Защита прав потребителей в торговом обслуживании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы является: осветить права потребителя, на что он вправе рассчитывать, а также механизм применения законодательства.


Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить специальную литературу по теме курсовой работы;
- Рассмотреть понятие прав потребителя;
- Изучить значение прав потребителя;
- Проанализировать, как на практике действуют права потребителя при приобретении товара ненадлежащего качества;

Содержание

ВЕДЕНИЕ…………...……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ…………….5
§1.1 Понятие и сущность прав потребителя………….…………………….5
§1.2 Значение прав потребителя……………………………........................11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ ПРИ ПРЕОБРЕТЕНИИ ТОВАРА НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА………………………………………………..18
§2.1 Право о возмещении расходов… .…..…………………………………20
§2.2 Соразмерное уменьшение покупной цены…….……………………...21
§2.3 Замена товара……………………………………………………………22
ГЛАВА 3. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ.……………………………………27
§3.1 Основные органы по защите прав потребителя……………………..27
§3.2 Судебная защита………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

КАФЕДРА

____________________________________________________________________

(название кафедры,  см. примечание)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по_предмету:  _______ «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО»______________________

 

на тему: «Защита прав потребителей в торговом обслуживании»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Москва 2011-

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВЕДЕНИЕ…………...……………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ…………….5

           §1.1 Понятие и сущность прав потребителя………….…………………….5

          §1.2 Значение прав потребителя……………………………........................11

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ ПРИ ПРЕОБРЕТЕНИИ  ТОВАРА НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА………………………………………………..18

         §2.1 Право о возмещении расходов… .…..…………………………………20

         §2.2 Соразмерное уменьшение покупной цены…….……………………...21

         §2.3 Замена товара……………………………………………………………22

ГЛАВА 3. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ.……………………………………27

         §3.1 Основные органы по защите прав потребителя……………………..27

         §3.2 Судебная защита………………………………………………………..30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………………34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вся наша жизнь, с чем  бы мы не сталкивались, всегда связана, в основном, с правом. Сами того не осознавая, мы вступаем в различные  правоотношения обыденные для нас - это и товар, который мы покупаем в магазине (заключаем договор купли - продажи), садимся в общественный транспорт (становимся стороной в договоре перевозки), даже когда заходим в лифт - пользуемся коммунальными услугами. А кто не испытывал на себе тяжесть конфликтов с продавцом? Многим приходится неделями, а то и больше искать следы пропавшего груза. А с экранов телевизора нам рекламируют товары в яркой упаковке, а на деле пытаются вручить за большие деньги низкокачественную вещь. Да и в жизни мы, порой, не можем решить простой казалось - бы вопрос заменить телевизор даже в гарантийный срок. Все выше приведенное объединяет Закон “О защите прав потребителя”. Говоря об этой теме я не ошибусь сказав, что она остается в наше время весьма актуальной. Ведь прошло много лет с того момента когда наша экономика перешла на рельсы рыночных отношений открыв свободу частному сектору. Этот переход не был безболезненным, он сопровождался экономическими кризисами, что приводило к росту инфляции, спаду производства. Быстрый рост цен в 90-х годах привел к краху многие финансовые компании, позже банки лопались как мыльные пузыри, но результат был один - пострадавшие вкладчики. Людям выплачивали страховку по тарифам 1989 года, которые в условиях нарастающей инфляции - обесценились. Спад производства привел к наводнению рынка товарами ненадлежащего качества. Чтобы защитить потребителя, в 1992 году принят Закон “О защите прав потребителя”, но со временем в любых отношениях происходят изменения. Коснулось это и данного закона, многие нормы претерпели существенные изменения.

Цель данной курсовой работы является: осветить права потребителя, на что он вправе рассчитывать, а также механизм применения законодательства.

 

 

Для достижения этой цели необходимо решить следующие  задачи:

- Изучить  специальную литературу по теме  курсовой работы;

   - Рассмотреть понятие прав потребителя; 

   - Изучить значение прав потребителя;

   - Проанализировать, как на практике  действуют права потребителя  при приобретении товара ненадлежащего  качества;

   - И в заключение изучим защиту  прав потребителя.

Объект  исследования - законодательство РФ.

Предмет исследования - основные права потребителя.

В работе использованы такие методы, как: наблюдение, анализ документов, изучение законодательства РФ, а так же подробно изучена специальная литература.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ

§1.1 Понятие  и сущность прав потребителя

Не только один Закон “О защите прав потребителя” входит в законодательство. Оно включает в себя целую группу нормативных актов, как законов, так и постановлений Правительства регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства. Здесь переплетаются нормы различных отраслей права: государственного, административного, гражданского, уголовного. Перечень нормативных актов открывает Конституция РФ, где закрепляются права граждан на отдых, охрану здоровья, жилища, образования и т.д. [1, ст. 41]. Эти права имеют гарантии, так как созданы и функционируют государственные системы образования и здравоохранения, системы требований которые предъявляются к товарам, работам и услугам, обеспечивающих безопасность жизни потребителя, охрану окружающей среды, а также контроль и надзор за безопасностью товаров, работ и услуг. От наиболее существенных нарушений прав потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства.

Центральное место в регулировании отношений  связанных с потребителем занимает гражданское законодательство, а  именно нормы Гражданского Кодекса. В первой части ГК устанавливаются  правовые основы участия граждан и организаций в гражданском обороте, определяются основные условия заключения гражданско-правовых договоров [2]. В состав законодательства связанных с защитой прав потребителя входят нормативные акты разного правового уровня. Это Закон “О защите прав потребителей” и КоАП. Входят и иные правовые акты, это и указы президента и Постановления Правительства (например правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров) [3]. В таких актах законодательство всегда нуждается, так как отношения не стоят на месте, а постоянно развиваются и изменяются поэтому нужна постоянная корректировка. Нужно отметить так же, что только Правительство РФ имеет право принимать правила и инструкции регулирующие отношения с участием граждан-потребителей, и оно не вправе делегировать предоставленные ему права на принятие нормативных актов в этой сфере, Министерствам и ведомствам. В законодательстве можно выделить две группы нормативных актов, регулирующих по разному отношения. К первой группе можно отнести акты, где потребитель является непосредственным участником. К этой группе относятся нормативные акты которые закрепляют основные права потребителя на надлежащее качество товара, работ и услуг, их безопасность жизни и здоровья, в эту же группу входят акты регулирующие отношения в договорах купли-продажи, подряда, перевозки и так далее, эти же акты определяют последствия невыполнения договоров, или ненадлежащего исполнения, ответственность производителя работ, услуг, товаров и их продавца.

Ко второй группе можно отнести акты которые регулируют деятельность государственных органов, которые в своей деятельности определяют, например, требования предъявляемые к товарам, работам, услугам, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителя, охрану окружающей среды, а так же осуществляют контроль и надзор за соблюдением этих требований. К ним прежде всего относятся Законы РФ “О страховании” “О сертификации продукции и услуг”, “О стандартизации”. Они определяют, например, важные для потребителя положения (виды нормативных документов, которые устанавливают требования к качеству товаров, услуг, обязательные требования к качеству товара, так же подлежат сертификации, то есть подтверждение качества товара поступающего в торговый оборот независимо от изготовителя установленными государственными стандартами, об ответственности производителя товаров, работ и услуг, продавцов за нарушение обязательственных требований к их качеству и правил об обязательной сертификации. Так же, в законодательство входят и действуют Законы РФ “Об антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур”, “О естественных монополиях”, а так же ряд других нормативных актов. Можно добавить, что Правительством еще в 1992 году было принято Постановление “О поэтапном введении обязательной сертификации товаров (работ, услуг)” [4]. Так же был утвержден порядок подтверждения безопасности товара (работ, услуг) изготовителем (исполнителем, продавцом) товаров производимых в РФ и ввозимых на ее территорию. Здесь можно задать себе вопрос: При действии нескольких нормативных актов, какой имеет преимущественное значение? Согласно общим правилам ГК РФ имеет преимущественную силу при регулировании любых правоотношений в сфере гражданского оборота. В тоже время в ст.1 п. 1 Закона “О защите прав потребителя” сказано, что “отношения в области защиты прав потребителей регулируется ГК РФ, настоящим Законом и иными Федеральными Законами и правовыми актами”.

Из статьи вытекает, что в дополнении к правам предоставленным ГК, гражданин-потребитель пользуется, так же правами предоставленными Законом “О защите прав потребителей” [5]. Здесь можно сделать вывод, что ГК и рассматриваемый закон действуют в совокупности и дополняют друг друга. Что касается иных нормативных актов, Указов Президента и Постановлений Правительство определило перечень товаров не подлежащих обмену в ст. 25 п.1, и т.д. Отсюда следует вывод, что основные положения закона служат базой для всех остальных нормативных актов, которые издаются для дополнения данного закона, детализирующие и конкретизирующие его положения. Для того чтобы правильно понять и применить законодательство нужно, во-первых, определить круг лиц участвующих в отношениях с потребителем. Согласно закону потребителем, который имеет намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых нужд) не связанных с извлечением прибыли, является гражданин РФ, иностранцы или лица без гражданства. Права перечисленных граждан законом защищаются одинаково. Закон, как следует из определения не распространяется на юридических лиц, к ним в частности применяются нормы общегражданского законодательства. Такой разный подход к защите прав граждан и юридических лиц можно объяснить тем, что юридические лица защищаются профессионалами (интересы предприятия защищают юристы, экономисты и т.д.). Потребитель такой поддержки не имеет и вынужден защищаться самостоятельно. В этом случае государство берет на себя обязанность защищать интересы потребителей. Закон считает потребителем не только гражданина, который приобретает товар, услугу, но и того, кто этим товаром, услугой пользуется. Потребителем может быть не только тот кто приобрел работу, услугу или товар, но и кто только собирается это сделать (например; зашли мы в магазин обратились к продавцу с просьбой показать товар, и мы в этом случае являемся потребителями). Товар, работа, услуга для личных бытовых нужд определяется как товар (работа, услуга) приобретенный для личных нужд не связанных с извлечением прибыли. Приобретенным товаром (работой, услугой) могут пользоваться и другие граждане на законных основаниях с непосредственного согласия его приобретателя, прежде всего члены семьи. В ГК определяется что, это товар (услуга), рассматривается как личное, семейное, домашнее не связанное с предпринимательской деятельностью [2, ст.492]. Дальше в круге лиц следует изготовитель - организация, не зависимо от форм собственности, а так же индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям. Здесь сразу же надо сказать, что реализация товаров потребителю происходит не напрямую, а через торговые, оптовые предприятия, посредников. Если изготовитель сразу же реализует товар потребителю, то он будет считаться продавцом. Контрагентами потребителя могут выступать, как коммерческие организации, так и не коммерческие или иностранные юридические лица. Коммерческая организация- это организация для которой основной целью будет извлечение прибыли. Некоммерческая организация- не преследует цели извлечения прибыли, но может ее осуществлять если предусмотрено в их учредительных документах. Под предпринимательской деятельностью некоммерческой организации признается приносящее прибыль производство товаров и услуг отвечающим целям создания некоммерческой организации, а так же приобретение реализация ценных бумаг [2, ст.49, 52]. Но нужно выделить общее для этих организаций, для занятия определёнными видами деятельности, они должны иметь лицензию. Другим контрагентом может быть индивидуальный предприниматель, действующий без образования юридического лица и занимающийся предпринимательской деятельностью. Согласно ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К индивидуальному предпринимателю будут применяться правила которые регулируют деятельность коммерческих организаций. Из статьи следует, что товар должен производится для реализации потребителю, если он реализует товар (услуги) другому лицу, то такие отношения не подпадают под действие Закона “О защите прав потребителя”.

Следующим является продавец - это организация независимо от форм собственности, а так же индивидуальный предприниматель реализующий товар  по договору купли - продажи. Если товар  получен в организации другим путём (по договору мены, подряда), то нормы законодательства к отношениям между сторонами приниматься не будут.

И исполнитель - организация, которая выполняет  работы или оказывает услуги потребителям на основе возмездного договора. Основными  критерием является признак возмездности. Отношения потребителя и исполнителя возникают на основании заключаемых между ними договоров (перевозка, подряд).

Роль закона имеет большое значение, потому что  регулирует отношения, возникающие  между потребителем, исполнителем, продавцом, показывает механизм правоотношений возникающих связанных с потребителем. А так же устанавливает права потребителя.

Говоря об основных правах потребителя, нельзя не вспомнить речь Джона Кеннеди, где 15 марта 1962 президент США провозгласил 4 основных права потребителя: право на выбор, право на безопасность, право быть выслушанным, право на информацию. Затем в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН “Руководящие принципы защиты интересов потребителей” состоявшейся и принятой 9 апреля 1985 года, которая закрепила 8 основных прав потребителя добавив к вышеизложенным право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей, право на качество, право на возмещение ущерба. Почти все права нашли отражение в Российском законодательстве о защите прав потребителей. Потребитель имеет право на заключение договоров. В сегодняшнее время существуют такие договора как публичный, и договор присоединения. Публичный договор определяется как договор, заключенный с коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого кто к ней обратится [2, ст.426] (перевозка т/с общего пользования, услуги связи). Из статьи ГК видно, что все эти договора с участием граждан потребителей. Этот договор характеризует то, что с одной стороны выступает коммерческая организация, а с другой стороны физическое лицо или юридическое лицо, которое в данном договоре является потребителем товаров, работ, услуг. Но не каждая организация может быть признана субъектом публичного договора, а только та, которая специализируется на этом. Предметом такого договора выступает обязанность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг. Для таких организаций характерно то, что они не вправе по своему усмотрению выбирать партнера, ни решать вопрос о заключении договора, они не могут отказаться от заключения публичного договора. Если все таки коммерческая организация пытается уклонится от заключения договора, то другая сторона вправе обратится в суд с требованием о понуждении заключить договор и взыскать убытки. Так же коммерческая организация не вправе отдавать предпочтение кому-либо из обратившихся к ней в отношении заключения договора за некоторым исключением (ветеранов войны, инвалидов, и других категорий лиц). Согласно ГК Правительство может издавать правила, обязательные при заключении договоров, и их исполнении. Примером может служить Постановление Правительства РФ. Такое Постановление соответствует договору. В нем устанавливаются правила продажи отдельных видов товаров. Суть состоит в том, чтобы предотвратить продажу потребителю товара ненадлежащего качества согласно с этими правилами, торговые предприятия обязаны проверять качество товара до отправки его в торговый зал. Запрещается реализация товаров не только ненадлежащего качества, но и товаров которые не имеют товарного вида, у которых истек срок годности и реализации, не имеют документации по качеству (сертификата). Вторым договором связанным с потребителем, является договор присоединения [2, ст.428]. Условия такого договора определены одной из сторон в формулярах и могут быть приняты другой стороной не иначе, как путем присоединения к предложенному договору в целом. Договор присоединения выделяют две особенности: - договор т.е. его условия должны быть определены одной из сторон в формулярах и иных стандартных формах, - условия договора в соответствии определенным формам, могут быть приняты другой стороной не иначе, как путем присоединения к этим условиям. К такому виду относятся все виды договоров о продаже товаров, оказанию услуг для всех граждан потребителей.

 

§1.2 Значение прав потребителя

Основным  значением в правах потребителя  является законодательство РФ.

В ГК закреплен  принцип свободы договора т. е. стороны свободны в определении условий заключаемого договора. Этот принцип отражается в Законе “О защите прав потребителей”, который устанавливает, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (работу, услугу) качество которого соответствует договору. Значит, учитывая свободу договора, если стороны обмолвились о качестве товара и произошло нарушение такой договоренности, то это будет считаться как нарушение договора. Если стороны по каким либо причинам не оговорили условия о качестве, то продавец (исполнитель) должен передать потребителю товар, качество которого обычно соответствует требованиям к такого рода товарам [5, ст.4 п.2]. К тому же этот товар должен быть пригодным для использования по назначению. С другой стороны, если потребитель поставил в известность другую сторону о конкретных целях приобретения товара (услуги), и если этот товар (услугу) невозможно использовать для необходимых целей, тогда это будет считаться недостатком товара. Но свобода договора не означает, что качество должно зависеть от желания сторон. Ведь качество может устанавливаться в стандартах.

И если в договоре указано, что товар (услуга) должны соответствовать  обязательным требованиям стандартов, то переданный потребителю товар (услуга) должен соответствовать этим требованиям. Качество товара (услуги, работы) устанавливается в гос. стандартах, и тех. условиях предприятия изготовителя. Обратимся к Закону “О стандартизации”; все требования к качеству товаров определяются в нормативных документах по стандартизации. Содержание этих документов опирается на достижения науки, техники, международные стандарты. В Законе “О защите прав потребителей” сказано; что стандарт - это государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы, правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают требования к качеству товара (услуги, работы). К нормативным документам по стандартизации согласно закона относятся: государственные стандарты (ГОСТы), международные стандарты, стандарты отраслей (ОСТы), стандарты предприятий (СТПы), стандарты научно-технических, инженерных обществ. Требования качества установленные в ГОСТах подлежат соблюдению всеми государственными органами и субъектами осуществляющими предпринимательскую деятельность. Кроме того, пригодность товара может определятся в технических условиях эксплуатации. В такой документации определяются основные потребительские функции, область и условия применения товара. Кроме того, право потребителя на качество товара (работы) включает в себя кроме права на передачу качественного товара, гарантии поддержания этого товара в работоспособном состоянии. Товар (работа), как мы сами знаем, не могут использоваться вечно. Когда то он все равно выходит из строя. Тут следует определить какой же срок использования считается нормальным. Закон имеет такое понятие, как срок службы; это период времени в течении которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечить потребителю возможность использовать товар (работу ) по назначению и несет ответственность перед потребителем за возникшие в товаре существенные недостатки возникшие по его вине [5, ст.5 п.1]. Продолжительность срока службы определяется исходя из используемого материала, технологических возможностей и т.д. Срок службы товара измеряется единицами времени, или единицами измерения [5, ст.5 п.2]. Из закона видно, что установление срока службы - это не обязанность, а право. Если изготовитель по каким либо обстоятельствам не установил срок службы, то он будет нести ответственность за вред причиненный товаром в течении 10 лет со дня передачи потребителю. Существует два вида товаров; один перечень товаров утверждается Правительством; второй перечень включает товары не вошедшие в первый перечень. На эти товары изготовитель устанавливает срок службы сам. В отношении срока годности можно сказать, что это период времени по истечении которого товар считается непригодным к использованию [5, ст.5 п.4]. Такой срок устанавливается на продукты питания, медикаменты, парфюмерию и т.д. Продажа с истекшим сроком годности товаров не допускается. Закон предусматривает определенный период - это гарантийный срок. В течении этого периода времени изготовитель принимает на себя повышенные обязательства перед потребителем, то есть удовлетворяет требования потребителя в связи с обнаружением недостатка. Но как известно гарантийный срок не вечен, все равно наступает момент, когда он прекращает свое действие. Закон возлагает на изготовителя после окончания гарантийного срока обязанности по обеспечению после гарантийного обслуживания. Согласно закона, изготовитель обязан обеспечить ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации запасные части в необходимых для ремонта и тех. обслуживания, в объеме и ассортименте в течении срока производства товара и после снятия товара с производства в течении срока службы или в течении 10 лет с момента снятия товара с производства. Если изготовитель не выполняет таких обязанностей у него возникают следующие права.

Информация о работе Защита прав потребителей в торговом обслуживании