Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 20:16, дипломная работа
Институты дарение и пожертвование в современном гражданском обороте занимают значительное место, и являются довольно распространённой гражданско-правовой сделкой. Как и любое правовое явление, дарение и пожертвование имеют свою правовую природу, определённую характеристику и особенности, которые и будут раскрыты в данной дипломной работе. Дарение является одним из ст
Введение……………………………………………………………………...4
Глава 1. Правовая природа институтов дарения и пожертвования.
§ 1. Рецепция институтов дарения и пожертвования из римского права………………………………………………………………………9 § 2. Эволюция дарения и пожертвования в отечественном законодательстве………………………………………………………..16
§ 3. Новации и соотношение договоров дарения и пожертвования в современном гражданском праве……………………………………..29
Глава 2. Правовое регулирование договоров дарения и пожертвования в гражданском праве Российской Федерации.
§ 1. Понятие, предмет, порядок заключения, форма и стороны договора дарения………………………………………………………………….37
§ 2. Законодательное регулирование и особенности договора пожертвования………………………………………………………….45
§ 3. Разрешение споров, связанных с договорами дарения и пожертвования в суде…………………………………………………………………….52
Выводы и предложения…………………………………………………….60
Список литературы………………………………………………………….63
Приложения………………………………………………………………….
Автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования Ленинградской
«Государственный институт экономики, финансов, права и технологий»
Юридический факультет
на тему:
ДАРЕНИЕ И ПОЖЕРТВОВАНИЕ
В СОВРЕМЕННОМ ГРАЖДАНСКОМ
Специальность 030501.65 - Юриспруденция
Выполнила студентка группы 363
Дидык Мария Игоревна
Научный руководитель к.ю.н., доцент Бозиев Таулан Османович
Рецензент ____________________________
уч. степень, уч. звание, Ф.И.О.
2011 год
«Государственный институт экономики, финансов, права и технологий»
Юридический факультет
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
«Утверждаю»__________________
Зав. кафедрой______________________
Специальность: 030501.65 - Юриспруденция
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Правовая природа институтов дарения и пожертвования.
§ 1. Рецепция институтов дарения и пожертвования
из римского права…………………………………………………………………
§ 3. Новации и соотношение договоров дарения и пожертвования в современном гражданском праве……………………………………..29
Глава 2. Правовое регулирование договоров дарения и пожертвования в гражданском праве Российской Федерации.
§ 1. Понятие, предмет, порядок заключения,
форма и стороны договора дарения……………………………………………………………
§ 2. Законодательное регулирование и
особенности договора пожертвования……………………………………………
§ 3. Разрешение споров, связанных
с договорами дарения и пожертвования
в суде……………………………………………………………………
Выводы и предложения…………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Институты дарение и пожертвование в современном
гражданском обороте занимают значительное
место, и являются довольно распространённой
гражданско-правовой сделкой. Как и любое
правовое явление, дарение и пожертвование
имеют свою правовую природу, определённую
характеристику и особенности, которые
и будут раскрыты в данной дипломной
работе. Дарение является одним из старейших
договоров гражданского права. Уже в римском
праве V-I вв. до н. э. дарение признавалось
одним из оснований возникновения права
собственности.
римского права, дореволюционного, советского
и современного российского гражданского
права, определение их роли и значения
в процессе формирования
договорного регулирования общественных
отношений; выявление места договоров
дарения и пожертвования в современном
гражданском обороте; определение специфики
договора пожертвования, выражающуюся
в его характеристике как договора; выявление
основных теоретических вопросов, а также
исследование примеров судебной практики,
связанных с применением договоров дарения
и пожертвования;
Глава 1. Правовая природа институтов дарения и пожертвования
§ 1. Рецепция институтов дарения и пожертвования из римского права
В ходе изучения работ по римскому праву отечественных юристов, в частности Брагинского М.И. и Новицкого И.Б., можно увидеть, что информация о дарении в римском праве в них весьма фрагментарна и не вполне точна, а о пожертвовании и вовсе не отражена.
Приблизительную картину института дарения в римском праве, дают труды Дмитрия Вадимовича Дождева2, из которых следует, что в римском классическом праве дарение не было самостоятельной сделкой, представляя собой особую сделку с реальным или с обязательственным эффектом. Существенным элементом дарения считалось намерение одарить (волеизъявление, направленное на окончательное и безвозмездное отчуждение собственности или требования или отказ от взыскания (прощение) долга), при котором требовалось согласие со стороны одаряемого лица3. Также согласно Дождеву частным случаем дарения было обещание что-то предоставить, совершить известные действия и т.д. – дарственное обещание. В классическом праве дарственное обещание имело обязательную силу только в том случае, если оно было облечено в форму стипуляции4; неформальное дарственное обещание не порождало обязательства5. Гораздо более полную юридическую характеристику дарения ( donatio) можно увидеть у современных зарубежных романистов, и конечно, из текста основных источников римского права.
В работах современных романистов подчёркивается, что в «системе римского права дарение не представляло собой самостоятельного договора». Всякий акт имущественного отчуждения, – отмечает итальянский учённый, профессор Чезаре Санфилипп, – в широком смысле (передача собственности, прощение долга, отказ от прав) являет собой дарение6. Известный испанский романист профессор Гарсиа Гарридо уточняет: «Дарение понималось в римском праве как акт проявления щедрости, который подразумевает некое истощение средств дарителя и обогащения получателя дара. В этом смысле классическое дарение не было типичным договором, а являлось основанием для акта присвоения имущества или прибыльным основанием7».
Наиболее «полным» и «полезным» является такой источник римского права, как Дигест8 Юстиниана9. В его структуре дарение получило место в книге 39, после раздела о наследовании и весьма далеко от книг посвящённых договорам (книги 14 – 21 Дигест10). Основополагающим, для понимания римского дарения безусловно, является фрагмент римского классического юриста Юлиана, в котором даётся описание donation: «Существует много дарений. Кто-то даёт, имея ввиду, что он желает, чтобы это немедленно стало принадлежать тому, кто принимает в дар и ни в коем случае не возвращалось к дарителю и делает он это ни по какой другой причине, как только, желая выказать щедрость и великодушие; это и называется дарением в собственном смысле. Кто-то даёт чтобы это тогда стало принадлежать тому, кто принимает дар, когда нечто последует; это не будет называться дарением в собственном смысле, но всё это условное дарение»11.
Из данного фрагмента Юлиана вытекает обязательное согласие одаряемого на принятие дара, которое подчёркивалось также и другими римскими юристами. Фрагмент юриста Павла, отражает, что римские классические юристы отчётливо понимали юридическую важность субъективного момента (согласия) принимающего дар: «Однако, если он (одаряемый), не знает, что та вещь, которая у него есть, ему подарена, то он не становится собственником подаренной вещи». Или, например, фрагмент юриста Ульпиана: «Нельзя проявить свою щедрость к кому-либо против его воли12». Ещё одним важным моментом, который необходимо отметить относительно института дарения в эпоху классического римского права, является то, что римские классические юристы не признавали договорную природу за дарением. В своей статье Савельев В.А. отмечает, что римские классические юристы отчётливо разграничивали институты дарения и договора (контракты и факты), приводя в пример фрагмент юриста Модестиана: «Тот кто в целях дарения обещал деньги из соображений справедливости не должен платить проценты за задержку уплаты денег, потому что дарение не причисляется к разновидностям договора из доброй веры». В праве императора Юстиниана (VI в. н.э.) дарение, в соответствии с традициями классического права, размещается в Институциях Юстиниана13 в разделе «Способы приобретения собственности» рядом с приобретением по давности владения.
Современные романисты, уже упоминаемые выше, подытоживают недоговорную природу дарения, следующими выводами: «Дарение, как проявление щедрости, противостоит договору: тот, кто дарит, хочет сделать безвозмездное предоставление, совершить которое он не обязан14». Тем не менее, при детальном изучении фрагментов Институций Юстиниана касающихся дарения, можно увидеть, что формально оставаясь юридическим способом приобретения права собственности, дарение обретает черты двойственности: существуя и как акт безвозмездного предоставления вещи одаряемому, и как обещание дара, что позволяет отнести дарение к консенсуальным15 договорам. На косенсуальность (как одного из видов договоров наряду с реальным) договора дарения указывает фрагмент из Институции Юстиниана, о том что дарение считается оконченным (заключённым) «с момента заявления дарителем своей воли письменно или устно». Ещё одним неоспоримым доказательством, указывающим на договорной характер дарения, является фрагмент Институции Юстиниана, в котором отражено требование совершать дарение в письменной форме «дарения имеют необходимость в акте». В продолжение данному требованию указывается, что «даже если предметы не были переданы, то запись в акте, будет иметь юридическую силу и на дарителе будет лежать обязанность подарить16». Таким образом, двойственный характер дарения становится очевидным, так как, не относя дарения к договорам, римские юристы, однако, рекомендовали оформлять данное действие в письменной форме, и наделяли стороны определёнными правами и обязанностями.
Касаемо возможности отмены дарения в римском праве, то здесь достаточно привести слова Юстиниана: «Мы вообще постановляем, что все законно совершенные дарения остаются в силе и не могут быть отменены, кроме того случая, когда будет установлена неблагодарность одаренного в отношении дарителя17». Однако даритель в римском праве, не смотря на, приведённый выше слова Юстиниана, находился в очень вольготном положении, так например «даритель, впоследствии передумав, мог опровергнуть иск выгодополучателя, если было дано обещание о дарении или если была осуществлена манципация18, но владение осталось у дарителя19».
Дарения, которые были
неопровержимы, назывались римскими юристами совершенными.
Совершенным (не подлежащим отмене или
признанию ничтожным), например, как отмечает
Дождев, считалось дарение со смертью
дарителя, раз в течение жизни он не изменил
свою волю. Данный режим сближает совершенное дарение
с дарением на случай смерти, когда дарение делалось
в ситуации опасной для жизни или в ожидании
близкой смерти, в связи с болезнью. Даритель
при этом сохранял право истребовать
подаренное обратно, если он не умирал
сам или если выгодополучатель умирал
раньше него самого. У Дождева данная конструкция
отражена следующим образом, «считалось,
что даритель предпочитает себя самого
одаряемому, а одаряемого — своим наследникам20».
Итак, дарение – один из старейших договоров, который получил регламентацию ещё в римском праве, где он признавался неформальным соглашением, по которому «одна сторона, даритель, предоставляет другой стороне, одаряемому, какие-либо ценности за счет своего имущества, с целью проявить щедрость по отношению к одаряемому». Дарение совершалось в различных правовых формах: посредством передачи права собственности на вещь, в частности, платежа денежной суммы, в форме дарственного обещания, в форме предоставления сервитутного права и т.д. В результате исследования отечественной и зарубежной литературы по римскому праву, можно выделить следующие черты института дарения, которые, зародившись ещё в римском праве остаются присущи договору дарения и в современном законодательстве. Данными чертами являются: непосредственная передача вещи одаряемому в собственность; безвозмездный характер дара; необратимость дара (за исключением законодательно обозначенных условий); особая причина дарения – щедрость и великодушие; необходимость в получении согласия одаряемого на принятие дара.
Информация о работе Дарение и пожертвование в современном гражданском обороте