходимость выполнения следующих задач:
• осветить понятие, сущность и принципы гражданства РФ;
• подробно рассмотреть приобретение гражданства РФ
• дать характеристику органам ведающим делами гражданства РФ.
Введение 3
Глава 1. Общие положения о гражданстве Российской Федерации 5
§1. Понятие и сущность гражданства 5
2.1. Принципы гражданства 7
Глава 2. Основания приобретения гражданства РФ 13
§1. Основание приобретения гражданства РФ. Общий и упрощенный порядки 13
§2. Органы, ведающие вопросами гражданства. Порядок обжалования решений по вопросам о гражданстве 28
Заключение 32
Список литературы 35
4. Защита и покровительство
граждан РФ за границей. Без
такого принципа институт
5. Сокращение состояния
безгражданства. В любом государстве
проживает определенное
6. Двойное гражданство
означает наличие у лица
Признание на конституционном уровне двойного гражданства является скорее необходимостью, продиктованной внешнеполитическими интересами Российского государства, поскольку огромное количество русских осталось за его пределами после распада СССР: более 11 миллионов – на Украине, более 6 миллионов – в Казахстане, около полутора миллионов – в Балтийских республиках и так далее. В то же время в России число выходцев из зарубежных стран СНГ – около 10 миллионов человек14. Большинство из них приобрели российское гражданство, а если бы они были лицами с двойным гражданством, то возникло бы множество новых проблем, поскольку Российское государство должно обеспечивать равные условия для своих граждан с единственным гражданством и для тех, кто наряду с российским имеет гражданство иностранного государства15.
Вопросы приобретения и
прекращения российского
Принадлежность к российскому гражданству всегда определялась законом, прежде всего, путем установления круга лиц, признающихся российскими гражданами. Признание гражданства означало, что лицо приобретало право на принадлежность к гражданству независимо от его согласия, а тем более волеизъявления, направленного на признание за ним гражданства. Что же касается государства, то оно было обязано признать всякое лицо своим гражданином, если такое признание соответствует определенным государством условиям. Оно не вправе ему в этом отказать.
Таким образом, признанием гражданства юридически оформлялась правовая связь межу физическими лицами и вновь возникшими после распада Союза ССР субъектом международного права — Российской Федерацией.
Существенное различие между признанием и принятием лица в гражданство состоит и в том, что в случае признания, как правило, не происходило замены одного гражданства другим, тогда как при принятии в гражданство одно гражданство чаще всего заменяется другим либо, если принимается лицо без гражданства, меняется в самой основе юридическое положение этого лица.
Самостоятельную группу связанных с гражданством отношений, регулируемых нормами права, составляют отношения по поводу приобретения гражданства. Приобретение гражданства по своим последствиям близко примыкает к признанию гражданства. Однако по своему содержанию эти субинституты гражданства различны: приобретают гражданство те лица, которые до тех или иных событий, указанных в законе, не были гражданами, а признавались таковыми именно те, которые были гражданами16.
В отечественной литературе высказано мнение о том, что для отношений по поводу приобретения гражданства характерно то, что «при решающем значении государства существенная роль здесь принадлежит субъективному волеизъявлению лица, направленному на установление с государством отношений по поводу приобретения гражданства»17. Однако под такую характеристику вряд ли подпадают отношения, в которых отсутствует специально выраженное волеизъявление лица о приобретении гражданства. К их числу относятся все отношения, связанные с приобретением гражданства по рождению.
Представляется, что допустимо определить приобретение гражданства как совокупность закрепленных законом оснований установления принадлежности физического лица к гражданству конкретного государства.
Первоначально Закон определяет, кто является гражданином государства.
Это: 1) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу Закона о гражданстве;
2) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с требованиями Закона.
Закон называет несколько оснований приобретения гражданства РФ. Ребенок приобретает гражданство России по рождению, если на день рождения ребенка:
а) оба его родителя или единственный родитель имеют гражданство РФ;
б) один из его родителей
имеет гражданство РФ, а другой
является лицом без гражданства,
или признан безвестно
в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории России либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
г) оба его родителя, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются родители ребенка, не предоставляют ему своего гражданства. Ребенка, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становится гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня обнаружения ребенка18.
Порядок оформления гражданства по рождению не изменился – регистрация ребенка в полномочных органах по месту жительства родителей и получение свидетельства о рождении ребенка. Такое свидетельство является доказательством принадлежности к российскому гражданству. Закон о гражданстве уделяет внимание и гражданству усыновленных детей. Семейный кодекс РФ 1996 г., опираясь на Конвенцию ООН о правах ребенка, при усыновлении российских детей отдает приоритет гражданам России, постоянно проживающим на ее территории.
Лишь когда не представляется возможности передать детей на воспитание в российские семьи, разрешается их усыновление иностранными гражданами. Общее правило в этом случае состоит в том, что такие дети сохраняют гражданство РФ, а иностранные родители ходатайствуют об их выходе из гражданства РФ с одновременным приобретением гражданства другого государства. Вопрос об усыновлении (удочерении) решается в судебном порядке по месту жительства, подтверждающие, что ребенок находится на централизованном учете детей, оставшихся без попечителя родителей, а также об отсутствии возможности усыновления ребенка российскими гражданами. Суд, вынося решение, исходит из интересов ребенка и учитывает при этом законы иностранного государства, с тем чтобы у ребенка в будущем не было проблем19. При решении вопроса требуется заключение органа опеки и попечительства, согласие ребенка, достигшего 10-летенего возраста, а также представление документов, характеризующих усыновителей20. Прием в гражданство РФ в общем порядке означает приобретение гражданства путем подачи соответствующего заявителя на имя Президента РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке. Для осуществления названного права эти лица, во-первых, должны проживать на территории России со дня получения вида на жительство и до дня обращения с указанным заявлением в течение 5 лет непрерывно, то есть если в течение этого срока, лицо выезжало за пределы России не более чем на три месяца в течение одного года.
Следует отметить, что фактически лицо может ходатайствовать о приобретении российского гражданства лишь через 6 лет, поскольку для получения вида на жительство лицо должно не менее одного года постоянно прожить на территории страны. Закон о гражданстве закрепляет соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство как необходимое условие приема в российское гражданство. В заявлении о принятии в гражданство РФ заявитель подписывает обязательство быть верным России и добросовестно выполнять гражданский долг в соответствии с Конституцией и законодательством РФ.
Условием приема в российское гражданство является наличие у субъекта законного источника средств к существованию. Такими источниками российское законодательство признает справку о доходах физических лиц, справку с места работы, трудовую книжку, пенсионное удостоверение, справку органа социальной защиты о получении пособия, подтверждение получения алиментов, справку о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справку о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, или иные документы, подтверждающие получение доходов от не защищенной законом деятельности.
Для приема в
российское гражданство
Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства устанавливает, что заявитель представляет документы, подтверждающие его владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды. Такими документами могут являться: документы государственного образца о получении образования, выданные образовательными учреждениями; сертификаты о прохождении тестирования по русскому языку, выданные образовательными учреждениями на территории РФ или за рубежом, которым разрешено проведение такого тестирования Министерством образования РФ; документы об образовании, выданные на территории иностранного государства и имеющие в приложении запись об изучении курса русского языка, с нотариально удостоверенным переводом и свидетельством об эквивалентности документа об образовании. 22
В законодательстве о гражданстве называются лица, которых освобождают от представления документов, подтверждающих владение русским языком: женщины, достигшие возраста 60 лет, и мужчины, достигшие возраста 65 лет; недееспособные лица; инвалиды 1-й группы. Следующее основание, закрепляемое Законом о гражданстве, – прием в гражданство РФ в упрощенном порядке. Этот порядок распространяется, прежде всего, на иностранцев и апатридов, достигших совершеннолетия и обладающих дееспособностью, если они: а) имеют, хотя бы одного нетрудоспособного родителя – гражданина РФ; б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах этих государств и ставшие лицами без гражданства. К таким лицам не применяются требование о сроке постоянного проживания в России23.
Упрощенный порядок приема в гражданство РФ распространяется также на детей и недееспособных лиц – иностранных граждан и лиц без гражданства, а именно на тех из них, у кого один из родителей или единственный родитель является гражданином РФ, а также на тех, над которыми установлены опека или попечительство.
Также упрощенный порядок осуществляется при наличии оснований, установленных для некоторых категорий лиц статьей 14 Федерального закона. При этом для них снято требование о сроке постоянного проживания в России (но не условие иметь вид на жительство, за исключением лиц, указанных в части 5 данной статьи, для которых достаточно иметь регистрацию по месту жительства на 1 июля 2002 или разрешение на временное проживание).
В соответствии со статьей 14 в упрощенном порядке могут быть приняты в российское гражданство лица: