Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 11:58, курсовая работа
Актуальность темы связана с тем, что в повседневной жизни граждане постоянно выступают в качестве потребителей: приобретают необходимые товары и продукты питания, обращаются в службы быта, ездят на транспорте, пользуются коммунальными и медицинскими услугами и т.п. В условиях рыночной экономики практически каждый гражданин, выступая в роли потребителя товаров, работ и услуг, нуждается в правовой защите своих нарушенных прав. Указанное обстоятельство обусловливает изучение норм действующего законодательства, регулирующих соответствующие права потребителя, и прежде всего, Закона РФ «О защите прав потребителей».
Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
1. Особенности защиты прав потребителей в торговом обслуживании......5
1.1 Основные права потребителей в торговом обслуживании….............5
1.2 Система способов защиты потребителей в торговом обслуживании…………………………………………………………10
2. Государственная и общественная защита прав потребителей в сфере торговли…………………………………………………………………...20
Заключение…………………………………………………………………........24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….26
Возмещение убытков - распространенный способ защиты гражданских прав.
Согласно ч.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В соответствии со ст.1095 ГК РФ
и ст.14 Закона "О защите прав потребителей"
потребитель имеет право на возмещение
вреда, причиненного жизни, здоровью или
имуществу потребителя
Если на товар должен быть
установлен в соответствии с пунктами
2, 4 статьи 5 Закона "О защите прав
потребителей" срок службы или срок
годности, но он не установлен, либо потребителю
не была предоставлена полная и достоверная
информация о сроке службы или
сроке годности, либо потребитель
не был проинформирован о
Вред, причиненный вследствие не предоставления полной или достоверной информации о товаре, подлежит возмещению лицами, указанными в пункте 1 статья 1096 ГК РФ, то есть он подлежит возмещению по выбору потерпевшего продавцом или изготовителем товара.
Согласно статьи 1082 ГК РФ суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.
Таким образом, если в результате
использования товара ненадлежащего
качества, либо вследствие предоставления
недостоверной или
Взыскание неустойки.
Согласно ст.330 ГК РФ Понятие неустойки, под неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно данной статьи кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Законодатель установил
ответственность продавца (изготовителя)
за нарушение предусмотренных
Компенсация морального вреда.
Моральный вред - вред, выражающийся
в физических или нравственных страданиях,
причиненный гражданину действиями,
нарушающими его личные неимущественные
права либо посягающими на принадлежащие
ему нематериальные блага. Моральный
вред компенсируется в денежном выражении.
Размер компенсации определяется судом,
который учитывает характер и
глубину физических страданий, связанных
с индивидуальными
Причиненный моральный вред компенсируется в денежной форме. Размер компенсации определяется соглашением сторон, а в случае спора судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Требование о компенсации морального вреда может предъявляться самостоятельно или вместе с имущественными требованиями. Следует также отметить, что в связи с причинением морального вреда не могут быть обоснованы регрессные требования изготовителя (продавец не несет ответственности за действия третьего лица)
В статье 17 Закона "О защите прав потребителей" сказано о том, что защита прав потребителей осуществляется судом, а иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора.
Согласно п. 1 ст. 40 Закона
"О защите прав потребителей" Государственный
контроль и надзор за соблюдением
законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации, регулирующих
отношения в области защиты прав
потребителей (далее - государственный
контроль и надзор в области защиты
прав потребителей), осуществляются уполномоченным
федеральным органом
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" функции по контроля и надзору в сфере прав потребителей выполняет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Согласно п. 2 ст. 40 Закона "О защите прав потребителей" Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает:
проведение мероприятий, связанных
с контролем, - проверка соблюдения
изготовителями (продавцами, уполномоченными
организациями или
выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписаний изготовителям (продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам;
в установленном
направление в орган, осуществляющий
лицензирование соответствующего вида
деятельности (лицензирующий орган),
материалов о нарушении прав потребителей
для рассмотрения вопросов о приостановлении
действия или об аннулировании соответствующей
лицензии в установленном
направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей;
обращение в суд с заявлениями
в защиту прав потребителей, законных
интересов неопределенного
Кроме того, Роспотребнадзор
вправе осуществлять иные функции в
установленной сфере
Согласно статье 45 Закона "О защите прав потребителей" Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.
В форме общественные объединения могут создаваться только некоммерческие организации, не преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
Общественные объединения
участвовать в разработке обязательных требований к товарам, а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров, а также соответствия потребительских свойств товаров заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
распространять информацию о правах
потребителей и о необходимых
действиях по защите этих прав, о
результатах сравнительных
вносить в федеральные органы исполнительной
власти, организации предложения
о принятии мер по повышению качества
товаров, по приостановлению производства
и реализации товаров, по отзыву с
внутреннего рынка товаров, не соответствующих
предъявляемым к ним и
вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров, не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
обращаться в органы прокуратуры
с просьбами принести протесты о
признании недействительными
обращаться в суды с заявлениями
в защиту прав потребителей и законных
интересов отдельных
Заключение.
Законодательство, регулирующее отношения в сфере защиты прав потребителей совершенствуется, вводятся новые понятия, оно адаптировано к рыночным условиям.
В целях устранения пробелов,
существующих в действующем законодательстве
в сфере защиты прав потребителей
и рекламном законодательстве, необходимо
внести следующие изменения и
дополнения в нормативные акты, регулирующие
указанные сферы
В преамбулу Закона "О
защите прав потребителей" внести определение
понятия "необходимая информация".
Под ней следует понимать любые
сведения о потребительских свойствах
товара (работы, услуги), интересующие
потребителя в целях
Информация о работе Защита прав потребителей в торговом обслуживании