Договор дарения в современном гражданском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является комплексное изучение механизма правового регулирования отношений, связанных с дарением и пожертвованием, анализ дискуссионных вопросов в данной сфере, проблем, возникающих в право¬применительной деятельности при реализации соответствующих норм, а также выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть правовую природу договора дарения;
- уяснить элементы договора дарения;
- рассмотреть дарение в судебной практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Предмет договора дарения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..7
2. Стороны и форма договора дарения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
3. Права, обязанности и ответственность сторон
по договору дарения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 20
4. Отмена дарения . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .. 26
5. Пожертвование, его отличия от дарения.
Отличия дарения от финансирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . .. . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . .36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

Вложенные файлы: 1 файл

Договор дарения.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

Высший Арбитражный Суд РФ, отменяя подобные решения, учитывает такой признак дарения (п. 2 ст. 572 ГК РФ), как намерение одарить, то есть очевидное намерение дарителя передать право в качестве дара9.

Похожая дискуссия возникла и по поводу договора дарения в  виде освобождения одаряемого от обязанности перед собой. Спор связан с тем, следует ли считать прощение долга договором дарения и, соответственно, применять к данному институту специальные нормы о дарении, в частности п. 4 ст. 575 ГК РФ, запрещающий дарение между коммерческими организациями. По данному проблемному вопросу выделяются две основные позиции. Суть первой заключается в том, что прощение долга в силу ст. 415 ГК РФ является односторонней сделкой, а дарение - договором, основанным на соглашении сторон, и, вследствие этого, данные институты нельзя отождествлять. Другая заключается в понимании прощения долга как разновидности договора дарения и применения к нему норм главы 32 ГК РФ.

На наш взгляд, не следует отождествлять прощение долга и договор дарения, поскольку они представляют собой самостоятельные институты, преследующие отличные друг от друга цели. Особенность дарения заключается в том, что даритель имеет своей целью намерение одарить одаряемого. При прощении долга кредитор, как правило, желает избавиться от «безнадежных» долгов, и тем самым прекратить обязательство.

Установленные в п.1 ст. 576 ГК РФ ограничения играют существенную роль при определении правоспособности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, но не распространяются на "обычные подарки небольшой стоимости" (см. ст.575 ГК РФ).

Ограничивая дарение  имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве хозяйственного ведения, ст. 576 ГК РФ устанавливает изъятие из общих правил, предусмотренных в ст.295 ГК РФ. Последняя ограничивает права предприятий по распоряжению только недвижимым имуществом. Поскольку остальным имуществом предприятие может распоряжаться самостоятельно, "за исключением случаев, установленных законом", нужно полагать, что ст. 295 ГК РФ относится к такому исключению10.

Расхождения имеются  и в положениях ст.576 и 298 ГК РФ применительно к распоряжению имуществом, закрепленным за учреждениями.

П.1 ст.298 ГК РФ, определяя право оперативного управления имуществом учреждения, не допускает дарения даже с согласия собственника. Однако в п.2 ст.298 ГК РФ установлено безусловное право учреждения самостоятельно распоряжаться доходами и приобретенным на них имуществом, полученными от разрешенной, приносящей доходы деятельности. Заключение таких сделок не требует согласия собственника, тогда как ст. 576 ГК РФ ограничивает права учреждения в отношении указанных доходов. Следовательно, учреждения вправе заключать договоры дарения только с согласия собственника или уполномоченных им лиц, за исключением "обычных подарков". Последние они вправе презентовать самостоятельно.

Договоры дарения предметов, находящихся в общей собственности, подчиняются режиму этой собственности. При долевой собственности на заключение договора дарения всего общего имущества необходимо согласие всех участников (ст.246 ГК РФ). Если имущество является предметом совместной собственности, такое согласие предполагается (ст.253 ГК РФ). Последнее положение уточнено в ст.35 Семейного кодекса применительно к совместной собственности супругов. Там установлено, что сделка по распоряжению общим имуществом, совершенная без согласия одного из супругов, может быть признана судом недействительной, но только по его требованию и если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать о несогласии этого супруга на заключение данной сделки. Однако для совершения одним супругом акта распоряжения недвижимостью или сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга11.

Для распоряжения долей  в общей собственности установлены  иные правила. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению подарить свою долю любому лицу (ст.246 ГК РФ), и на эти сделки не распространяется преимущественное право участников долевой собственности на приобретение доли, т.к. указанное в ст.250 ГК РФ право относится только к продаже доли и отчуждению ее по договору мены.

Договор дарения одним  из участников совместной собственности  принадлежащего ему имущества возможен только после определения его доли, что требует предварительного раздела общего имущества или выдела доли из совместной собственности (ст.252 и 254 ГК РФ).

Передача дарителем  своего права требования одаряемому (см. ст.572 ГК РФ) должна совершаться на условиях и в порядке уступки требования. Необходимо уведомить третье лицо о переходе прав к одаряемому. Такая уступка допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору и не относится к обязательствам, неразрывно связанным с личностью кредитора, в частности, к требованиям об алиментах, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью (ст.388 ГК РФ). В статьях, указанных в п.3, подробно определены права и обязанности всех заинтересованных лиц.

В п.4 определены особенности  дарения путем перевода долга. Это  возможно только с согласия кредитора одаряемого и должно совершаться в форме, установленной для первоначальной сделки. Даритель должен полностью принять на себя обязанности одаряемого по сделке. Он вправе выдвигать все возражения, которые были у одаряемого к кредитору (ст.391, 392 ГК РФ).

П.5 развивает правило  ст.572 ГК РФ о том, что даритель должен четко выразить свое намерение передать конкретное имущество определенному лицу. Если дарение совершается через представителя, то эти данные должны содержаться в доверенности, что соответствует общим правилам о представительстве и поручении.

Анализируя договор дарения в виде освобождения дарителем одаряемого от обязанности перед третьим лицом, мы пришли к выводу, что освобождение одаряемого может происходить двумя способами: путем перевода долга одаряемого перед третьим лицом на дарителя, или исполнения дарителем обязанности одаряемого перед третьим лицом.

Дарение посредством  перевода дарителем на себя долга  одаряемого согласно абз. 2 п. 4 ст. 576 ГК РФ должно происходить с соблюдением правил статей 391 и 392 ГК РФ12.

Дарение посредством  исполнения за одаряемого его обязанности перед третьим лицом должно осуществляться с соблюдением нормы п. 1 ст. 313 ГК РФ.

В целом необходимо подчеркнуть самостоятельность уступки права требования, перевода долга и прощения долга. Для того, чтобы такие сделки квалифицировать как договор дарения, необходимо установить, какими признаками они обладают. Главные черты дарения - это безвозмездность и намерение одарить, то есть совершить соответствующие действия именно в качестве дара. Если таковые отсутствуют, то цессия, перевод долга и прощение долга не является дарением13.

 

2. Стороны и форма договора дарения

Сторонами договора являются даритель и одаряемый. Первый добровольно лишает себя определенного имущества, второй - приобретает эти права. Если предмет договора - вещь, то одаряемый приобретает на нее право собственности.

Когда стороны договариваются о передаче вещи в будущем или  о передаче прав, или отказе дарителя от права (освобождении одаряемого от имущественной обязанности), то одаряемый приобретает обязательственное требование к дарителю. Если предметом дарения является вещь, но передача ее в момент заключения договора невозможна, она может быть заменена долговым (заемным) обязательством о передаче вещи в обусловленный срок14.

Дарение - гражданско-правовой договор, поэтому даритель и одаряемый должны быть дееспособными. За недееспособных лиц сделки совершаются их законными представителями. Исключение составляет норма ст.28 ГКФ, согласно которой малолетние, т.е. дети от 6 до 14 лет, могут выступать в качестве одаряемых, поскольку они вправе совершать самостоятельно сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды и не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации.

Несовершеннолетние от 14 до 18 лет вправе самостоятельно совершать договор дарения и выступать в качестве дарителя в пределах заработка, стипендии и иных полученных ими доходов, но они не могут распоряжаться вещами, принадлежащими им на праве собственности. Для этих сделок они должны получать согласие законных представителей (ст.26 ГК РФ).

Для некоторых лиц  законом установлены запреты  и границы дарения (см. ст.575 , 576 ГК РФ). Закон не ограничивает совершение договора дарения между супругами.

Согласно п. 1 ст. 575 ГК РФ запрещается дарение от имени  малолетних их законными представителями, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.

Однако указанное исключение из запрета таких подарков, на наш взгляд, противоречит общим нормам о дееспособности, содержащимся в части первой ГК РФ. В силу п. 2 ст. 37 ГК РФ для совершения дарения имущества подопечного необходимо предварительное разрешение органов опеки и попечительства. При этом данное правило относится, согласно абз. 2 п. 1 ст. 28 ГК РФ к действиям не только опекуна малолетнего, но и других законных представителей: родителей, усыновителей15.

В отношении недееспособных граждан, так же как и малолетних действует предусмотренный п. 1 ст. 575 ГК РФ запрет на совершение дарения от имени недееспособного его законным представителем (опекуном), за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. Статья, ограничивая стоимость "обычных подарков" в размере трех тысяч рублей, не распространяет на них запрет дарения от имени малолетних и других недееспособных граждан.

Это представляется не только нецелесообразным, но и не согласуется со ст.28 и 37 ГК РФ, которые установили, что доходы подопечного, в т.ч. полученные от управления его имуществом, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного (ст.37 ГК РФ) и запрещают им распоряжаться этими доходами без предварительного разрешения органов опеки и попечительства. Исключения составляют затраты, необходимые для содержания подопечного. Однако к ним нельзя отнести подарки другим лицам.

То есть дарение таких подарков должно подчиняться требованиям п. 2 ст. 37 ГК РФ, то есть может быть совершено с разрешения органа опеки и попечительства.

На основании указанных  выводов предлагаем привести закрепленное в абз. 1 ст. 575 ГК РФ положение о возможности дарения от имени малолетних и недееспособных граждан их законными представителями обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, в соответствие с общими нормами о дееспособности.

Установленные в пп.2 и 3 ст. 575 ГК РФ запреты исходят из этических норм и стремления избежать злоупотреблений при выполнении должностными лицами и служащими своих служебных и трудовых обязанностей.

Вопрос о запрете  подарков государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей еще в более категорической форме решен в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации»16.

Депутаты разрешили государству  отбирать у чиновников дорогие подарки. Такой закон приняла Госдума в преддверии Нового года, Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»17. В то время, как к праздникам принято дарить подарки, чиновникам запретили их получать.

Запрет на дорогие  подарки - одна из мер государства  по борьбе с коррупцией. Поправки к закону распространяются на сотрудников милиции, прокуратуры, органов ФСБ, таможенных органов РФ и военнослужащих, а так же государственных и муниципальных служащих.

Теперь подарки при протокольных и официальных мероприятиях стоимостью более 3 тысяч рублей будут переходить в собственность государства. Напомним, что борьба с коррупцией была названа одной из основных задач правительства еще весной 2008 года. 6 ноября Дмитрий Медведев заявил, что подготовил второй анти-коррупционный план, который будет направлен на борьбу со взяточничеством в экономической сфере.

Россия считается одной  из самых коррумпированных стран  мира. В 2008 году в рейтинге, посвященном  восприятию коррупции в мире, Россия заняла 147 место. Еще в 2006 году Россия была на 121 месте.

В действующем законодательстве РФ обнаружен ряд правовых противоречий: с одной стороны, по статье 575 Гражданского кодекса РФ позволено дарить госслужащим и муниципальным работникам, в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных обязанностей, подарки, по стоимости не превышающие трех тысяч рублей. По статье же 290 УК РФ любое получение денег или иного имущества чиновниками в связи с исполнением ими должностных обязанностей следует расценивать как взятку.

По мнению Следственного  комитета при прокуратуре РФ, это  противоречие следует устранить законодательно18.

В действующем ГК РФ (п. 1 ст. 576 ГК РФ) закреплены ограничения дарения юридическими лицами вещей, которые принадлежат им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления19.

По общему правилу (абз. 1 п. 2 ст. 295 ГК РФ) государственное или  муниципальное предприятие не вправе распоряжаться принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом предприятие распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (абз. 2 п. 2 ст. 295 ГК РФ). Согласно требованию нормы, закрепленной в п. 1 ст. 576 ГК РФ согласие собственника обязательно при дарении любой вещи (как движимой, так и недвижимой), принадлежащей предприятию на праве хозяйственного ведения.

Информация о работе Договор дарения в современном гражданском праве