Защита прав потребителей при продаже товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 01:48, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы состоит в том, чтобы изучить законодательство, регулирующее отношения связанные с защитой прав потребителей, определить его полноту, эффективность, а также обозначить проблемы, возникающие при осуществлении своих прав потребителями.

Содержание

Введение….…………………………………………………… ......…….......................3

1.Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей............5

2.Защита прав потребителей при продаже товаров.………………………………...…7

2.1 Право потребителя на безопасность товара.......................................................7

2.2 Право на полную и достоверную информацию о товарах и продавце............8

2.3 Право потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей...12

3. Государственная и общественная защита прав потребителей............……….……..14

Заключение……………………….....…………………......................…………………18

Список использованных источников…….....………………………......................…..21

Вложенные файлы: 2 файла

осн текст.docx

— 56.14 Кб (Скачать файл)

Сформировавшаяся система государственной  защиты прав потребителей не всегда позволяет эффективно организовывать работу в сфере обеспечения безопасности и качества продукции. Большой вклад в реализацию потребительской политики вносят общественные объединения потребителей (союзы, ассоциации, общества) потребителей, действующие на национальном уровне, уровне субъектов РФ, а также в муниципальных образованиях.

Общественная защита прав потребителей осуществляется организациями потребителей, которые создаются как по территориальному признаку (городские, районный, областные и др.), так и в зависимости от конкретного интереса группы потребителей (например, Общество потребителей автомобильной техники России; клуб потребителей «Привереда» и др.) Общества потребителей могут объединяться в союзы, конфедерации (например, Московский союз потребителей).

Такие общественные объединения  наделены правами (ст. 45 Закона):

проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров, соответствия потребительских свойств товаров информации о них; проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях и направлять их для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления; вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров, по приостановлению производства и реализации товаров, по отзыву с внутреннего рынка товаров, не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством РФ о техническом регулировании обязательным требованиям и др. Одним из распространенных мероприятий по защите прав потребителей является «контрольная закупка», основная цель которой - проверить, как работает продавец:пробивает ли он чеки, не допускает ли обмера, обвеса или обсчета покупателей.

На сегодняшний  день проводить контрольные закупки  вправе только представители Госторгинспекции. Сотрудники милиции этого права  были лишены Законом от 08.12.2003 № 161-ФЗ. На практике обычно организовываются совместные рейды, с привлечением в качестве помощников правоохранительных органов. Несмотря на проведенную административную реформу, регулирующий действия Госторгинспекции по проверкам, документ, на основании которого они проводятся, остался прежним - это постановление Правительства РФ от 14.07.1997 № 866 «О Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли РФ».

Если  в ходе контрольной закупки или  дальнейшей проверки торговой деятельности индивидуального предпринимателя  выявились нарушения, инспектор  составляет протокол об административном правонарушении. Затем руководитель территориального органа Госторгинспекции, в соответствии с порядком рассмотрения дел об административных правонарушениях, рассматривает дело предпринимателя и решает, штрафовать его или нет.

Так, если протокол подписал продавец, когда  самого индивидуального предпринимателя  на торговой точке не было, то суд  может признать данный факт существенным и отменить на этом основании решение контролирующего органа. Однако на составление протокола инспекторам отведено двое суток, поэтому в таких ситуациях опытные инспекторы в акте проверки делают запись: «Протокол составить немедленно после выявления нарушения не представляется возможным из-за отсутствия индивидуального предпринимателя/руководителя организации или его законного представителя». Если этой записи нет, то предприниматель сможет избежать уплаты штрафа, если арбитражный суд примет его сторону, поскольку, согласно п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ, протокол нужно составить сразу же после того, как выявлено нарушение. Если же такая запись сделана, то предпринимателю придется явиться в инспекцию, чтобы подписать этот документ через два дня после составления акта проверки. Некоторые предприниматели полагают, что штрафа можно избежать, попросту не явившись в назначенный срок в инспекцию. Это не так. Если не прийти в инспекцию, будет назначено административное расследование (ст. 28.7 КоАП РФ), которое может растянуться еще на месяц. За это время инспекция направит дело в МВД для поиска и принудительного доставления должника. В итоге подписать протокол все же придется. Однако предприниматель может подписать протокол (или акт проверки) с оговоркой: «С протоколом (или актом) не согласен».

Согласно  ст. 2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не предусмотрено иное. Если административное правонарушение не связано с предпринимательской деятельностью, индивидуальный предприниматель несет ответственность как гражданин3.

Таким образом, Закон РФ «О защите прав потребителей»  устанавливает важнейшие гарантии в правовом обеспечении защиты прав потребителей.

По сообщению  Роспотребнадзора, ежегодно 15 марта  под эгидой Всемирной организации  союзов потребителей (CI) отмечается Всемирный  день защиты прав потребителей!4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проведенного исследования можно отметить, что на сегодняшний день тема «Защита прав потребителя при продаже товаров» является одной из наиболее значимых в силу осуществления сильной потребительской политики, реформирования рыночных отношений, потому как в связи с этим возникла острая необходимость наведения порядка в части полного и достоверного информирования потребителей о товарах, их изготовителях, продавцах (как отечественных, так и зарубежных); необходимость в упорядочении государственной политики, обеспечении безопасности и качества товаров, работ, услуг.

Объектом исследования можно выделить:

- отношения, возникающие между потребителем и изготовителем, исполнителем, продавцом при продаже товаров;

- установление прав потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей;

- получение информации о товарах и об их изготовителе (продавце);

- государственная и общественная защита интересов потребителей и определение механизма реализации этих прав.

В настоящее время в РФ сформирована комплексная система норм и правил, направленная на защиту прав потребителей. Она призвана защищать интересы лиц, которые, не обладая специальными познаниями и возможностями в области прав, приобретают товары и услуги у профессионально подготовленных участников рынка, как предпринимателей.

Законодательство в области  защиты прав потребителей включает в  себя нормы разных законных и подзаконных  нормативных актов, основным из которых является Федеральный закон «О защите прав потребителей». Он регулирует отношения с участием потребителей, определяет права потребителей и механизм их реализации.

В сравнении с прежним законом  новая редакция Закона уточнила и  конкретизировала основные понятия, используемые законодательством в рамках возникающих  на потребительском рынке правоотношений.

В Законе «О защите прав потребителей»  уделяется большое внимание установлению и реализации таких прав, как: - право на удовлетворение основных нужд; - право на безопасность; - право на информацию; - право выбора; - право быть выслушанным; - право на возмещение; - право на потребительское просвещение; - право на здоровую окружающую среду.

Закон осуществляет защиту путем установления указанных прав потребителей и обязанностей продавцов, изготовителей, а также путем установления норм, регулирующих вопросы права потребителей при их нарушении и ответственность.

Дополнительной гарантией соблюдения прав потребителей является также то, что защита прав потребителя осуществляется не только конкретным лицом, чьи потребительские права нарушены, но и государственными и общественными организациями. Так, ФЗ «О защите прав потребителей» установил в этой области специальные полномочия для Федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей, иных федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, осуществляющие контроль за соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, за качеством и безопасностью товаров.

Основным и наиболее эффективным  способом защиты интересов потребителя  является обращение в суд. Учитывая особый характер потребительских отношений, российским законодательством установлен ряд условий при обращении потребителей в суд: альтернативная подсудность рассмотрения споров, то есть потребителю предоставляется право выбора предъявления исковых требований, а также освобождение потребителя от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав. В судебном порядке может быть взыскана не только стоимость товара, но и возмещены убытки в целом, причиненные потребителю, а также компенсация морального вреда, причиненного вследствие нарушения изготовителем (продавцом) прав потребителя, предусмотренные законами и правовыми актами РФ.

Четкое установление прав потребителей, порядка разрешения споров, сроков, размера ответственности способствуют тому, что в настоящее время  получили распространение и внесудебные  способы решения конфликтов: в  большинстве городов России при  местной администрации созданы  государственные органы по защите прав потребителей, которые служат реальным щитом на пути нарушения прав потребителей.

Действующим законодательством установлена  нормативная ответственность (гражданско-правовая (имущественная), административная, уголовная), которая создает серьезную гарантию от нарушения прав потребителей, несмотря на существующие пробелы в них.

Вместе с тем, имея продуманный, усовершенствующий Закон РФ «О защите прав потребителей», реализация соответствующих норм, на мой взгляд, во многом зависит от уровня правовой культуры потребителей. Так, например, в г. Саров давно работает Отдел по защите прав потребителей при администрации города, в практику которого вошла положительная тенденция - повышение уровня правовой культуры путем проведения семинаров, конференций, совещаний. Данные семинары, конференции проводятся для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан-потребителей как отдельно, по группам, так и вместе. Цель всех этих мероприятий – донести до всех групп правоотношений разъяснения по сложным, наиболее интересующим вопросам, касающихся области законодательства защиты прав потребителей.

Вторым, немаловажным пунктом работы Отдела являются публикации в местных городских газетах, статьи которых имеют аналогичную направленность. Отдел также подготавливает статьи выступлений на местном радио, что также немаловажно для тех, кто еще не знает о существовании такого органа либо не знает каким образом связаться с ним.

При поступлении жалоб потребителей на действия продавцов (например, по обвесу или обсчету граждан) работниками Отделов совместно с сотрудниками УВД проводятся рейды (так называемые «контрольные закупки») на данные торговые точки для выявления и пресечения подобных нарушений.

Существует ряд телепередач, таких, как «Экспертиза РТР», «Впрок», «Час суда», которые рассказывают о самых  насущных проблемах. Очень популярен и известен широкой массе журнал «Спрос», кстати говоря, аналог телепередач, «Стандарты и качество», «Домашний адвокат», которые целиком и полностью посвящены этой проблеме. Но, кроме этого журнала есть еще множество юридической литературы, с которой граждане просто не знакомы.

В заключении хочется отметить, что в настоящее  время в РФ сложилась комплексная  система норм, в области регулирования  прав потребителей, которая представляет собой серьезную гарантию защиты прав потребителей, а также при высоком уровне правовой культуры потребителя и продавца - способна реально обеспечить реализацию этих прав.

 

Список используемых источников

        1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. № 237.
        2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ Часть первая // Полный сборник кодексов РФ. - М.: «Информэкспо», Воронеж: изд. Борисова, 2005 г.
        3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ. Часть вторая // Полный сборник кодексов РФ. -М.: «Информэкспо», Воронеж: изд. Борисова, 2005 г.
        4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Полный сборник кодексов РФ. М.: «Информэкспо», Воронеж: изд. Борисова, 2005 г.
        5. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (с последующими изменениями и дополнениями) // «Российская газета» от 16 января 1996 г.
        6. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // «Российская газета» от 10 января 2000 г. № 5.
        7. Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» // «Российская газета» от 25 июня 1998 г.
        8. Закон РФ от 18.07.1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» // «Российская газета», 25.07.1995 г., № 142.
        9. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // «Российская газета» от 4 февраля 1998 г.
        10. Постановление Правительства РФ от 13 мая 1997 г. № 575 «Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков» // «Российская газета» от 23 мая 1997 г.
        11. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28 января 2005 г. № 0100/588-05-32 «О взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей в деле защиты прав потребителей»// Текст письма размещен на сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Internet (http://www.gsen.ru).
        12. Богдан В. Роль органов местного самоуправления в Защите прав потребителей // «Российская юстиция», 2003, №7.
        13. Гражданское право России. Обязательственное право: Курс лекций (Отв. ред. О.Н. Садиков). // М.: Юристъ, 2004 г.
        14. Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. Комментарий к Федеральному закону «О техническом регулировании» (постатейный). // «Юстицинформ», 2005 г.
        15. Дмитриев С.А. «Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ», апрель 2005 г., № 4.
        16. Журбин Б., «эж-ЮРИСТ», февраль 2005 г., № 7.
        17. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный) // отв. ред. Н.С. Михайлова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004 г.
        18. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2004 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» // Л.М. Колышкина, «Нормативные акты для бухгалтера», январь 2005 г.
        19. Корнилов Э. Закон о ЗПП // “Законность”, 1999, №12.
        20. Левшина Т.Д. Основы Законодательства о Защите прав потребителя. Юридическая литература. Курс лекций. Москва 1994 год.
        21. Макарова Е.Что покупателю хорошо, то фирме штраф // «Московский бухгалтер», март 2005 г.
        22. Мохов Г.А. Внимание: изменен Закон о защите прав потребителей // «Главбух», Отраслевое приложение «Учет в туристической деятельности», N 3, III квартал 2005 г.

Содержание.docx

— 12.10 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Защита прав потребителей при продаже товаров