Защита прав потребителей в торговом обслуживании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы связана с тем, что в повседневной жизни граждане постоянно выступают в качестве потребителей: приобретают необходимые товары и продукты питания, обращаются в службы быта, ездят на транспорте, пользуются коммунальными и медицинскими услугами и т.п. В условиях рыночной экономики практически каждый гражданин, выступая в роли потребителя товаров, работ и услуг, нуждается в правовой защите своих нарушенных прав. Указанное обстоятельство обусловливает изучение норм действующего законодательства, регулирующих соответствующие права потребителя, и прежде всего, Закона РФ «О защите прав потребителей».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
1. Особенности защиты прав потребителей в торговом обслуживании......5
1.1 Основные права потребителей в торговом обслуживании….............5
1.2 Система способов защиты потребителей в торговом обслуживании…………………………………………………………10
2. Государственная и общественная защита прав потребителей в сфере торговли…………………………………………………………………...20
Заключение…………………………………………………………………........24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Защита прав потребителей в торговом обслуживании.docx

— 53.28 Кб (Скачать файл)

Возмещение убытков - распространенный способ защиты гражданских прав.

Согласно ч.2 ст.15 ГК РФ под  убытками понимаются расходы, которые  лицо, чье право нарушено, произвело  или должно будет произвести для  восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной  выгоды в размере не меньшем, чем  такие доходы.

В соответствии со ст.1095 ГК РФ и ст.14 Закона "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или  имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных  или иных недостатков товара, причем право на предъявление такого требования признается за любым потерпевшим  лицом, независимо состояло оно в  договорных отношениях с продавцом  или нет. С таким требованием потребитель имеет право обратиться в течение установленного срока годности или службы товара. Однако в Законе, как уже было отмечено ранее юридическое лицо не признается потребителем.

Если на товар должен быть установлен в соответствии с пунктами 2, 4 статьи 5 Закона "О защите прав потребителей" срок службы или срок годности, но он не установлен, либо потребителю  не была предоставлена полная и достоверная  информация о сроке службы или  сроке годности, либо потребитель  не был проинформирован о необходимых  действиях по истечении срока  службы или срока годности и возможных  последствиях при невыполнении указанных  действий, либо товар по истечении  этих сроков представляет опасность  для жизни и здоровья, вред подлежит возмещению независимо от времени его  причинения.

Вред, причиненный вследствие не предоставления полной или достоверной информации о товаре, подлежит возмещению лицами, указанными в пункте 1 статья 1096 ГК РФ, то есть он подлежит возмещению по выбору потерпевшего продавцом или изготовителем товара.

Согласно статьи 1082 ГК РФ суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное  за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные  убытки.

Таким образом, если в результате использования товара ненадлежащего  качества, либо вследствие предоставления недостоверной или непредставления  информации, потребителю причинен вред его здоровью, жизни, имуществу, продавец или изготовитель (по выбору потребителя), независимо от их вины обязаны возместить потребителю причиненные убытки.

Взыскание неустойки.

Согласно ст.330 ГК РФ Понятие  неустойки, под неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом  или договором денежная сумма, которую  должник обязан уплатить кредитору  в случае неисполнения или ненадлежащего  исполнения обязательства, в частности  в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему  убытков.

Согласно данной статьи кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности  за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Законодатель установил  ответственность продавца (изготовителя) за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 Закона "О защите прав потребителей" сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя  о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация  или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший  такие нарушения, уплачивает потребителю  за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере одного процента цены товара.

Компенсация морального вреда.

Моральный вред - вред, выражающийся в физических или нравственных страданиях, причиненный гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные  права либо посягающими на принадлежащие  ему нематериальные блага. Моральный  вред компенсируется в денежном выражении. Размер компенсации определяется судом, который учитывает характер и  глубину физических страданий, связанных  с индивидуальными особенностями  потерпевшего гражданина, степень вины причинителя, иные, заслуживающие внимания, обстоятельства. (ст.151 ГК РФ).

Причиненный моральный вред компенсируется в денежной форме. Размер компенсации определяется соглашением  сторон, а в случае спора судом  и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Требование о  компенсации морального вреда может  предъявляться самостоятельно или  вместе с имущественными требованиями. Следует также отметить, что в  связи с причинением морального вреда не могут быть обоснованы регрессные требования изготовителя (продавец не несет ответственности за действия третьего лица)

В статье 17 Закона "О защите прав потребителей" сказано о  том, что защита прав потребителей осуществляется судом, а иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его  жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора.

 

  1. Государственная и общественная защита прав потребителей в сфере торговли

 

Согласно п. 1 ст. 40 Закона "О защите прав потребителей" Государственный  контроль и надзор за соблюдением  законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей (далее - государственный  контроль и надзор в области защиты прав потребителей), осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области  защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" функции по контроля и надзору в сфере прав потребителей выполняет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Согласно п. 2 ст. 40 Закона "О защите прав потребителей" Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает:

проведение мероприятий, связанных  с контролем, - проверка соблюдения изготовителями (продавцами, уполномоченными  организациями или уполномоченными  индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам;

выдачу в пределах полномочий, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям (продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам;

в установленном законодательством  Российской Федерации порядке принятие мер по приостановлению производства и реализации товаров, которые не соответствуют обязательным требованиям (в том числе с истекшим сроком годности), и товаров, на которые  должен быть установлен, но не установлен срок годности, по отзыву с внутреннего  рынка и (или) от потребителя или  потребителей товаров, которые не соответствуют  обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей;

направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении  действия или об аннулировании соответствующей  лицензии в установленном законодательством  Российской Федерации порядке;

направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для  решения вопросов о возбуждении  уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением установленных  законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации прав потребителей;

обращение в суд с заявлениями  в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга  потребителей, а также с заявлениями  о ликвидации изготовителя (продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного  индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение  установленных законами и иными  нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.

Кроме того, Роспотребнадзор  вправе осуществлять иные функции в  установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены  федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или  Правительства РФ.

Согласно статье 45 Закона "О защите прав потребителей" Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с  уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством  Российской Федерации.

В форме общественные объединения  могут создаваться только некоммерческие организации, не преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления  своих уставных целей вправе:

участвовать в разработке обязательных требований к товарам, а также  проектов законов и иных нормативных  правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области  защиты прав потребителей;

проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров, а также  соответствия потребительских свойств  товаров заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные  акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а  также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

распространять информацию о правах потребителей и о необходимых  действиях по защите этих прав, о  результатах сравнительных исследований качества товаров, а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями  потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров не являются рекламой;

вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения  о принятии мер по повышению качества товаров, по приостановлению производства и реализации товаров, по отзыву с  внутреннего рынка товаров, не соответствующих  предъявляемым к ним и установленным  законодательством Российской Федерации  о техническом регулировании  обязательным требованиям;

вносить в органы прокуратуры и  федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении  к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров, не соответствующих предъявляемым  к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными  нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обращаться в органы прокуратуры  с просьбами принести протесты о  признании недействительными актов  федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

обращаться в суды с заявлениями  в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного  круга потребителей).

 

Заключение.

 

Законодательство, регулирующее отношения в сфере  защиты прав потребителей совершенствуется, вводятся новые понятия, оно адаптировано к рыночным условиям.

В целях устранения пробелов, существующих в действующем законодательстве в сфере защиты прав потребителей и рекламном законодательстве, необходимо внести следующие изменения и  дополнения в нормативные акты, регулирующие указанные сферы правоотношений.

В преамбулу Закона "О  защите прав потребителей" внести определение  понятия "необходимая информация". Под ней следует понимать любые  сведения о потребительских свойствах  товара (работы, услуги), интересующие потребителя в целях использования  приобретаемого товара (работы, услуги), а также продавце (изготовителе, исполнителе), доступные для восприятия потребителя и необходимые для  реализации и защиты им своих прав. Кроме того, необходимо выделить понятие "обязательная информация". Предусмотренный  ст.9, 10 Закона "О защите прав потребителей" перечень сведений, которые исполнитель  обязан предоставить потребителю, следует  рассматривать в качестве информации "обязательной", являющейся составной  частью информации "необходимой".

Информация о работе Защита прав потребителей в торговом обслуживании