Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Моя работа посвящена проблемам защиты прав граждан-потребителей.
Защита прав потребителей – понятие, не так давно вошедшее в нашу действительность. До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг диктовали им свои условия. Судебная защита практически отсутствовала. Только с принятием 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей» у граждан появилась возможность реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (№ 39/248 от 9 апреля 1985 г.)

Содержание

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
1.1. Понятие защиты прав потребителей. Объекты защиты в отношениях
с участием потребителей
1.2. Формы и способы защиты прав потребителей
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НАРУШЕНИЯХ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
2.1. Особенности обращения за защитой нарушенных прав потребителей
2.2. Лица, участвующие в делах о защите прав потребителей
2.3. Особенности доказывания по делам о защите прав потребителей

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

   Законодательство о защите прав потребителей учитывает специфику отношений потребителя с экономически более сильными контрагентами, обеспечивает принципы равенства сторон и справедливости, устанавливает гарантии соблюдения прав гражданина - потребителя на товарном рынке.

   Используются следующие гражданско-правовые способы защиты: самозащита права, возмещение убытков, взыскание неустойки, возмещение морального вреда, изменение или прекращение правоотношения. Каждый из этих способов успешно применяется при осуществлении защиты прав потребителей, что подтверждается судебной практикой и практикой деятельности общественных организаций и органов местного самоуправления. Особенность способов защиты прав потребителей заключается в том, что в конкретной ситуации они могут применяться по отдельности или все в совокупности. Например, при расторжении договора розничной купли-продажи в судебном порядке в 80% случаев потребитель в исковом заявлении требует не только прекращения правоотношения, но и взыскания убытков, неустойки и возмещения морального вреда.9

   Рассмотрим такой способ защиты права, как самозащита. С момента нарушения продавцом прав потребителя в сфере торговли или услуг перед последним встает вопрос выбора формы защиты. Гражданин вправе обратиться в суд (ст. 11 ГК РФ, ст. 17 Закона) или самостоятельно защитить свои права (ст. 14 ГК РФ).

   Способ самозащиты гражданских прав – это действие или система действий по защите гражданских прав, предпринимаемых управомоченным на то в силу закона или договора лицом, без обращения в соответствующие государственные или иные правоохранительные органы. Выбор способа самозащиты зависит от характера нарушения и тех вредных последствий, которые возникли в результате этого нарушения. В Законе установлены конкретные способы защиты нарушенных прав, которые могут самостоятельно, в рамках самозащиты, быть реализованы управомоченным лицом без обращения в государственные органы (изменение или прекращение правоотношения, возмещение убытков, взыскание неустойки).

   Закон «О защите прав потребителей» предусматривает возможность защиты прав потребителей в судебном и внесудебном порядке. Сущность внесудебного порядка состоит в том, что потребитель может предъявить требования о защите нарушенного права непосредственно продавцу (изготовителю), не обращаясь с иском в суд. Досудебный порядок рассмотрения требований потребителей предусмотрен с целью побудить стороны самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, а продавца (изготовителя) – добровольно удовлетворить обоснованные требования потребителя, позволяя быстро восстановить нарушенное право.10

Однако, как показывает практика, самостоятельно потребителем самозащита применяется редко. Это  связано с тем, что данный способ защиты прав имеет большие особенности. Покупатель является наиболее незащищенным субъектом потребительского рынка от недобросовестности продавцов (изготовителей). Несмотря на все усилия государства реализовать права потребителя на просвещение и информацию в жизнь, уровень информированности граждан о своих потребительских правах явно недостаточен: умело пользоваться предоставленными Законом правами, их защитить могут немногие. В этой связи особая роль отводиться ОМС (ст. 44 Закона) и общественным организациям (ст. 45 Закона), осуществляющим защиту прав потребителей и наделенным полномочиями. Право потребителя на самозащиту на практике реализуется совместно с вышеуказанными органами. Меры, применяемые по отношению к недобросовестным продавцам (изготовителям) данными организациями по заявлению потребителя, и представляют собой способ самозащиты прав граждан на рынке продукции. Об этом свидетельствует судебная практика. Например, по данным В.В. Богдана, количество исков, поданных ОМС от имени потребителя и в его защиту, в несколько раз превышает количество исков, поданных непосредственно потребителем.

Все вышесказанное подтверждает вывод о том, что в настоящее  время, в связи со спецификой защиты прав потребителей, в само понятие «самозащита» включается не только совершение фактических и юридических действий самим управомоченным лицом, но и действия специализированных органов, отстаивающих права и интересы потребителя.

Прекращение или изменение  правоотношения как способ защиты гражданских  прав и охраняемых законом интересов в области защиты прав потребителей применяется в большинстве случаев при возникновении конфликтов по поводу качества товара. Прекращение или изменение правоотношения применяется в случае установления юридических фактов, свидетельствующих о том, что правоотношение изменилось или прекратилось. Ст. 18 Закона при продаже потребителю товара ненадлежащего качества предусматривает четыре правовые возможности для изменения правоотношения (безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; соразмерное уменьшение покупной цены; замена на товар аналогичной марки; замена на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены) и одну для прекращения правоотношения – расторжение договора купли-продажи.

   При выборе того или иного правомочия по поводу изменения или прекращения правоотношения потребитель не связан какими-либо ограничениями, за исключением случаев, прямо предусмотренных в законодательстве. Так, расторгнуть или изменить договор купли-продажи технически сложного товара возможно при наличии в нем существенного недостатка. Перечень товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. № 575. Ряд непродовольственных товаров надлежащего качества не подлежит возврату или обмену в течение 14 дней на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона расцветки или комплектации.

   Возмещение убытков и взыскание неустойки можно отнести к мерам, направленным на восстановление имущественной сферы потребителя. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Неустойка – определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (ст. 330 ГК РФ).

   В большинстве случаев возмещение убытков и взыскание неустойки применяются в совокупности с другими способами защиты прав потребителей. Особенностью их применения является то, что убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полном объеме сверх неустойки (п. 2 ст. 13 Закона) в отличие от общего правила, в соответствии с которым в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой (п. 1 ст. 394 ГК РФ). Кроме того, уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают обязанное лицо от исполнения обязательства в натуре.

   Убытки и неустойка подлежат возмещению в добровольном порядке. Размер неустойки установлен в законодательстве: за невыполнение законных требований потребителя предусмотрены 1% за каждый день просрочки при продаже товаров (п. 1 ст. 23 Закона). При этом необходимо учитывать, что предельный размер неустойки ограничен: ее общая сумма не может превышать цену товара. Суд вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства (ст. 333 ГК РФ).

   Однако требования о возмещении убытков и взыскании неустойки  в добровольном порядке без помощи ОМС и общественных организаций удовлетворяются редко, что вынуждает потребителя обращаться в суд. В этой связи В.В. Богдан высказывает предложение о введении обязательного досудебного порядка урегулирования споров в области защиты прав потребителей. На рынке продукции и услуг широко используется метод первоначального обращения к продавцу, а затем, в случае невозможности добровольного урегулирования конфликта, - в суд. ГК РФ (ст. 483) обязывает покупателя известить продавца о ненадлежащем исполнении договора. Практика работы ОМС и общественных организаций показывает, что в 100% случаев потребителю дается рекомендация первоначально обратиться к продавцу с письменной претензией, затем, при неудовлетворении требований - в суд. Рекомендация строится на следующем основании: требования о возмещении убытков, неустойки судом могут быть удовлетворены, если будет установлен факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, а о возмещении морального вреда - при наличии вины предпринимателя. Стороны должны представить суду доказательства, необходимые для всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела. Суду предоставлено право взыскать штраф в федеральный бюджет в размере цены иска, если установлено, что требования потребителя не были удовлетворены в добровольном порядке. Предъявление письменной претензии к продавцу до судебного разбирательства позволит потребителю конкретизировать требования и предупредить продавца о негативных последствиях, зафиксировать момент начала течения срока удовлетворения требования потребителя (ст. 22), подтвердить вину продавца за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований, что будет свидетельствовать о праве потребителя на возмещение морального вреда.11

   Возмещение морального вреда как способ защиты прав потребителя реализуется в судебном порядке, поскольку в соответствии со ст. 151 ГК РФ, ст. 15 Закона размер денежной компенсации устанавливается исключительно судом. Размер морального вреда зависит от характера нравственных и физических страданий, причиненных потребителю (п. 25 Пленума ВС РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»), от вины нарушителя (ст. 15 Закона) и возмещается с учетом требований разумности и справедливости (п. 2 ст. 1101 ГК РФ).

   Судебная практика позволяет сделать вывод, что суды при определении размера компенсации за моральный вред учитывают следующие обстоятельства: характер нарушений прав потребителей; продолжительность неудобств, которые испытывал потребитель; отношение к сложившейся ситуации причинителя вреда; его готовность удовлетворить претензии потребителя; характер негативных последствий, возникших в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств продавцом (изготовителем); поведение самого потребителя; материальное положение потребителя и причинителя морального вреда.12

При определении размера  компенсации за моральный вред следует учитывать превентивный характер такой ответственности, побуждающий продавца (изготовителя) добровольно исполнять законные требования потребителя. Сумма, взыскиваемая в качестве компенсации за моральный вред, не должна ставить на грань банкротства организацию, индивидуального предпринимателя вследствие взыскания неоправданно больших сумм.

Так, Ш. обратилась в суд  с иском к ОАО «АвтоВАЗ», в  котором просила обязать ответчика  принять автомобиль, выплатить его  рыночную стоимость, неустойку и компенсацию морального вреда, ссылаясь на то, что она приобрела автомобиль ВАЗ-21103, в процессе эксплуатации которого были обнаружены дефекты, истицей в адрес ОАО «АвтоВАЗ» было направлена претензия с требованием о принятии автомобиля, выплате его рыночной стоимости и возмещении убытков. В удовлетворении претензии истице было отказано, в связи с чем она обратилась в суд. Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области иск был удовлетворен частично: ОАО «АвтоВАЗ» обязано заменить Ш. автомобиль на новый, с ответчика в пользу истицы взыскана неустойка, расходы на экспертизу и компенсация морального вреда.13

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что между  потребителем и продавцом (изготовителем) существуют два способа разрешения конфликта: добровольный (досудебный) и в судебном порядке (принудительный).

 

ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О  НАРУШЕНИЯХ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

 

2.1. Особенности обращения  за защитой нарушенных прав  потребителей

 

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-1 охватывает широкую область отношений, участником которых является гражданин.14

   В преамбуле Закона определяется сфера правоотношений, подпадающая под регулирование потребительского законодательства. Это отношения, возникающие между потребителями, с одной стороны, и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), - с другой. В законе устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для  их жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а так же определяется механизм реализации этих прав.

   По общему правилу предъявление исков осуществляется по месту нахождения (жительства) ответчика. Однако Закон устанавливает альтернативную подсудность, когда потребитель вправе по своему выбору обратиться в суд по своему месту жительства, по месту нахождения (жительства) ответчика или по месту причинения вреда (ч. 2 ст. 17 Закона).

   Потребитель вправе обратиться в суд по поводу нарушения любого его права, установленного в Законе и подлежащего судебному рассмотрению. Для формы и содержания искового заявления применяются общие правила, определяемые Гражданско-процессуальным Кодексом (далее – ГПК).

   В частности, в иске указывается: наименование суда, фамилия, имя, отчество потребителя, его адрес, наименование и место нахождения ответчика, требования потребителя. Порядок рассмотрения дела, права и обязанности сторон регулируются ГПК.

   При обращении в суд необходимо иметь в виду, что нарушенные права граждан и организаций защищаются лишь в течение определенного срока исковой давности. ГК РФ в ст. 196, 197 предусматривает общий и специальные сроки исковой давности. Общий срок исковой давности установлен в три года. Сокращенные или более длительные сроки исковой давности могут быть установлены законом для отдельных видов требований.

   От сроков исковой давности следует отличать другие сроки, устанавливаемые законодательством, в частности сроки для осуществления самого права. Истечение этих сроков, называемых пресекательными, означает утрату права на определенное требование. Эти сроки, как правило, не могут быть продлены или восстановлены, порядок их исчисления отличается от порядка исчисления сроков исковой давности. К этим срокам относятся гарантийные сроки, сроки годности и службы, другие сроки, предусмотренные ст. 18 и другими статьями Закона «О защите прав потребителей». Если сроки исковой давности Законом не установлены, они определяются в соответствии с ГК РФ.

Информация о работе Защита прав потребителей