Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 15:51, курсовая работа
Подготовлен и вступил в силу ряд крупных кодифицированных актов: первая, вторая, третья и четвертая части Гражданского кодекса, первая и вторая части Налогового кодекса, Административно-процессуальный, Уголовный, Уголовно-исполнительный, Семейный, Водный, Лесной, Воздушный, Градостроительный, Бюджетный кодексы и др.
Цель данной работы – дать характеристику основам статуса и деятельности депутата Государственной Думы РФ.
Введение 3
1. Основы правового статуса депутата Государственной Думы РФ 5
1.1. Законодательные основы регламентации статуса Государственной Думы 5
1.2. Права депутата Государственной Думы РФ 7
1.3. Гарантии неприкосновенности депутата Государственной Думы РФ 10
1.4. Материально-финансовые и социальные гарантии депутата Государственной Думы РФ 14
2. Основы деятельности депутатов Государственной Думы 19
2.1. Выборы депутатов Государственной Думы 19
2.2. Формы и виды деятельности депутатов Государственной Думы 22
Заключение 30
Список использованной литературы 32
б) задержания, ареста, обыска (кроме случаев задержания на месте преступления), допроса;
в) личного досмотра (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей).
Закон о статусе определяет, что неприкосновенность депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы, багаж, переписку.
При возбуждения
в отношении парламентария
Расширительный подход к понятию неприкосновенности был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который своим Постановлением от 20 февраля 1996 г. определил, что неприкосновенность (парламентский иммунитет), закрепленная в Конституции РФ, - один из основных элементов статуса парламентария. По своему содержанию это гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкосновенности личности. Суд определил, что неприкосновенность не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер и призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу выполняемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и, следовательно, парламента.
Данная процедура, по определению Конституционного Суда, - исключение из общей конституционной нормы о равенстве всех перед законом и судом, что обусловлено необходимостью конституционной защиты специального статуса парламентария как члена федерального представительного и законодательного органа.
Статья 19 Федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», воспроизводя конституционные положения о депутатской неприкосновенности, о недопустимости задержания, ареста, обыска и личного досмотра депутата, предусматривает и невозможность привлечения его к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, и его допроса без согласия палаты Федерального Собрания, устанавливает, что для получения согласия на привлечение депутата к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, кроме случаев задержания на месте преступления, а также на его арест и обыск Генеральный прокурор РФ вносит в соответствующую палату Федерального Собрания представление.
Таким образом, Закон о статусе устанавливает более широкий, чем указанный в Конституции РФ, перечень случаев, при которых парламентарий не может быть лишен неприкосновенности без согласия палаты Федерального Собрания.
Далее Конституционный Суд определяет, что парламентский иммунитет предполагает наиболее полную защиту депутата при осуществлении им депутатской деятельности. Его нельзя привлечь к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата. Если же в связи с такими действиями депутат допустил нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством, то возбуждение уголовного дела, проведение дознания и предварительного следствия, досудебное производство по административным правонарушениям могут иметь место только в случае лишения его неприкосновенности. Это, как разъясняет Конституционный Суд, также находит подтверждение в п. 9 раздела второго «Заключительных и переходных положений» Конституции РФ, по смыслу которого без лишения депутата неприкосновенности для него не может наступить ответственность за действия (или бездействия), связанные с выполнением депутатских обязанностей.6
Вместе с тем это не означает освобождения парламентария от ответственности за совершенное правонарушение, в том числе уголовное или административное, если такое правонарушение совершено не в связи с осуществлением депутатской деятельности. Расширительное понимание неприкосновенности в таких случаях вело бы к искажению публично-правового характера парламентского иммунитета и превращению его в личную привилегию, что означало бы, по мнению Конституционного Суда, нарушение конституционных прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью. Поэтому с соблюдением ограничений, предусмотренных ст. 98 Конституции РФ, в отношении парламентария допустимо ведение судопроизводства на стадии дознания и предварительного следствия или производства по административным правонарушениям, вплоть до принятия решения о передаче дела в суд в соответствии с положениями Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, Кодекса РФ об административных правонарушениях без согласия той или иной палаты Федерального Собрания.
Следственные действия в отношении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы должны осуществляться под непосредственным надзором Генерального прокурора РФ, который (при наличии соответствующего вывода) может внести в палату представление о лишении парламентария неприкосновенности. Если палата, рассмотрев представление, установленным большинством голосов не примет решения о лишении депутата неприкосновенности, вопрос о предании его суду снимается. Без согласия палаты судебное разбирательство не может быть начато.
Конституционный Суд обратил внимание законодателя на неточность формулировки ч. 2 ст. 20 Закона о статусе. Из ее буквального смысла следует, что даже в случаях задержания депутата на месте преступления для ареста и обыска требуется согласие палаты Федерального Собрания. Между тем, согласно ст. 98 (ч. 1) Конституции РФ, а также ч. 1 ст. 18 названного Закона, которая в данном вопросе точно следует этой конституционной норме, только в случаях задержания на месте преступления депутаты могут быть задержаны, арестованы и подвергнуты обыску.
Кроме этого, неприкосновенность парламентария не ограничивается только его личной неприкосновенностью. Без согласия палаты Федерального Собрания не может быть нарушена неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых личных и служебных транспортных средств, средств связи, принадлежащих ему документов и багажа, а значит, не могут быть произведены такие процессуальные меры, как обыск помещения, выемка (изъятие) предметов, досмотр вещей, принадлежащих депутату.
Поскольку Конституция РФ допускает установление федеральным законом «иных случаев» освобождения лица от дачи свидетельских показаний, то из положений ст. 51 Конституции в ее системной связи со ст. 98 Основного закона следует, что депутат вправе отказаться от таких показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением депутатских обязанностей. Вместе с тем данное право парламентария, по мнению Конституционного Суда, не допускает расширительного толкования и отказа от свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, однако необходимых в интересах правосудия при выполнении требований ст. 17 (ч. 3) и 52 Конституции РФ.7
Одной из наиболее значимых гарантий, введенных для парламентария, является его обязательное государственное страхование за счет средств федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения. Данные суммы выплачиваются органами государственного страхования в случаях:
Как видно из текста данной нормы, в ней отсутствует оговорка - увечье, полученное при «осуществлении депутатских полномочий». Следовательно, выплаты производятся лишь при наличии факта получения увечья. В случае причинения парламентарию увечья или иного повреждения здоровья, повлекших утрату трудоспособности, ему ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением в день выплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию.
В случае смерти парламентария закон определяет, что материальное обеспечение членов семьи умершего осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 1998 г. «О материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Данный закон определяет, что:
Следующая группа социальных гарантий парламентариев - гарантии трудовых прав.
Здесь необходимо отметить, что срок полномочий парламентария засчитывается в стаж федеральной государственной службы, в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии его поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения депутатских полномочий.8
Что касается депутата Государственной Думы, то по окончании срока полномочий ему предоставляется прежняя работа (должность) или (в случае ее отсутствия) другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или в другой организации (с его согласия).
Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов прокуратуры, налоговой полиции, таможенных органов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, избранные депутатами Государственной Думы, по окончании срока своих депутатских полномочий вправе продолжить военную службу (службу в органах) или досрочно уволиться.
В качестве депутатских гарантий можно рассматривать и гарантии трудовых прав супругу депутата Государственной Думы, уволившемуся в связи с переездом вместе с депутатом для осуществления последним своих полномочий в Государственной Думе. В этом случае перерыв в работе у супруга депутата засчитывается в общий и непрерывный стаж работы. На указанный период за ним сохраняются: стаж работы по специальности; стаж работы, дающий право на установление процентных надбавок (в том числе районных коэффициентов) к заработной плате, на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет, на выплату вознаграждения по итогам работы организации за год, на который приходится переезд, а также на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если это лицо в момент переезда занимало должность, работало по специальности либо работало (служило) в местности, которые предусматривают предоставление льготы.
При роспуске Государственной Думы (в случае выражения недоверия Правительству России либо при отсутствии согласования кандидатуры на должность Председателя Правительства) депутат имеет право на получение единовременного денежного пособия, равного трехкратному размеру его ежемесячного вознаграждения. В этом случае депутат и проживающие с ним члены его семьи, находящиеся вне своего постоянного места жительства, обеспечиваются бесплатным проездом и провозом своего имущества до постоянного места жительства.
Депутатам Государственной Думы, независимо от занимаемой в палате должности, за исключением Председателя Государственной Думы, устанавливается одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение в размере ежемесячного денежного вознаграждения федерального министра.
Ежемесячное денежное вознаграждение депутата Государственной Думы выплачивается ему со дня избрания, но не ранее даты увольнения с предыдущего места работы или приостановления его службы, а денежное возмещение расходов, связанных с осуществлением им своих полномочий, - со дня его избрания.
Кроме этого, парламентариям и членам их семей возмещаются расходы, связанные с переездом в Москву для осуществления своих депутатских полномочий, а также расходы, связанные с переездом после прекращения указанных полномочий. В этом случае парламентарию выплачивается денежное пособие в размере половины, а каждому члену его семьи по одной четверти ежемесячного денежного вознаграждения парламентария.
Депутату Государственной
Думы не позднее дня, следующего за
днем истечения срока его
Парламентарию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 рабочих дня.
Гражданин России, не менее одного года являвшийся парламентарием Федерального Собрания, имеет право на ежемесячную доплату к пенсии, которая устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при исполнении полномочий парламентария от одного года до трех лет - 55 процентов, более трех лет - 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.
Выплата указанных надбавок к государственной пенсии бывшего парламентария должна быть приостановлена, если он занимает государственную должность или должность в органе местного самоуправления. В случае его ухода с данных должностей выплата надбавок возобновляется.