Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 15:51, курсовая работа
Подготовлен и вступил в силу ряд крупных кодифицированных актов: первая, вторая, третья и четвертая части Гражданского кодекса, первая и вторая части Налогового кодекса, Административно-процессуальный, Уголовный, Уголовно-исполнительный, Семейный, Водный, Лесной, Воздушный, Градостроительный, Бюджетный кодексы и др.
Цель данной работы – дать характеристику основам статуса и деятельности депутата Государственной Думы РФ.
Введение 3
1. Основы правового статуса депутата Государственной Думы РФ 5
1.1. Законодательные основы регламентации статуса Государственной Думы 5
1.2. Права депутата Государственной Думы РФ 7
1.3. Гарантии неприкосновенности депутата Государственной Думы РФ 10
1.4. Материально-финансовые и социальные гарантии депутата Государственной Думы РФ 14
2. Основы деятельности депутатов Государственной Думы 19
2.1. Выборы депутатов Государственной Думы 19
2.2. Формы и виды деятельности депутатов Государственной Думы 22
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Для осуществления полномочий парламентарию предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, персональным компьютером, копировально-множительной техникой, аппаратами факсимильной и телефонной связи. Кроме этого, на территории Российской Федерации он имеет право на внеочередное получение проездных документов для пользования воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, за исключением такси, с возмещением расходов. На весь срок полномочий парламентарию выдается дипломатический паспорт.
Парламентариям, не имеющим в Москве жилой площади, может быть предоставлено жилое помещение (квартира с мебелью и телефоном) в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, а до предоставления служебного жилого помещения - отдельный номер в гостинице. В свою очередь, парламентарий обязан освободить данное жилое помещение не позднее одного месяца со дня прекращения своих полномочий. В противном случае возможно его выселение из занимаемого помещения в установленном законом порядке.
Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов и порядок проведения тайного голосования, предусмотренного частью 1 статьи 36 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», определяются уставом политической партии. Выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
В случае роспуска Государственной Думы выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования указа Президента Российской Федерации о назначении досрочных выборов депутатов Государственной Думы нового созыва либо публикации решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.10
Решение съезда политической партии о выдвижении федерального списка кандидатов оформляется протоколом, в котором указываются:
1) число зарегистрированных участников съезда;
2) число участников съезда, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии;
3) решение о выдвижении федерального списка кандидатов и итоги голосования за это решение (с приложением федерального списка кандидатов);
4) решение о назначении уполномоченных представителей политической партии, уполномоченных представителей политической партии по финансовым вопросам, а также уполномоченных представителей региональных отделений политической партии по финансовым вопросам (в случае назначения таковых);
5) дата принятия решения.
Политическая партия вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами иных политических партий. Указанные лица могут составлять не более 50 процентов от числа кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов. Федеральный список кандидатов заверяется подписью лица, уполномоченного на то уставом политической партии, и печатью политической партии.
Федеральный список кандидатов должен быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации. Число избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, или территориях группы субъектов Российской Федерации, или части территории субъекта Российской Федерации, которым соответствует региональная группа кандидатов, не может превышать 3 миллиона. Число избирателей, зарегистрированных на части территории субъекта Российской Федерации, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может быть менее 650 тысяч.
Региональная группа кандидатов может соответствовать части территории субъекта Российской Федерации при условии, что численность зарегистрированных на всей территории данного субъекта Российской Федерации избирателей превышает 1,3 миллиона. Региональная группа кандидатов должна соответствовать части территории субъекта Российской Федерации, если численность зарегистрированных на всей территории данного субъекта Российской Федерации избирателей превышает 3 миллиона.
Центральная избирательная
комиссия Российской Федерации не позднее чем за 20 дней до окончания срока,
в течение которого должны быть назначены
выборы депутатов Государственной Думы,
а при проведении досрочных выборов не
позднее чем через пять дней со дня официального
опубликования (публикации) решения о
назначении выборов депутатов Государственной
Думы определяет границы частей территорий
субъектов Российской Федерации, которым
могут (должны) соответствовать региональные
группы кандидатов, и публикует перечень
этих частей территорий с указанием их
наименований и наименований входящих
в них административно-
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации определяет границы частей территорий субъектов Российской Федерации, которым могут (должны) соответствовать региональные группы кандидатов, с соблюдением следующих требований:
1) число избирателей,
зарегистрированных на
2) части территории
субъекта Российской Федерации
должны быть примерно равны по числу зарегистрированных избирателей
с допустимым отклонением числа избирателей,
зарегистрированных на части территории
субъекта Российской Федерации, от числа
избирателей, зарегистрированных на каждой
из других частей территории этого же
субъекта Российской Федерации, не более
чем на 15 процентов. При соблюдении указанного
требования учитываются административно-
3) не допускается образование
части территории субъекта
4) в наименование части
территории субъекта
Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации федерального списка кандидатов либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации, который рассматривает жалобу в течение пяти дней со дня ее поступления. После регистрации федерального списка кандидатов кандидат, включенный в указанный список, приобретает статус зарегистрированного кандидата. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение.
Как и избиратели, кандидаты участвуют в выборах на равных основаниях. Данное положение обеспечивается тем, что все они обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
В соответствии со статьей 99 Конституции Российской Федераций Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
Не позднее чем за две недели до дня начала работы Государственной Думы нового созыва, а в случае, если Президент Российской Федерации примет решение о созыве первого заседания Государственной Думы ранее срока, установленного статьей 99 (часть 2) Конституции Российской Федерации, на следующий день после принятия указанного решения распоряжением Председателя Государственной Думы формируется временная депутатская рабочая группа по подготовке первого заседания Государственной Думы нового созыва (далее - временная депутатская рабочая группа). Временная депутатская рабочая группа формируется из числа избранных на новый срок депутатов Государственной Думы пропорционально количеству депутатских мандатов, полученных каждым федеральным списком кандидатов. Временная депутатская рабочая группа избирает из своего состава руководителя временной депутатской рабочей группы и его заместителя (заместителей).
Временная депутатская рабочая группа прекращает свои полномочия после избрания на первом заседании Государственной Думы нового созыва органов, предусмотренных частью первой статьи 34 настоящего Регламента.
Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат Государственной Думы. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы или его заместителя заседания Государственной Думы могут вести поочередно представители фракций по согласованию между ними.12
На своем первом заседании Государственная Дума открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы избирает:
а) Счетную комиссию Государственной Думы;
б) Временную комиссию Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;
в) Временный
секретариат Государственной
Решения Государственной Думы по этим вопросам оформляются постановлениями.
Счетная комиссия Государственной Думы осуществляет свою деятельность по мере необходимости в соответствии со статьями 87, 88, 89, 90 и 180 настоящего Регламента. Счетная комиссия Государственной Думы избирает из своего состава председателя и секретаря Счетной комиссии. Решения Счетной комиссии Государственной Думы принимаются большинством голосов от числа ее членов.
Временная комиссия Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы:
а) осуществляет контроль за соблюдением настоящего Регламента;
б) дает разъяснения положений настоящего Регламента;
в) составляет списки фракций, регистрирует фракции и информирует об этом Государственную Думу и средства массовой информации;
г) вносит на рассмотрение
палаты проекты постановлений Государс
д) осуществляет контроль за использованием электронной системы на заседаниях Государственной Думы, в том числе за голосованием с использованием электронной системы;
е) ведет учет заявлений депутатов о передаче своих голосов другим депутатам Государственной Думы и осуществляет хранение указанных заявлений;
ж) осуществляет контроль за деятельностью Аппарата Государственной Думы;
з) выполняет иные функции по обеспечению деятельности Государственной Думы.
Временный секретариат Государственной Думы:
а) формирует проект порядка работы Государственной Думы на очередное заседание;
б) ведет запись депутатов Государственной Думы на вступления на заседании Государственной Думы;
в) регистрирует вопросы, справки, сообщения, заявления, предложения и другие материалы, поступающие от депутатов Государственной Думы;
г) информирует председательствующего на заседании Государственной Думы о списке записавшихся на выступления на заседании Государственной Думы и о поступивших во Временный секретариат Государственной Думы материалах;
д) выполняет иные функции по обеспечению заседаний Государственной Думы.
Деятельность Счетной комиссии Государственной Думы и Временного секретариата Государственной Думы обеспечивает Аппарат Государственной Думы, деятельность Временной комиссии Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы обеспечивает аппарат Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы.13
Счетной комиссии Государственной Думы, Временной комиссии Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, Временному секретариату Государственной Думы на период их деятельности предоставляются служебные помещения.
Временная комиссия Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы и Временный секретариат Государственной Думы прекращают свои полномочия после избрания Председателя Государственной Думы, Первого заместителя Председателя Государственной Думы, образования Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, избрания председателя данного комитета и утверждения его состава.