Договор коммерческой концессии (франчайзинг)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Франчайзингом быстро заинтересовались крупные представители индустрии безалкогольных напитков. Компании «Coca-cola» и «Pepsi» использовали новый вид ведения бизнеса, как способ распространения своего товара и увеличения спроса. Со временем независимые компании, которые получили право на реализацию, приобрели и другие привилегии. Им передавалась технология ведения бизнеса, соответствующая политике основного-производителя: оформление магазина, система скидок, форма продавцов, график работы, упаковка продукции и т.д. Франчайзинг стал инструментом популяризации товара и что важно средством поддержания и закрепления имиджа торговой марки.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 54.55 Кб (Скачать файл)
 

Глава 1 История развития франчайзинга. 

      Впервые франчайзинг стал использоваться в США в 1851 году, когда владелец компании по производству швейных машин Исаак Зингер начал заключать договоры с дистрибьюторами продукции на передачу франшизы. Франчайзинговый контракт подразумевал право на реализацию товара в определенной части Соединенных Штатов Америки. Позже система немного видоизменилась и компания «Зингер» стала сотрудничать с независимыми организациями, которые получили больше прав, в том числе и на использование торговой марки.

     Франчайзингом быстро заинтересовались крупные представители индустрии безалкогольных напитков. Компании «Coca-cola» и «Pepsi» использовали новый вид ведения бизнеса, как способ распространения своего товара и увеличения спроса. Со временем независимые компании, которые получили право на реализацию, приобрели и другие привилегии.        Им передавалась технология ведения бизнеса, соответствующая политике основного-производителя: оформление магазина, система скидок, форма продавцов, график работы, упаковка продукции и т.д. Франчайзинг стал инструментом популяризации товара и что важно средством поддержания и закрепления имиджа торговой марки.

     К достоинствам франчайзинга относится возможность борьбы с пиратскими копиями, поэтому многие производители с удовольствием дают другим компаниям право использования торговой марки. Некоторые организации создают системы франчайзинга, которым сложно подражать.      Информация о них доступна только независимым франчайзинговым фирмам, с которыми производители заключают договора. Несмотря на некую самостоятельность новоявленного бизнеса, франчайзи подчиняются главным изготовителям товаров, представителям услуг и проверяются ими. 
 

Глава 2 Сущность коммерческой концессии. 

2.1. Понятие  Франчайзинга.

     Идея франчайзинга основана на передаче одним лицом другим хозяйствующим субъектам знаний и делового опыта, приобретенных в силу продолжительной и успешной работы в определенной области. К примеру, основными областями для использования франчайзинга в России в зависимости от профиля экономической деятельности являются: общественное питание; автотранспортные услуги; услуги по домохозяйству; услуги в сфере туризма, спорта и развлечений; медицинские услуги; услуги в сфере строительства; обучение и курсы повышения квалификации; социальные услуги; бизнес-услуги; розничная торговля; промышленность.

     Франчайзинг в силу специфики правовой природы предоставляет широкие возможности отечественным компаниям перенимать деловой и управленческий опыт и технологии ведущих иностранных компаний, приемы и методы ведения предпринимательской деятельности, разработанные в мировой экономике, с целью повышения уровня хозяйствования в России.

Что дает франчайзинг обществу в целом?

     Франчайзинг дает обществу прежде всего следующее.

- культуру  ведения бизнеса. Строгая регламентированность франшизных предприятий - франшизополучателей в рамках франчайзинговой сети франшизодателя, оперативный контроль со стороны франшизодателя, предусмотренные договором франчайзинга, несомненно, повышают общую культуру ведения бизнеса и обеспечивают более высокий уровень обслуживания потребителей;

- решение  проблемы занятости населения.  Франчайзинг дает возможность быстрого решения проблемы занятости населения в различных регионах страны путем привлечения во франчайзинговый бизнес обширного круга лиц, не решающихся заниматься малым бизнесом без поддержки и обучения, поэтому основу потенциальных франшизополучателей могут составить оставшиеся без серьезной привлекательной работы представители военно-промышленного комплекса, научно-техническая интеллигенция, ушедшие в запас военнослужащие, начинающие предприниматели, студенты, домохозяйки и другие категории лиц, желающие и способные заниматься предпринимательской деятельностью под руководством франшизодателя;

- новые  технологии на службе малого  бизнеса. Освоение нового опыта, приобретение новых идей, методов, технологий всегда полезны для любого вида бизнеса, и российское предпринимательство также нуждается в освоении новых технологий в бизнесе, поэтому международный франчайзинг дает обществу любой страны идеальную возможность перенять у иностранных партнеров все положительные моменты успешного ведения франчайзингового бизнеса и адаптировать их к российским условиям рынка;

- большую  узнаваемость продукта или услуги. Потребители различных регионов  страны больше узнают о продуктах  и услугах с открытием новых  франшизных предприятий, и это важно, поскольку новая франчайзинговая точка становится узнаваемой на сегменте рынка по мере предоставления своих франшизных услуг1. 
 
 
 
 
 
 
 

     Следует отметить, что для применения франчайзинга в России существуют следующие предпосылки:

- во-первых, это  необходимость продвижения на  российском и международных рынках товаров отечественных производителей;

- во-вторых, это  - формирование малого предпринимательства,  субъектам которого необходима  поддержка не только и не  столько материальная, сколько в  организации самого бизнеса, информационном  обеспечении, маркетинговых исследованиях  и рекламе;

- в-третьих, это  необходимость формирования и  отработки системы управления  качеством на всей цепи взаимосвязанных  циклов "производитель - потребитель";

- в-четвертых,  это система правовых норм, которая  может быть использована при  формировании франчайзинга, что  требует определенной доработки,  чтобы механизм франчайзинга  мог нормально реализовываться2.

     Между тем, как полагает О.Н. Савинова, основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в Российской Федерации можно классифицировать по причинам их возникновения: экономические проблемы, организационно-правовые проблемы, социально-психологические проблемы3.

    Хотя франчайзинг - это экономический инструмент и его проблемы в первую очередь следует искать в сфере экономики, в России сдерживание развития франчайзинга объясняется прежде всего правовыми проблемами.   Это вызвано тем, что франчайзинг как система отношений основан на системе договорных отношений и должен быть подкреплен серьезной правовой базой4.

Между тем, как отмечает Ф.Г. Панкратов, успех  франчайзинга в Российской Федерации  базируется на следующих основных принципах:

1) постоянное  сотрудничество и высокая степень  доверия партнеров;

2) общие  для системы стратегия сбыта и ценовая политика;

3) совместное  присутствие на рынке;

4) оказание  поддержки и обмен информацией;

5) высокая  степень предпринимательской инициативы;

6) планирование  и прогнозирование развития системы;

7) преимущества  конкуренции;

8) отлаженная  система поставок;

      Среди основных достоинств франчайзинга необходимо отметить и его   недостатки:

- фирма-франчайзер ограничивает франчайзи в возможности получения права собственности на технологию, ноу-хау и другие нематериальные ценности.

- иногда  на франчайзи может оказываться достаточно сильное давление с целью ограничения независимости;

- зачастую  предпринимаются попытки со стороны  франчайзера установить неоправданно большие с экономической точки зрения размер вступительного взноса и роялти;

- покупая  франшизу, франчайзи-предприниматель становится полностью зависимым от франчайзера.

     Что касается международного коммерческого оборота, то франчайзинг получает наибольшее распространение в таких областях предпринимательской деятельности, как розничная торговля и сфера услуг.      Это, прежде всего, связано с тем, что инвестиции в данных отраслях небольшие и организация бизнеса "с нуля" требует меньше времени.

     Итак, под франчайзингом принято понимать отношения, в силу которых одно лицо (франчайзер) предоставляет второму лицу (франчайзи) "деловой комплекс", состоящий из охраноспособных (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и др.) и неохраноспособных (деловой опыт, знания и др.) прав для осуществления франчайзи предпринимательской деятельности, аналогичной деятельности франчайзера. В свою очередь, франчайзи обязуется выплачивать франчайзеру вознаграждение и выполнять иные обязанности, установленные договором.

     Существует и иное определение франчайзинга, а именно: франчайзинг - это способ совместных действий с отечественным или зарубежным партнером на договорной (контрактной) основе, связанный с продажей коммерческой или промышленной лицензии, а также с непосредственным участием фирмы - владельца современной технологии (франчайзера) в производстве и сбыте продукции на рынке своего партнера (франчайзи).

Немаловажной  деталью является и то обстоятельство, что наряду с понятием "франчайзинг", в литературе также употребляется  термин "франшиза", который означает:

- лицензию  или пакет прав, которая передается  франчайзером (правообладателем) франчайзи (пользователю) по договору5.

- предприятие  (фирму), созданное на основе франчайзинга6.

- сеть  франчайзинговых предприятий, связанных  с франчайзером договорами франчайзинга, использующих единую торговую марку, стиль, методы и формы продаж товаров или оказания услуг7.

     Франшиза (по определению экспертов ВОИС) - это договор, по которому одно лицо (правообладатель, франчайзер), имеющее систему ведения определенной деятельности, разрешает другому лицу (получателю, франчайзи) использовать эту систему согласно требованиям владельца франшизы в обмен на вознаграждение. 
 
 
 
 
 
 

     Важно отметить, что в целях достижения необходимого уровня взаимодействия франчайзи должен сформировать особые взаимоотношения с франчайзером, а именно:

- полностью  принять точку зрения франчайзера и его цели в данном бизнесе;

- доверять  и уважать франчайзера и в свою очередь формировать уважение и доверие франчайзера к себе;

- принимать  четко установленные правила  и обязанности, указанные в  договоре, поскольку после подписания  договора они не подлежат никаким  изменениям или дополнениям;

- следовать  операционным процедурам и стандартам, установленным франчайзером;

- стать  частью системы путем внесения  в бизнес новых идей (с согласия  франчайзера) и постоянного вкладывания усилий в бизнес.

Взаимодействие  между франчайзером и франчайзи основано на интересе, так как каждая из сторон извлекает свою выгоду из договора франчайзинга.

Рассмотрим  интересы франчайзера (правообладателя) и франчайзи (пользователя).

     Интересы франчайзера (правообладателя):

- расширение  своего бизнеса за счет активов  других фирм (в том числе расширение  торговой сети товаров и услуг);

- фирменное  наименование становится более  известным, популярным и дорогостоящим,  что стимулирует увеличение спроса  на данный объект интеллектуальной  собственности;

- увеличение  участия на рынке без нарушения  антимонопольного законодательства;

- увеличение  контроля качества результатов  деятельности по сравнению с  результатами по лицензионным  договорам;

- централизация  маркетинговой и рекламной деятельности;

- экономия  административно-хозяйственных и  управленческих расходов в связи  с перенесением их части на  франчайзи и отсутствием необходимости инвестиций в дочерние структуры и филиалы;

- дополнительный  доход в виде франчайзинговых  платежей, который можно разделить:

а) на первоначальный единовременный взнос, который, как  правило, должен покрывать следующие  услуги: обучение персонала фирмы-франчайзи, поставка и установка оборудования, предоставление необходимой документации и т.д.

б) на периодические (текущие) взносы - это плата за управленческие услуги от суммы прибыли или от объема реализации, поэтому текущие  платежи показывают, насколько эффективно действует франчайзинговая система;

Информация о работе Договор коммерческой концессии (франчайзинг)