Защита прав потребителей в торговом обслуживании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы связана с тем, что в повседневной жизни граждане постоянно выступают в качестве потребителей: приобретают необходимые товары и продукты питания, обращаются в службы быта, ездят на транспорте, пользуются коммунальными и медицинскими услугами и т.п. В условиях рыночной экономики практически каждый гражданин, выступая в роли потребителя товаров, работ и услуг, нуждается в правовой защите своих нарушенных прав. Указанное обстоятельство обусловливает изучение норм действующего законодательства, регулирующих соответствующие права потребителя, и прежде всего, Закона РФ «О защите прав потребителей».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
1. Особенности защиты прав потребителей в торговом обслуживании......5
1.1 Основные права потребителей в торговом обслуживании….............5
1.2 Система способов защиты потребителей в торговом обслуживании…………………………………………………………10
2. Государственная и общественная защита прав потребителей в сфере торговли…………………………………………………………………...20
Заключение…………………………………………………………………........24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Защита прав потребителей в торговом обслуживании.docx

— 53.28 Кб (Скачать файл)

Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать:

- наименование технического регламента  или иное установленное законодательством  Российской Федерации о техническом  регулировании и свидетельствующее  об обязательном подтверждении  соответствия товара обозначению;

- сведения об основных потребительских  свойствах товаров, в отношении  продуктов питания сведения о  составе (в том числе наименование  использованных в процессе изготовления  продуктов питания пищевых добавок,  БАД-ах, ГМО) пищевой ценности, об условиях применения и хранения продуктов питания и др. Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;

- цену в рублях и условия  приобретения товаров;

- гарантийный срок, если он установлен;

- правила и условия эффективного  и безопасного использования  товаров;

- срок службы или срок годности  товаров, а также сведения о  необходимых действиях потребителя  по истечении указанных сроков  и возможных последствиях при  невыполнении таких действий, если  товары по истечении указанных  сроков представляют опасность  для жизни, здоровья и имущества  потребителя или становятся непригодными  для использования по назначению;

- адрес (место нахождения), фирменное  наименование (наименование) изготовителя (продавца, уполномоченной организации  или уполномоченного индивидуального  предпринимателя, импортера);

- информацию об обязательном  подтверждении соответствия товаров,  указанных в пункте 4 статьи 7 Закона "О защите прав потребителей";

- информацию о правилах продажи  товаров;

За нарушение права потребителя  на получение необходимой информации о товаре продавец несет не только имущественную ответственность, но и административную в виде штрафа (ст.14.8 КоАП РФ).

    1. Система способов защиты потребителей в торговом обслуживании

 

Следует различать понятия  формы и способа защиты. Форма  защиты прав - это регламентированный правом комплекс особых процедур, осуществляемых правоприменительными органами и самим  управомоченным лицом рамках правозащитного процесса и направленных на восстановление (подтверждение) нарушенного (оспоренного) права6.

Под способами защиты субъективных гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством  которых производится восстановление нарушенных прав и воздействие на правонарушителя7.

Способы защиты гражданских  прав перечислены в ст.12 ГК РФ. Данный перечень не является исчерпывающим, так  как предусматривает иные способы  защиты, предусмотренные законом.

По мнению А.П. Сергеева данный перечень едва ли можно признать научно обоснованным ввиду того, что некоторые  из указанных в нем способов защиты взаимно перекрывают друг друга, а форма защиты (самозащита) признана одним из ее способов. Тем не менее  закрепление в законе даже в таком  несовершенном виде наиболее распространенных способов защиты является полезной мерой, так как потерпевшие ориентируются  на возможный инструментарий средств  защиты своих нарушенных прав, что  облегчает их выбор8.

Глава II Закона "О защите прав потребителей" устанавливает  гарантии защиты прав потребителя при  заключении договора купли-продажи. нормы закрепленные в ГК РФ относящиеся к урегулированию отношений в сфере розничной купли - продажи, тесно переплетаются с положениями "Закона о защите прав потребителей.

Не все способы, перечисленные  в ст.12 ГК применяются РФ для защиты прав потребителей в торговом обслуживании.

Систему этих способов составляют следующие из них: самозащита; изменение  или прекращение правоотношения; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсация морального вреда, судебная защита.

Подробнее хотелось бы остановится  на основаниях прекращения и изменения  правоотношений. Основанием для прекращения или изменения правоотношения служит установление фактов, которые свидетельствуют об изменении или прекращении правоотношения. Например, продажа товара ненадлежащего качества, которая влечет за собой расторжение договора купли-продажи, то есть влечет прекращение правоотношения. Прежде всего следует определить как Закон трактует понятие "ненадлежащее качество". Закон не раскрывает это понятие лишь формулировками "недостаток" или "существенный недостаток".

Понятие «существенный недостаток»  формулируется в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", под которым понимается:

а) неустранимый недостаток товара (работы, услуги) - недостаток, который  не может быть устранен посредством  проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными  требованиями, предусмотренными законом  или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или  недопустимости использования данного  товара (работы, услуги) в целях, для  которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в  целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность  потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при  продаже товара по образцу и (или) по описанию;

б) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерных расходов, - недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают  стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования. В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств;

в) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, - недостаток, на устранение которого затрачивается  время, превышающее установленный  соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью  днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением  сторон не определен, - время, превышающее  минимальный срок, объективно необходимый  для устранения данного недостатка обычно применяемым способом;

г) недостаток товара (работы, услуги), выявленный неоднократно, - различные  недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых  в отдельности делает товар (работу, услугу) не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом  или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемым  требованиям) и приводит к невозможности  или недопустимости использования  данного товара (работы, услуги) в  целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в  известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу  и (или) по описанию;

д) недостаток, который проявляется  вновь после его устранения, - недостаток товара, повторно проявляющийся  после проведения мероприятий по его устранению.

Согласно п.1 ст.18 Закона "О  защите прав потребителей" потребитель, в случае продажи ему товара ненадлежащего  качества, если это не было оговорено  продавцом, вправе потребовать:

- потребовать замены на  товар этой же марки (этих  же модели и (или) артикула);

- потребовать замены на  такой же товар другой марки  (модели, артикула) с соответствующим  перерасчетом покупной цены;

- потребовать соразмерного  уменьшения покупной цены;

- потребовать незамедлительного  безвозмездного устранения недостатков  товара или возмещения расходов  на их исправление потребителем  или третьим лицом;

- отказаться от исполнения  договора купли-продажи и потребовать  возврата уплаченной за товар  суммы. По требованию продавца  и за его счет потребитель  должен возвратить товар с  недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные  настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Потребитель в случае обнаружения  в товаре недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи  и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар  этой же марки (модели, артикула) или  на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю  такого товара. По истечении этого  срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих  случаев:

обнаружение существенного  недостатка товара;

нарушение установленных  настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования  товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных  недостатков.

Согласно п.5 ст. 19 Закона РФ "О защите прав потребителей" в случаях, когда предусмотренный  договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении  гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные  ст.18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или  по причинам, возникшим до этого  момента.

Срок предъявления перечисленных  в ст.18 Закона "О защите прав потребителей" требований определяется положениями  закрепленными в ст. 19 вышеназванного закона, согласно которой потребитель  вправе предъявить требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации  или уполномоченному индивидуальному  предпринимателю, импортеру) в отношении  недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока  или срока годности.

Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления  которой товар пригоден к использованию.

Срок службы - в отличии  от срока годности истечение срока  службы товара не делает товар непригодным  к употреблению: извлечение полезных свойств товара по истечении срока  службы становиться риском потребителя, за который он несет ответственность  самостоятельно.

Истечение же срока годности товара предполагает полную непригодность  товара к употреблению.

Гарантийный срок - период, в  течение которого в случае обнаружения  в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация  или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны  удовлетворить требования потребителя, установленные статьей 18 Закона "О  защите прав потребителей".

В отношении товаров, на которые  гарантийные сроки или сроки  годности не установлены, потребитель  вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены  законом или договором. Гарантийный  срок товара, а также срок его  службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено  договором.

Согласно статье 470 Гражданского кодекса Российской Федерации гарантийный  срок может быть установлен в договоре купли - продажи. Поскольку договоры розничной купли - продажи, как правило, являются договорами присоединения (статья 428 Гражданского кодекса Российской Федерации), условия которых определяются продавцом, то и гарантийный срок в этих договорах соответственно устанавливается продавцом товара. При этом, согласно Гражданскому кодексу  Российской Федерации, в договоре может  устанавливаться гарантийный срок любой продолжительности.

Вместе с тем Законом "О защите прав потребителей" установлены  дополнительные по сравнению с Гражданским  кодексом Российской Федерации права  потребителей. Согласно Закону "О  защите прав потребителей" потребитель  вправе предъявить к продавцу требования, связанные с выявлением в товаре недостатков, в случае, когда эти  недостатки обнаружены в течение  гарантийных сроков, установленных  изготовителем

Таким образом, если гарантийный  срок на товар установлен изготовителем, то в договоре купли - продажи с  учетом пункта 7 статьи 5 Закона "О  защите прав потребителей" продавец вправе установить гарантийный срок на товар только большей продолжительности, чем установленный изготовителем  товара.

В случае устранения недостатков  товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар  не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения  потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня  выдачи его по окончании ремонта. При выдаче товара изготовитель (продавец, уполномоченная организация или  уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о  дате обращения потребителя с  требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара, о дате устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара.

Информация о работе Защита прав потребителей в торговом обслуживании