Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:03, курсовая работа
Цель работы - всестороннее рассмотрение, характеристика и анализ земельного участка как объекта гражданских прав исследование правоотношений, возникающих по поводу земельного участка.
Для осуществления данной цели выполнялись следующие задачи:
определить юридическое понятие и признаки земли и земельного участка;
изучение нормативно-правовых актов, учебно-методической литературы и научных статей по данной теме;
выявление противоречий правового регулирования отношений по поводу земельного участка как объекта гражданских прав;
систематизировать и описать виды земельных участков в России;
исследовать правовой режим земельного участка как объекта гражданских правоотношений, определить его место в системе иных объектов гражданских правоотношений
ВВЕДЕНИЕ
1.Понятие и правовой режим земельных участков как объекта гражданского права……………………………………………………………….5
1.1. Общая характеристика объектов гражданского права………...5
1.2.Понятие земли и земельного участка в российском праве, их правовой режим………………………………………………………………………………7
2.Правовое значение классификации земель в Российской Федерации
2.1. Земли сельскохозяйственного назначения……………………..9
2.2.Земли лесного и водного фондов………………………………..11
2.3.Земли населенных пунктов………………………………………16
2.4.Земли особо охраняемых территорий и объектов………….....17
2.5.Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения……………………………………………………………………….18
3.Общая характеристика прав на земельный участок………….20
3.1. Вещные права на земельные участки……………………………20
3.2. Обязательственные права на земельные участки………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………......28
В современных правовых системах уже не ставится под сомнение факт наделения земельного участка свойством объекта гражданских прав. Таким образом, организация оборота земли соответствует объективно сложившимся в обществе экономическим отношениям и общему культурному и идеологическому уровню развития в конкретно определенный исторический период. В настоящее время остается по-прежнему актуальным высказанное более века назад мнение профессора К.П. Победоносцева6 о том, что в гражданском праве, в том числе в организации оборота земельных участков, гораздо более выражается начало государственное, общественное, экономическое.
Общественные отношения, объектом которых выступает земля, по объективным причинам регулируются различными отраслями современного российского права. Однако проблема их соотношения до сих пор широко обсуждается в научной литературе.7
2. Правовое значение
2.1 Земли сельскохозяйственного назначения
Глава 14 Земельного Кодекса РФ содержит понятие земель сельскохозяйственного назначения и особенности предоставления и изъятия таких земель. Так, п. 1 ст. 77 ЗК РФ к землям сельскохозяйственного назначения относятся земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
К нуждам сельского хозяйства, можно отнести ведение сельскохозяйственного производства; крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйств; садоводство; животноводство; оленеводство; огородничество; научно-исследовательскую; учебную деятельность и создание защитных насаждений.
Земли сельскохозяйственного назначения неоднородны по качеству почв и ландшафтным характеристикам. Земельные участки различаются по климатическим и другим природным условиям, местоположению, удаленности от дорог, других объектов инженерно-транспортной и производственной инфраструктуры.
С учетом подобных характеристик п. 2 ст. 77 ЗК РФ состав земель сельскохозяйственного назначения включает в себя: сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Сельскохозяйственные угодья – наиболее ценные земли, характеризуемые высоким естественным плодородием, либо мелиорированные земельные участки, необходимо выделить особенности использования сельскохозяйственных угодий: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Часть земель сельскохозяйственного назначения выделяется для размещения объектов инфраструктуры, необходимой для обслуживания сельскохозяйственного производства, и включает земли, занятые хранилищами сельскохозяйственной продукции, агрохимикатов, техническими средствами обработки почвы, предприятиями перерабатывающей промышленности, животноводческими комплексами.
С учетом особенностей ведения
сельского хозяйства, связанных
с постоянным проживанием граждан
в сельской местности, земли сельскохозяйственного
назначения выделяются для размещения
жилых объектов. На них могут быть
расположены отдельные
Временно не используемые
сельскохозяйственные угодья, а также
иные земли, выбывшие из сельскохозяйственного
оборота в результате добровольного
отказа граждан от земельных участков,
отсутствия наследников либо в результате
принудительного изъятия
Земли сельскохозяйственного
назначения, а также их состав применительно
к различным территориям
Данные о составе, структуре
и целевом использовании
За два последних десятилетия количество земли сельскохозяйственного назначения резко сократилось, а связано это с интенсивным изъятием земель для несельскохозяйственных нужд, что представляет серьезную угрозу сельскому хозяйству в целом. На данный момент мы наблюдаем, усиление мер охраны земель, в частности, перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию требует вынесения решения органа исполнительной власти субъектов РФ, а неиспользуемые земельные участки подлежат изъятию.
Характерной чертой правового режима земель сельскохозяйственного назначения являются требования, направленные на предупреждение сокращения площадей сельскохозяйственных угодий, охрану земель от деградации и обеспечение их рационального использования. Сохранение площадей сельскохозяйственных угодий обеспечивается установлением ограничений на их изъятие для несельскохозяйственных нужд - принцип поддержания целевого назначения земельных участков, что может быть запрещено после включения в перечень земель, использование которых для других целей не допускается, а перечень таких земель устанавливается в соответствии с законодательством субъектов РФ (ст. 79 ЗК РФ).
В соответствии с ЗК РФ (ст. 33) земельные участки, которые предоставляются гражданам для сельскохозяйственных целей, должны соответствовать нормам предоставления земельных участков, соответственно устанавливаемым для каждого вида сельскохозяйственного пользования.
2.2 Земли лесного и водного фондов
Земли лесного фонда физически и юридически неразрывно связаны с произрастающим на них лесом, их правовой режим определяется в совокупности земельным, гражданским и лесным законодательством, но основное место принадлежит Лесному кодексу РФ.
Содержание земельных правоотношений определяется интересами, целями и задачами охраны и использования лесов, как результат приоритет лесных отношений фактически лишает земли лесного фонда независимого положения как объекта гражданских правоотношений. Земельные отношения в пределах лесного фонда неотделимы от лесных и разделить лесопользование и землепользование фактически невозможно. Даже терминологически в лесном законодательстве земельные правоотношения, по сути, именуются лесными.
Объектом лесных, земельных и гражданских правоотношений применительно к лесному фонду выступают участки лесного фонда, т.е. выделенные в установленном порядке и предоставленные в границах лесного фонда гражданам и юридическим лицам земельные участки, покрытые и не покрытые лесом.
В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ лесной фонд объявлен федеральной собственностью, а в соответствии со ст. 12 его оборот не допускается. Данный запрет исключает установление права частной собственности за земли лесного фонда, в том числе в порядке приватизации. Невозможна также передача лесного фонда в муниципальную собственность.
При переводе лесных земель
в нелесные для использования
их в целях, не связанных с ведением
лесного хозяйства и
Право федеральной собственности на лесной фонд не является исключительным. Статья 19 Лесного кодекса РФ предусматривает, что в соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.
Важным принципом организации государственного управления лесным фондом является принцип несовместимости реализации функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и коммерческой деятельности. Их задача – регулировать лесопользование других субъектов права в интересах удовлетворения разнообразных потребностей, обеспечивать охрану и воспроизводство лесов.
В функции Федерального агентства лесного хозяйства и его территориальных органов входят предоставление участков лесного фонда в пользование, выдача разрешительных документов на заготовку и вывозку древесины и других лесных материалов. Агентство ведет государственный учет лесного фонда, осуществляет уход за лесом, а также мероприятия по охране лесов от пожаров, защите лесного фонда от вредителей и болезней леса. Федеральная собственность на лесной фонд не исключает активного участия субъектов РФ в государственном управлении.
Правовой режим земель лесного фонда неоднороден и определяется преимущественно двумя факторами: во-первых, существенные различия в правовом режиме возникают в зависимости от группы, к которой отнесены леса; во-вторых, различные правовые требования действуют на лесных и нелесных землях.
В соответствии со ст. 55 Лесного кодекса РФ выделяются леса первой, второй и третьей групп. К первой группе относятся леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, а также леса особо охраняемых территорий. Основные площади лесного фонда в лесах первой группы находятся в общем пользовании граждан и используются для рекреации, сбора ягод, грибов и других видов побочного лесопользования.
Леса второй группы выделяются в регионах с высокой плотностью населения с развитой сетью наземных транспортных путей, а также в регионах с недостаточными лесными ресурсами. Это также леса, расположенные, главным образом, в экономически освоенных регионах России, вблизи городов и промышленных центров. Леса второй группы выполняют водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные экологические функции, но одновременно имеют эксплуатационное значение. Здесь действуют скорее не запреты, а ограничения на лесопользование. Лесной фонд в лесах второй группы используется как для различных видов общего лесопользования граждан, так и может закрепляться за отдельными лесопользователями, в том числе лесопромысловыми организациями.
Леса третьей группы –
леса многолесных регионов, имеющие
эксплуатационное значение и использующиеся
для промысловой заготовки
Если для размещения объектов
требуются лесные земли, их использование
допускается в порядке перевода
лесных земель в нелесные для использования
их в целях, связанных с ведением
лесного хозяйства и
Водные объекты в пределах территории РФ, включенные или подлежащие включению в водный кадастр, образуют водный фонд. По определению Водного кодекса РФ водные объекты – это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима (ст. 1 Водного кодекса РФ). К которым относятся: поверхностные водные объекты, включая реки и водохранилища, ручьи и каналы, озера, болота и пруды, ледники и снежники, внутренние моря, территориальное море, подземные водные объекты, включая водоносные горизонты, бассейны подземных вод, месторождения подземных вод и естественные выходы подземных вод.
Водными объектами признаются
водоемы как естественного, так
и искусственного происхождения. Вместе
с тем не любое сосредоточение
вод на поверхности суши либо в
недрах будет считаться водным объектом.
Важным признаком водного объекта
является сохранение его гидравлической
связи с другими водными
Водный объект – юридическая абстракция и не совпадает с обыденным либо естественнонаучным понятием «водный объект». Юридически водный объект, в пределах водного фонда, представляет собой сложное неразрывное единство нескольких составных частей. Поверхностные водные объекты состоят из дна, покрывающих дно вод и прилегающих берегов.
Юридически водный объект как объект водных отношений имеет два смысла. В одних ситуациях это может быть целый водоем (например, использование всей реки для судоходства), а в других – его часть (водопользование для добычи полезных ископаемых). Но в обоих случаях объект регулируемых отношений именуется одинаково – водный объект.
Информация о работе Земельный участок как объект гражданских прав