Защита интеллектуальной собственности: отечественный и зарубежный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 09:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление значения и места интеллектуальной собственности в современном мире, а также методы охраны интеллектуальной собственности в России и за рубежом.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
– провести анализ классификации интеллектуальной собственности, как в России, так и за рубежом;
– изучить способы и механизмы защиты российской и зарубежной интеллектуальной собственности;
– выявить проблемы, связанные с защитой интеллектуальной собственности в России и за рубежом;
– сделать выводы и предложить возможные пути решения проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1.1 Понятие и значение интеллектуальной собственности
1.2 Структура и характеристика интеллектуальной собственности
ГЛАВА 2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ЗАЩИТЫ
2.1. Основы охраны и защиты авторских прав в России и за рубежом
2.2. Способы защиты прав авторов в сети Интернет
2.3. Охрана российской интеллектуальной собственности за рубежом
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 85.79 Кб (Скачать файл)

Обычно знак копирайта  ставится под опубликованным материалом рядом с фамилией автора. Он предупреждает о том, что данный текст защищённый авторским правом, не может быть использован или перепечатан без согласования с автором, хостером, редакцией, вебмастером либо иным человеком или организацией, имеющей отношение к той или публикации. Но что мешает плагиатчику избавиться от значка копирайта в процессе редактирования текста? Ничего. Однако если обнаружится абсолютный аналог «защищённого» текста, то разбирательство будет явно не в пользу плагиатчика. Для того, чтобы не возникало неприятных для обеих сторон ситуаций, по закону необходимо заключать авторский договор. Официальная формулировка понятия «авторский договор» – это договор между автором (или его наследниками) и издательством, театром, киностудией об использовании произведения литературы, науки или искусства (издательский, постановочный, сценарный и др. авторский договор). В российском праве условия авторского договора определяются гражданским законодательством.

Но его содержание должно отражать ряд обязательных информационных реквизитов и объективно фиксировать юридические действия автора. В состав этих реквизитов, должны входить:

1. полное имя автора, (при наличии) имя или наименование  правообладателя (его ИНН);

2. вид произведения (объект  авторского права);

3. название произведения;

4. страна происхождения;

5. дата создания или  опубликования произведения;

6. источник опубликования;

7. адрес электронной  почты (E-mail) автора и/или правообладателя;

8. реферат произведения;

9.примечание (пожелание)  автора, правообладателя;

10. дата размещения  произведения на веб-сайте сети "Интернет";

11. IP адрес домена хост-сервера  Интернет, на которое отправлено  для размещения и размещено  авторское произведение;

12. уникальный номер  компьютера, с которого запущена  процедура установки знака копирайта  и электронно-цифровой подписи;

13. открытый ключ автора (открытый ключ - открытая последовательность  символов, предназначенная для аутентификации  электронно-цифровой подписи и  находящиеся в свободном доступе  в Удостоверяющем центре.);

14. запись "Документ  подписан лично (ФИО владельца  закрытого ключа - последовательности  символов, предназначенная для выработки  электронно-цифровой подписи и  известная только исключительно  правомочному лицу.), дата подписания  документа, наименование и №  версии программного обеспечения  примененной легальной процедуры  подписания документа электронно-цифровой  подписи".

Такой авторский электронный  документ можно многократно копировать, причем любая копия имеет юридическую  силу. Но если кто-либо внесет в такой  документ какое-либо даже несущественное изменение (например, в виде новой точки или пробела), то данная конкретная копия электронного документа мгновенно потеряет свою юридическую силу. Процедура использования электронно-цифровой подписи позволяет увязать содержание документа с его реквизитами в единый электронный документ и подтвердить его юридическую силу. Любой пользователь сети "Интернет", попавший на авторский вэб-сайт, установив указатель мышки на знак копирайта, увидит во всплывшем окошке полную информацию копирайта и уровень защиты авторского произведения [23].

Отсутствие реальной защиты прав в Интернете нередко  удерживает авторов от размещения в  Сети своих материалов. Авторское  право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, возникает  в силу факта его создания и  не изменяется при предоставлении материалов в Интернет. В тоже время, в Сети практически все объекты интеллектуальной собственности изменяют свою форму  в электронных страницах. Таким  образом, именно содержимое веб-страницы зачастую требует дополнительной охраны. Оно представляет собой с точки  зрения авторского права отдельный  объект, составленный из различных  объектов авторского права: изображений и фотографий, видео, аудиофайлов, текстов. Данные объекты могут быть созданы разными людьми, а их охрана может осуществляться как по отдельности, так и в целом.

Существуют и электронно-программные  методы защиты авторских прав. Среди  них водяные знаки в электронных  копиях фотографий и изображений. Причем важной особенностью водяных знаков можно назвать устойчивость к  любым операциям над изображением — сжатию, изменению размеров, формата, цветности.

Кроме того, информацию можно  защитить при помощи специализированного  программного обеспечения, направленного  на добавление служебной информации в виде кода, текстового или аудиофайла определенного формата в файлы, нуждающиеся в защите. При обычном просмотре информации пользователь не видит каких-либо закодированных обозначений — значка копирайта, имени автора, года издания. Но при применении затем определенного программного средства можно доказать, что файлы содержат дополнительную информацию, указывающую на лицо, ее записавшего. Из таких программных продуктов можно выделить «Cryptolope» фирмы IBM, программу «@ttribute» фирмы NetRights.

Способ невозможности  копирования заключается во включении  в язык разметки гипертекста документа (HTML) особых тегов (команд) создающих  невозможность копирования веб-сайта  при полной свободе навигации  ознакомления с нею. В совокупности с командами, обеспечивающими невозможность  сохранения веб-сайта эти механизмы  способны обеспечивать реальную защиту интеллектуальной собственности на веб-сайте.

Ведение "Черных списков" пользователей, представляют собой  динамические базы данных, содержащие сведения о пользователях, нарушивших права и законные интересы правообладателей. "Черные списки" выполняют предупредительную  и обеспечительную функции и  являются способом косвенного (не прямого  или непосредственного) воздействия  на нарушителей. Лицо, потерпевшее от нарушения, имеет право разместить информацию о нарушителе в черных списках пользователей, равно как и право, впоследствии такую информацию удалить [22, С. 47].

"Черные списки" открыты для всех пользователей  Интернета и индексируются поисковыми  системами. Все это придает  им значительную обеспечительную  силу. Компании и лица, дорожащие  своей деловой репутацией, как  правило, предпринимают меры к  удалению такой информации с  "черных списков", путем прекращения  правонарушения и возмещения  ущерба.

Защита прав авторов в сети Интернет в других странах

Не секрет, что многие бесплатно скачивают  музыку и видео из Интернета, не задумываясь  о последствиях и не видя в этом ничего преступного. Это явление  получило столь широкое распространение, что были организованы общества по защите авторских прав, которые имеют  полномочия выявлять нарушителей и  привлекать их к уголовной и/или  гражданской ответственности. Так, Общество по защите авторских прав в сфере музыки в ФРГ называется GEMA. Для законного распространения  или публичного воспроизведения  какого-либо музыкального произведения необходимо заплатить GEMA взнос, который передается владельцам авторских прав. Люди, нелегально скачивающие или копирующие из Интернета результаты чужого труда для собственного потребления или с целью их распространения именуются интернетными пиратами.

Владение пиратской  копией в частном порядке уголовно ненаказуемо, а распространение  и/или предоставление возможности  копирования, например, используя программу "eMule" или аналогичные системы, преследуется по закону. Прокуратура особо заинтересована в преследовании нарушителей, наносящих ущерб в особо крупных размерах, однако по заявлению обществ по защите авторских прав преследуются и пираты мелкого масштаба. Материалы следствия используются при защите авторских прав и при судебных разбирательствах с целью возмещения ущерба. 
         Основная норма, которой регулируются гражданские претензии, - § 97 Закона об авторском праве ФРГ. По этому закону потерпевший может предъявить претензии по ликвидации последствий нарушения. Кроме того, потерпевший может потребовать полное возмещение ущерба, независимо от того, действовал ли нарушитель преднамеренно или ущерб возник в результате его халатности. При подсчете объема ущерба учитываются, кроме стоимости продукта, стоимость лицензии и предполагаемая упущенная выгода.

Согласно статистике, в 2010 году в ФРГ были выявлены и уголовно преследовались более 50 тысяч случаев нарушения авторских прав в Интернете. Ущерб, нанесенный владельцам авторских прав, оценивался в зависимости от объема нарушения в размере от двух до десяти тысяч евро. Эти деньги нарушители вынуждены были заплатить правообладателям.

В сети Интернет также  возникают уникальные и не имеющие  аналогов в реальном мире специальные  юридические проблемы в сфере  авторского права. Это вопросы постановки ссылок, организации сайтов с помощью  фреймов и включения в публикуемые  в сетях документы специальных команд – мета – тэгов.

При постановке ссылок на источник информации в сети Интернет необходимо учитывать законные интересы правообладателей ресурсов, давать полную информацию о них и корректно  адресоваться. Так, известен спор между Ticketmaster Inc. и фирмой Microsoft. Последняя  поставила ссылку на своем сайте  с надписью "продажа билетов" и адресовалась к публикации внутри сайта Ticketmaster, где непосредственно  находилась форма заказа билетов. Указанная "глубокая ссылка", минуя все "официальные  входы" и, соответственно, информацию о правообладателе и создателе  ресурса, создавала впечатление  у пользователя о принадлежности формы заказа и услуги непосредственно Microsoft. После осуществления претензионного порядка рассмотрения спора компания Microsoft ликвидировала нарушение [8, С. 16].

Данные случаи правонарушений и защиты можно рассматривать  до бесконечности. В завершении нужно отметить, что в РФ судебных прецедентов, связанных с использованием сети, практически нет. Как, впрочем, нет и специализированного законодательства, имеющего предметом своего регулирования сеть. Очень трудно предсказать, как пойдет правоприменение в РФ. Тем не менее, чем активнее будет использоваться в стране сеть Интернет, тем больше будет конфликтов относительно использования объектов авторских прав в сети (а на настоящий момент таковых уже насчитывается немало) и тем скорее все доходить до судебных разбирательств, которые, создав правоприменительную практику, позволят более уверенно чувствовать себя правообладателям в сети Интернет, так как будет выяснен предел осуществления защиты авторских прав. Сравнивая отечественный и зарубежный опыт защиты прав авторов в Интернет, следует отметить значительную разницу. Как было отмечено ранее в РФ нет существенной правовой защиты авторских прав в пределах сети Интернет, что не скажешь про зарубежные страны. Нужно утвердить способы защиты прав авторов и многие вопросы и конфликты в данной сфере будут регулироваться, и решаться только в рамках закона.

2.3. Охрана российской интеллектуальной собственности за рубежом

С развитием культурного  обмена между Россией и другими  странами, который заметно оживился в последнее время, расширяются масштабы использования произведений российских авторов за рубежом. В связи с этим все более актуальными становятся вопросы правильного юридического оформления взаимоотношений российских авторов с зарубежными партнерами, а также защиты авторских прав в случае их нарушения. Необходимо учитывать, что правовое регулирование авторских отношений в данной области имеет ряд существенных отличий от их регулирования внутренним законодательством России.

Важной особенностью авторских  прав является их строго территориальный характер. Иными словами, по общему правилу, действие авторских прав на произведение ограничивается территорией того государства, где это произведение было создано. Это означает, что в других государствах произведение может быть свободно использовано без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения. Произведение, охраняемое на территории одного государства, получает охрану на территории другого государства, если между этими государствами заключен двусторонний договор или оба эти государства являются участниками многостороннего соглашения о взаимном признании и охране авторских прав. Таким образом, первый вопрос, который возникает при рассмотрении проблемы охраны произведений российских авторов за рубежом, заключается в выяснении того, связывают ли Россию и иностранное государство, на территории которого будет использоваться произведение, взаимные обязательства в области авторского права.

Если произведения российских авторов на территории соответствующего иностранного государства не охраняются, определенные гарантии соблюдения авторских прав могут быть обеспечены лишь конкретным авторским договором. Однако в этом случае обязанности перед автором будет нести только его контрагент по договору. Третьи лица, как правило, могут свободно использовать произведение, если только авторское законодательство соответствующей страны не гарантирует охрану всех без исключения произведений [23, С. 159].

Когда права российских авторов признаются на территории иностранного государства, необходимо учитывать, что объем субъективных прав авторов определяется не российским законодательством, а законами данного иностранного государства и правилами международных договоров. Законодательство большинства стран предоставляет произведениям иностранных авторов национальный режим. Иными словами, иностранные авторы наделяются той же совокупностью прав, что и авторы, являющиеся гражданами данного государства. Поэтому, например, российские авторы на территории других государств могут пользоваться и такими правами, которых они не имеют на территории России.

Информация о работе Защита интеллектуальной собственности: отечественный и зарубежный опыт