Договор розничной купли-продажи: понятие и правовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 23:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью же данной курсовой работы является изучение договора розничной купли-продажи с позиции гражданского законодательства.
Задачи курсовой работы следующие:
1. изучить сущность договора розничной купли-продажи и выявить его правовые признаки;
2. выявить существенные условия договора розничной купли-продажи;
3. определить виды и формы договора розничной купли-продажи;
4. изучить содержание и порядок предоставления покупателю информации о товаре.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……….……………………………………………………………….3

ДОГОВОР РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ: ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ…………………………………………..…….5
ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРИЗНАКИ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ……………………………..10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ. ИНФОРМАЦИЯ О ТОВАРЕ
МОМЕНТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ………….…20
СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЮ ИНФОРМАЦИИ О ТОВАРЕ………...………..23

ЦЕНА И ОПЛАТА ТОВАРОВ ПО ДОГОВОРУ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
ЦЕНА ТОВАРА………………………………..…………………..28
ПОРЯДОК ОПЛАТЫ ТОВАРОВ……………………………….32
СРОК ОПЛАТЫ ТОВАРОВ. ПОСЛЕДСТВИЯ НЕИСПОЛНЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЕМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА….…37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………45

Вложенные файлы: 1 файл

розничная кп.docx

— 82.69 Кб (Скачать файл)

Согласно пункту 1 статьи 465 Гражданского кодекса Республики Беларусь информация о предлагаемом к продаже товаре должна соответствовать установленным законодательством и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.

Таким образом, на основании  изложенного можно выделить следующие  общие требования, предъявляемые  к предоставляемой покупателю информации:

1) необходимость;

2) достоверность;

3) соответствие установленным  законодательством и обычно предъявляемым  в розничной торговле требованиям  к ее содержанию и способам  предоставления;

4) своевременность.

Что касается содержания предоставляемой  потребителю информации, то правовое регулирование по данному вопросу характеризуется «разбросанностью» норм по различным нормативным правовым актам, которые отличаются между собой как по юридической силе, так и по сфере регулирования. Представляется, что информацию о товаре и продавце (изготовителе), которая должна быть предоставлена покупателю, условно можно разделить на два вида:

1) информация, предоставление  которой покупателю обязательно  во всех случаях при заключении договора розничной купли-продажи;

2) информация, предоставление  которой покупателю обязательно  при продаже отдельных видов  товаров, а также при других  определенных условиях заключения  договора розничной купли-продажи.

Согласно части третьей  пункта 11 Правил торговли информация, предусмотренная частями первой и второй пункта 11 Правил торговли, должна доводиться до сведения покупателя и при осуществлении выездной торговли, торговли на ярмарке, рынке, а также в других случаях, если розничная торговля осуществляется вне места нахождения или места  жительства продавца.

В соответствии с пунктом 12 Правил торговли персонал продавца должен быть обеспечен нагрудными знаками  с указанием в них должности, фамилии, имени, отчества, а в продовольственных  магазинах - также специальной санитарной одеждой, в торговых объектах общественного  питания - санитарной или форменной  одеждой.

Согласно пункту 13 Правил торговли в витрине должны быть выставлены образцы только тех товаров, которые  имеются в продаже. Образцы товаров, находящиеся в витрине, должны продаваться  по требованию покупателя после проверки их качества. Образцы товаров, используемые как элементы композиционного оформления витрины или являющиеся инвентарем, продаже не подлежат. В витрине торговых объектов (магазинов, киосков, павильонов, палаток и других объектов), обзор которой возможен снаружи таких объектов, запрещается выставлять образцы табачных изделий. Информация о реализуемых в торговых объектах табачных изделиях может размещаться в такой витрине в виде перечня табачных изделий с указанием их наименования и цены.

Пункт 18 Правил торговли устанавливает, что при продаже товаров продавец в установленном порядке должен ознакомить покупателя по его требованию с документами, удостоверяющими  качество и безопасность товаров (оригинал или копия), либо сведениями о документах, удостоверяющих качество и безопасность товаров, указанных в сопроводительных документах, подтверждающих поступление товаров.

Пункт 8 Правил осуществления  розничной торговли по образцам, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 № 31, определяет способы представления информации при торговле по образцам вне торгового объекта, а также через интернет-магазин.

Ко второму виду информации условно можно отнести информацию, предоставляемую покупателю в следующих  случаях:

1) для безопасного использования  товара необходимо соблюдение  определенных правил. Согласно пункту 2 статьи 12 Закона о защите прав потребителей изготовитель, продавец обязан информировать потребителя о возможном риске и об условиях безопасного использования товара с помощью соответствующих обозначений, принятых в Республике Беларусь и (или) в международной практике;

2) продажа продовольственного  сырья и пищевых продуктов,  произведенных на территориях  радиоактивного загрязнения;

3) продажа товара с использованием автоматов;

4) наличие в пищевых  продуктах генетически модифицированных составляющих (компонентов);

5) оказание продавцом  услуг, сопутствующих продаже  товара (доставка, монтаж товара, сервисное  обслуживание и др.), применение  продавцом отдельных методов продажи и форм торговли;

6) продажа остатков метражных  товаров, не подлежащих дальнейшему дроблению;

7) осуществление продавцом  предпродажного фасования и упаковки развесных продовольственных товаров;

8) продажа тканей, текстильных,  швейных, трикотажных, меховых товаров, обуви;

9) продажа технически  сложных товаров бытового назначения;

10) продажа мебели;

11) продажа экземпляров  аудиовизуальных произведений, компьютерных программ и фонограмм;

12) продажа транспортных  средств, сельскохозяйственной техники;

13) продажа строительных материалов и изделий;

14) продажа ювелирных изделий  из драгоценных металлов и драгоценных камней;

15) торговля на рынках;

16) продажа продовольственного сырья и пищевых продуктов; (Закон о тоговле)

17) продажа табачных изделий;

18) продажа алкогольных напитков; (об алкогольной и табачной продукции)

19) продажа товаров в кредит;

20) продажа некоторых изделий,  представляющих пожарную опасность.

Таким образом, предоставление покупателю информации о товаре и  продавце в соответствии с изложенными  выше требованиями законодательства является одной их главных обязанностей продавца при заключении договора розничной  купли-продажи. При этом продавцом  должны соблюдаться требования законодательства к содержанию информации, а также  к способам ее предоставления. В  ряде случаев законодательством  установлено обязательное предварительное  согласование предоставляемой информации с уполномоченным государственным  органом.

 

 

 

 

 

 

 

3. ЦЕНА И ОПЛАТА ТОВАРОВ ПО ДОГОВОРУ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

 

3.1. ЦЕНА ТОВАРА

 

Вопросы формирования и применения цен в розничной торговле не утрачивают свою актуальность как для покупателей, так и для продавцов. Последние зачастую допускают те или иные нарушения законодательства о ценообразовании, за которые они привлекаются к административной ответственности. В связи с этим продавцу необходимо знать, какими нормативными правовыми актами следует руководствоваться при формировании цен на товары. Немаловажным является также вопрос о способе доведения цен на товары до сведения покупателей.

Согласно абзацу второму  статьи 3 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» цена - денежное выражение стоимости единицы товара. Цены подразделяются на следующие виды:

1) свободная цена - цена, складывающаяся  под воздействием спроса и  предложения в условиях свободной  конкуренции;

2) регулируемая цена - цена, устанавливаемая соответствующими  государственными органами, осуществляющими  регулирование ценообразования,  или определяемая субъектом ценообразования  (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими  органами определенных ограничений.  При этом регулируемая цена  может иметь фиксированную или  предельную величину [7, с. 2]. В связи с этим регулируемые цены, в свою очередь, подразделяются на следующие виды:

а) фиксированная цена - регулируемая цена, устанавливаемая субъектом  ценообразования в твердо выраженной денежной величине;

б) предельная цена - регулируемая цена, величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами.

Согласно статье 6 Закона о ценообразовании в Республике Беларусь на товары применяются свободные цены. Исключение составляют случаи, указанные в статье 7 Закона, при которых на товары применяются регулируемые цены.

Согласно статье 7 Закона регулируемые цены в Республике Беларусь применяются на:

1) товары субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение  на товарных рынках Республики  Беларусь и включенных в государственный  реестр;

2) отдельные социально  значимые товары, конкретный перечень  которых устанавливается Президентом  Республики Беларусь или по  его поручению Советом Министров  Республики Беларусь.

Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), определен в приложении 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72. Перечень устанавливает товары, цены на которые регулируются, и определяет государственные органы (организации), осуществляющие регулирование цен на те или иные товары. Регулирование цен на подавляющее большинство товаров, цены на которые являются регулируемыми, осуществляется Министерством экономики Республики Беларусь.

Согласно абзацу седьмому пункта 3 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденная  Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111, розничная цена - цена, устанавливаемая на товары, предназначенные для продажи:

1) физическим лицам для  личного, семейного, домашнего  или иного потребления, не связанного  с предпринимательской деятельностью;

2) в случаях, разрешенных  законодательством, - юридическим лицам,  индивидуальным предпринимателям.

Согласно части первой пункта 11 Инструкции розничные цены определяются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю, путем применения торговых надбавок к отпускным ценам производителей (импортеров) в размерах, не превышающих установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен.

Согласно пункту 1 статьи 470 Гражданского кодекса Республики Беларусь покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законодательством или не вытекает из существа обязательства.

Согласно пункту 2 статьи 455 Гражданского кодекса Республики Беларусь, когда цена установлена в зависимости от веса товара, она определяется по весу нетто, если иное не предусмотрено договором купли-продажи.

Договор розничной купли-продажи, в котором на стороне продавца выступает коммерческая организация, является публичным договором. В связи с этим пунктом 21 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, утвержденными Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 № 384, предусмотрено, что цены товаров, а также иные условия договора должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев установления преимуществ или ограничений, предусмотренных законодательством.

Правила также устанавливают  требования к оформлению ценников и  определяют информацию, которая должна быть на них указана. Согласно подпункту 3.5.24 СТБ 1393-2003 «Торговля. Термины и определения» ценник, или ярлык цен, - это бумажный или иной носитель, средство доведения до покупателя информации о цене товара. Согласно части первой пункта 22 Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием:

1) наименования товара;

2) его сорта;

3) цены за единицу веса  или единицу товара;

4) информации о содержании  генетически модифицированных составляющих (компонентов);

5) страны происхождения  товара;

6) подписи лица, уполномоченного  продавцом;

7) даты оформления ценника.

При осуществлении розничной  торговли в мелкорозничной торговой сети допускается вместо ценников на отдельные товары выставлять перечень имеющихся в продаже товаров  с указанием их наименования, цены и страны происхождения. При этом персонал обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, и печатью продавца, с указанием наименования, цены и  страны происхождения товаров, а  также предоставляемых с согласия покупателя услуг. При продаже швейных, верхних трикотажных, меховых изделий, головных уборов, обуви методом самообслуживания единый ценник может не выставляться [12, с. 7].

Следует отметить, что согласно подпункту 3.2.16 СТБ мелкорозничная (торговая) сеть - это торговая сеть, представленная павильонами, киосками, палатками, а  также передвижными средствами развозной  и разносной торговли, к которым  относятся торговые автоматы, автомагазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные  приспособления.

Согласно части четвертой  пункта 22 Правил в торговых объектах общественного питания информацию о реализуемой продукции, товарах, об оказываемых услугах продавец доводит до сведения потребителя  посредством меню, ценников и другими  способами, принятыми при оказании таких услуг [12, с. 7].

Согласно части четвертой  пункта 79-25 Правил цена ювелирного изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней указывается на этикетке либо отдельном ценнике, который крепится к этикетке или нити, соединяющей этикетку с данным ювелирным изделием [12, с. 17].

Согласно пункту 31 Правил торговли на рынках Республики Беларусь, утвержденных Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 12.12.2003 № 1623, цены на товары, реализуемые на рынке, формируются по договоренности между продавцом и покупателем, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.

Информация о работе Договор розничной купли-продажи: понятие и правовое регулирование