Земельный участок как объект гражданских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - всестороннее рассмотрение, характеристика и анализ земельного участка как объекта гражданских прав исследование правоотношений, возникающих по поводу земельного участка.
Для осуществления данной цели выполнялись следующие задачи:
определить юридическое понятие и признаки земли и земельного участка;
изучение нормативно-правовых актов, учебно-методической литературы и научных статей по данной теме;
выявление противоречий правового регулирования отношений по поводу земельного участка как объекта гражданских прав;
систематизировать и описать виды земельных участков в России;
исследовать правовой режим земельного участка как объекта гражданских правоотношений, определить его место в системе иных объектов гражданских правоотношений

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Понятие и правовой режим земельных участков как объекта гражданского права……………………………………………………………….5
1.1. Общая характеристика объектов гражданского права………...5
1.2.Понятие земли и земельного участка в российском праве, их правовой режим………………………………………………………………………………7
2.Правовое значение классификации земель в Российской Федерации
2.1. Земли сельскохозяйственного назначения……………………..9
2.2.Земли лесного и водного фондов………………………………..11
2.3.Земли населенных пунктов………………………………………16
2.4.Земли особо охраняемых территорий и объектов………….....17
2.5.Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения……………………………………………………………………….18
3.Общая характеристика прав на земельный участок………….20
3.1. Вещные права на земельные участки……………………………20
3.2. Обязательственные права на земельные участки………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………......28

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 74.67 Кб (Скачать файл)

Дно и прилегающие берега поверхностных водных объектов образуют земли водного фонда. К землям водного фонда относятся также  полосы отвода гидротехнических сооружений, иных сооружений, связанных с пользованием водным объектом, а также земельные  участки, прилегающие к водным объектам и предназначенные для обслуживания и эксплуатации водохозяйственных  сооружений (плотин, ирригационных  систем, причалов, портов). Однако не все  водные объекты имеют в своем  составе земли водного фонда. Подземные водные объекты включают подземные воды и вмещающие их горные породы, а земли могут быть отнесены к другим категориям земель.

Дном признаются водопокрытые земли, постоянно или большую  чась времени находящиеся под  водой. К берегу относится полоса суши вдоль либо вокруг водного объекта, которая именуется также береговой  полосой или прибрежной защитной полосой. Ширина береговой полосы устанавливается  для каждого водного объекта  отдельно. Земли, прилегающие к внутренним морским водам и территориальному морю, именуются прибрежной полосой. Береговая полоса или прибрежная защитная полоса водных объектов одновременно составляет часть водоохранной зоны. Водоохранная зона за линией береговой  полосы (прибрежной защитной полосы) не относится к землям водного фонда, хотя правовой режим этих земель определяется интересами, связанными с охраной  и обеспечением рационального использования  соответствующих водоемов.

Почти 99% общей площади  приходится на водопокрытые земли. Вместе с тем работы по формированию этой категории земель продолжаются. Проводятся работы по переводу части земель, учтенных как земли водного фонда (занятые  межхозяйственными мелиоративными системами), в другие категории и  одновременно перевод земель иных категорий  в состав земель водного фонда. Примечательно, что пока лишь 38% водопокрытых земель учтены как земли водного фонда. В остальных случаях земли  водных объектов входят в состав других категорий земель.

В официальной статистике в качестве земель водного фонда  также не учтены дно и прилегающие  берега внутренних морей и территориального моря, хотя это противоречит водному  законодательству. Территорию Российской Федерации омывают 13, включая Каспийское море, морей, из которых Баренцево  и Охотское относятся к внутренним морям, остальные – к территориальному морю.

Не входят в состав водного  фонда обособленные водные объекты. К ним относятся замкнутые, небольшие  по площади и непроточные искусственные  водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими водными объектами. К таким объектам могут быть отнесены бассейны и иные скопления вод искусственного происхождения, имеющие гидроизоляцию либо не имеющие связи с другими поверхностно-водными объектами.

Экологическое состояние  водных объектов и земель водного  фонда в целом оценивается  как недостаточно благополучное. Наиболее опасна проблема загрязнения. Она вызвана  воздействиями хозяйственной деятельности как в пределах береговой полосы, так и на прилегающих землях на территории водосборов поверхностных  вод. Источниками загрязнения также  выступают производственные аварии. Серьезную озабоченность вызывает практика нарушения правового режима землепользования в водоохранных зонах, ведения запрещенных видов хозяйственной  деятельности, их застройка жилыми и иными объектами.

Как и в случае с лесным фондом, правовой режим земель водного  фонда определяется интересами охраны и рационального использования  вод. Земли юридически составляют единство с покрывающими их водами, и соответственно земельные отношения неразрывны с водными. Правовой режим земель водного фонда определяется как  земельным, так и водным законодательством. Основное место в системе этого  законодательства занимает Водный кодекс РФ.

Водные объекты могут  находиться только в государственной  собственности. Передача водных объектов, относящихся к государственной  собственности, в собственность  муниципальных образований, граждан  и юридических лиц не допускается. Невозможны приватизация водных объектов, в том числе земель водного  фонда, а также совершение других сделок, влекущих их отчуждение.

Государственное управление в области использования и  охраны вод, включая земли водного  фонда, возложено на МПР России и  его агентства, которое выполняет  свои функции по выдаче лицензий на водопользование, принятие схем комплексного использования и охраны водных объектов, разработка совместно с другими ведомствами нормативов предельно допустимых вредных воздействий, ведение мониторинга, государственного водного кадастра.

В целях охраны водных объектов от деградации водным и земельным  законодательством предусматривается  установление водоохранных зон с  режимом ограничений на хозяйственную  и иную деятельность. Водоохранная зона – территория, примыкающая  к акваториям поверхностных водоемов и водотоков, ширина которой определяется в зависимости от протяженности  водотоков или площади водоемов. Максимальная ширина водоохранных зон  – 500 м от уреза воды. Земли водоохранных зон могут относиться к различным  категориям земель – сельскохозяйственного  назначения, лесного фонда и др., образуя лишь в пределах прибрежной защитной полосы либо земель, занятых  гидротехническими или водохозяйственными сооружениями, земли водного фонда. Вместе с тем независимо от этого регулирование землепользования в пределах всех водоохранных зон осуществляется на комплексной основе, исходя из интересов охраны водных объектов.

Наиболее строгий режим  землепользования устанавливается  для прибрежной защитной полосы, где  запрещаются распашка земель, применение удобрений, выпас скота, размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство, движение автомобилей  и тракторов, кроме автомобилей специального назначения.

 

2.3 Земли населенных пунктов

 

Земли, на которых расположены  населенные пункты в законодательстве выделяются в самостоятельную категорию, именуемую землями поселений.

Поселение – это концентрированное  проживание людей на определенной территории, так в России все поселения  делятся на городские и сельские, в зависимости от численности  населения9.

Черта городских и сельских поселений является их административной границей, а земельные участки, расположенные  в пределах черты, образуют его территорию.

Так, городские поселения  подразделяются на сверхкрупные, крупнейшие, крупные, большие города, малые города и поселки. Самостоятельное место  занимают города федерального значения, которые по правовому статусу  приравнены к субъектам РФ. В особую категорию выделяются городские  поселения закрытых административно-территориальных  образований.

Сельские поселения бывают большими, средними и малыми.

С учетом многообразия интересов, с которыми связано землепользование в поселениях, земельным и градостроительным  законодательством предусматривается  проведение зонирования – деления  территорий городских и сельских поселений на зоны с определением видов использования для каждой зоны и необходимых ограничений. В соответствии со ст. 85 ЗК РФ и ст. 40 Градостроительного кодекса РФ земельные  участки в поселениях могут быть отнесены к следующим территориальным  зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного  использования;  специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

Документом, закрепляющим деление  территорий поселений, являются схемы  зонирования. Они являются составной  частью генеральных планов городских  и сельских поселений и обязательны  для исполнения и соблюдения. Не допускается отнесение одного земельного участка более чем к одной  зоне.

2.4 Земли особо охраняемых  территорий и объектов

 

Земельное законодательство выделяет в самостоятельную категорию  земли особо охраняемых территорий и объектов, на которых располагаются  природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, рекреационное, эстетическое и оздоровительное значение. Это – не затронутые хозяйственной деятельностью участки природы, сохранившие первозданную красоту, уникальные ландшафты, лесные массивы, выходы горных пород, экосистемы, имеющие ценность в качестве среды обитания редких и исчезающих видов животных и растений, природные объекты – свидетели исторических событий, места отдыха граждан.

В зависимости от цели создания, площади, естественных характеристик  особо охраняемые территории, комплексы  и объекты бывают различных видов. В число особо охраняемых территорий, комплексов и объектов входят заповедники, национальные и природные парки, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные  местности и курорты, зеленые  и пригородные зоны, памятники  садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, речные системы, водоохранные зоны, природные ландшафты, биологические  станции, микрозаповедники, особо ценные лесные массивы. Допускается создание иных видов охраняемых территорий, комплексов и объектов.

Состав земель особо охраняемых территорий и объектов определяется в зависимости от видов охраняемых территорий, комплексов и объектов, расположенных в пределах таких  земель. В него входят земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли.

Земли особо охраняемых территорий и объектов – составная часть  охраняемых природных комплексов наряду с находящимися в их пределах растительностью, водными объектами, животным миром. Правовое регулирование использования  и охраны земель и других природных  объектов таких территорий осуществляется взаимосвязанно в интересах охраны целостной экосистемы.

В пределах земель особо  охраняемых территорий разрешается  осуществление только тех видов  землепользования и хозяйственной  деятельности, которые не вызывают ухудшения состояния охраняемых объектов. Разрешенными видами деятельности являются организация и проведение научных исследований, просвещение, экологический мониторинг, в отдельных  случаях организация туризма  и отдыха. Допускается ведение традиционных видов хозяйственной деятельности в месте проживания коренных малочисленных народов Севера, Дальнего Востока и Сибири. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются предоставление садоводческих и дачных участков, строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередач, строительство и эксплуатация промышленных и жилых объектов, движение и стоянка механических транспортных средств и некоторые другие виды деятельности, а также разведка и разработка полезных ископаемых, рубка леса, в большинстве случаев охота и рыболовство, строительство жилых и хозяйственных объектов.

В интересах эффективного поддержания режима охраны, а также  учитывая ценность природных объектов особо охраняемых территорий, в их пределах применяются повышенные меры юридической ответственности, закрепленные в отдельных статьях Уголовного Кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях РФ.

 

2.5 Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли  для обеспечения космической  деятельности, земли обороны, безопасности  и земли иного специального  назначения.

 

Земли промышленности и иного  специального назначения в соответствии со статьей 7 Земельного Кодекса РФ составляют самостоятельную категорию  земель, так п. 1 ст. 87 ЗК РФ Землями  промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической  деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые  расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены  для обеспечения деятельности организаций  и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для  обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных  задач и права, на которые возникли у участников земельных отношений  по основаниям, предусмотренным настоящим  Кодексом, федеральными законами и  законами субъектов Российской Федерации.

Земли специального назначения неоднородны по своему составу, который определяет структура экономики и виды хозяйственной деятельности. Соответственно они включают:

  • земли промышленности,
  • земли энергетики,
  • земли транспорта,
  • земли связи, радиовещания, телевидения, информатики,
  • земли для обеспечения космической деятельности,
  • земли обороны и безопасности,
  • земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются ст.ст. 88-93 ЗК РФ и учитываются при проведении зонирования территорий.

В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых  условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, радиационно-опасных  и ядерно-опасных объектов, пунктов  хранения ядерных материалов и радиоактивных  веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями  использования земель.

Земельные участки, которые  включены в состав таких зон, у  собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев  и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может  быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий  те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Информация о работе Земельный участок как объект гражданских прав