Избирательная система РФ: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы: Конституция РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».
Граждане Российской Федерации по настоящему получили право «избирать и быть избранными» только с принятием Конституции России 1993 года. В предыдущие годы выборы по сути своей являлись безальтернативными, недемократическими. Государственная власть научилась использовать всю мощь государственного механизма для достижения собственных целей.

Содержание

ВВедение……………………………………………………………………. ...3
Глава 1 ПОНЯТИЕ ИЗбИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ………………………. 5
§1. Понятие и виды избирательных систем………………………….. 5
§2. Становление избирательной системы РФ………………………... 9
глава 2 СОВРЕМЕННАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ.…..…….....14
§1. Нормативно-правовое регулирование выборов Президента РФ..14
§2. Проблемы, перспективы развития, пути совершенствования избирательной системы РФ.....................................................................21
заключение………………………………………………………………….28
библиография…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсачик.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Вологодский государственный 

педагогическиЙ университет»

 

Юридический факультет

Кафедра конституционного, международного права и политологии.

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине  «Конституционное право Российской Федерации»

 

на тему: «Избирательная система РФ: проблемы и перспективы развития».

 

 

                                                                        студентка III курса дневного отделения,

                                                              группы «В» (договор)

                                                                        Олешева Елена Олеговна

 

             

                                                              

Научный руководитель –  старший преподаватель

Кафедры конституционного, международного права                                                                                                                                               

                                                                    и политологии А.В.Мальцев

 

 

                                                Дата сдачи:


                                            Дата рецензирования:


           Дата защиты: Оценка:


 

 

 

                                                           Вологда

2009

Оглавление

 

ВВедение……………………………………………………………………. ...3

Глава 1 ПОНЯТИЕ ИЗбИРАТЕЛЬНОЙ  СИСТЕМЫ………………………. 5

             §1. Понятие и виды избирательных систем…………………………..  5

             §2. Становление избирательной системы  РФ………………………... 9

глава 2 СОВРЕМЕННАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ.…..…….....14

 §1. Нормативно-правовое регулирование выборов Президента РФ..14

 §2. Проблемы, перспективы развития, пути совершенствования избирательной системы РФ.....................................................................21

заключение………………………………………………………………….28

библиография……………………………………………………………….31

Приложение………………………………………………………………….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы: Конституция РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».

     Граждане Российской Федерации по настоящему получили право «избирать и быть избранными» только с принятием Конституции России 1993 года. В предыдущие годы выборы по сути своей являлись безальтернативными, недемократическими. Государственная власть научилась использовать всю мощь государственного механизма для достижения собственных целей.

Немалую роль в предвыборных избирательных  компаниях стали играть средства массовой информации. Они умело формируют мнение граждан, подстегивают их к поддержке того или иного кандидата (партии). Контроль за центральными средствами массовой информации обеспечивает победу на выборах. Это наглядно было продемонстрировано на выборах как 1999 года, так и последующих. Думается, что такие выборы нельзя в полной мере назвать демократичными. Избирательная компания со стороны представителей государственной власти ведется отнюдь не демократичным способом: осквернение чести и достоинства возможных конкурентов; компроматы; использование госаппарата и государственных средств массовой информации сугубо в одностороннем порядке для выражения своих интересов.

Созданы опасные прецеденты манипулирования  мнением гражданам Российской Федерации, что отнюдь не идет на пользу развития демократии и государственности России.

Тема, рассмотренная в данной курсовой работе, является актуальной в настоящее  время, так как за прошедшие полгода произошли значительные изменения в избирательной системе, посредством изменения Конституции, таким образом, изменились азы государственного устройства в  целом и избирательного права и избирательной системы в частности. А для правильной оценки этих изменений необходимо рассмотреть модели избирательных систем, сравнить с современной российской избирательной системой.

Цель: Раскрыть тему: Избирательная система РФ: проблемы и перспективы развития.

Задачи: 1. Раскрыть понятие избирательной системы в целом и избирательной системы РФ в частности, рассмотреть подходы разных авторов к пониманию данного понятия;

       2. Рассмотреть исторический аспект проблемы: что было и перспективы;

       3. Состояние избирательной системы России на данном этапе: причины проблем и недоработок;         

       4. Перспективы развития, пути решения проблем;

       Состояние изученности этой проблемы в юридической литературе:  Тема об изменениях в избирательной системе в частности, еще недостаточно раскрыта, ввиду того, что изменения как таковые, произошли  именно в 2009 году. Однако непосредственно проблемой перспектив развития избирательной системы в своей литературе занимались такие ученые  - юристы, как Постников А. В., Кутафин О. Е., Авакьян С. А., Зуйков А. и другие.Таким образом, данная тема изучена и изложена в юридической литературе, но в связи с развитием общества и государства эта тема является актуальной и требует дальнейшего изучения и дополнения.

В данный момент, в связи с текущими изменениями в верховной  власти, в том числе в Основной закон  страны, стоит особенный ажиотаж  вокруг темы избирательной системы в России, разгораются споры. Тема активно изучается, появляются научные статьи, проводятся конференции.

Глава 1 ПОНЯТИЕ ИЗИРАТЕЛЬНОЙ  СИСТЕМЫ

§ 1. Понятие и виды избирательных  систем

 

В науке конституционного права словосочетание «избирательная система» употребляется в двух значениях: широком и узком.

Под избирательной системой в широком смысле понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе выборов органов государственной власти и местного самоуправления. Так понималась избирательная система в советский период.1 Так традиционно она понимается некоторыми учеными и в настоящее время.2 По существу, такой подход отождествляет избирательную систему и выборы.

Под избирательной  системой в узком смысле понимается лишь способ определения результатов выборов, т.е. заключительная стадия выборов. Конечно, применение той или иной избирательной системы оказывает влияние на всю организацию выборов, но главная суть избирательной системы - определение результатов выборов. 3

Существует несколько видов избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, кумулятивный вотум, единственного непередаваемого голоса и другие. Однако в мировой практике получили наибольшее распространение две избирательные системы: мажоритарная (от французского слова большинство») и пропорциональная, которые имеют много различных вариантов.

Избирательные системы, включающие в себя элементы мажоритарной и пропорциональной систем, называются смешанными избирательными системами.

Главная особенность  мажоритарной избирательной   системы состоит в том, что избранными считаются те кандидаты (список кандидатов), которые получили большинство голосов избирателей. Различаются три разновидности мажоритарной системы: мажоритарная система а) относительного; б) абсолютного; в) квалифицированного большинства.

Мажоритарная  система относительного большинства  - это система, при которой избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший по сравнению с другим наибольшее количество голосов, независимо от того, сколько избирателей проголосовало против этого кандидата. Такая система используется при выборах представительных органов, например, в США, Великобритании, Индии.

В нашей стране по мажоритарной избирательной системе  до 2002 г. избиралось большинство представительных органов субъектов РФ и местного самоуправления.4

Мажоритарная  система абсолютного большинства  (действует во Германии и некоторых других странах, до 1993 г. действовала в России) предусматривает, что победитель-кандидат (список кандидатов) на выборах должен получить более половины всех признанных действительными голосов (50% плюс один голос как минимум).

Если ни один кандидат не получает более половины голосов, то обычно проводится второй тур голосования, для участия в котором, как правило, допускаются только два кандидата, собравшие наибольшее число голосов в первом туре. В результате того, что количество кандидатов сокращается до двух, одному из них легче набрать абсолютное большинство голосов.5

Пропорциональная  избирательная система - это такая система, в основе которой лежит принцип распределения депутатских мандатов пропорционально полученному каждым списком кандидатов числу голосов избирателей. Пропорциональная система используется при проведении выборов депутатов в представительные органы государственной власти, когда и них принимают участие политические партии, которые формируют списки своих кандидатов по многомандатным округам.

Распределение депутатских  мандатов при пропорциональной системе осуществляется в ряде стран путем установления избирательной квоты (избирательного метра). Ее получают в результате делении общего количества поданных и признанных действительными голосов на число выборных мандатов, приходящихся на данный избирательный округ.

После распределения  мандатов между партийными списками, встает вопрос о порядке определения конкретных кандидатов, которые получат мандаты депутатов. Дело в том, что, как правило, в списке кандидатов больше, чем полученных мандатов по результатам голосования. Известны две системы:   «жестких» и «мягких» списков.

При «жестких»  списках очередность кандидатов определяется партией уже при  формировании списка: депутатами становятся в порядке очередности, указанной в списке.

При «гибких» списках  избирателям предоставляется возможность  изменить порядок, очередность расположения кандидатов путем преференциального (от французского слова «предпочтение») голосования. Особенность преференциального голосования состоит в том, что избиратель имеет право указать, в какой очередности должны предоставляться мандаты кандидатам внутри партийного списка, в случае, если этот список набрал необходимое количество голосов.6

В ряде стран  при применении пропорциональной избирательной  системы действует заградительный барьер.

В этом случае партии, получившие меньший процент голосов, чем это устанавливает закон, не допускаются к распределению депутатских мандатов, хотя бы они и получили в тех или иных округах или в целом в общегосударственном округе такое число голосов, которое достаточно для избрания небольшого числа депутатов. Заградительный барьер неодинаков в разных странах. Для избирательных блоков обычно устанавливается повышенный процент по сравнению с партиями. 1

На выборах в Государственную  Думу РФ в 1998, в 1999 и 2003 гг. действовал 5% заградительный барьер.  Новый Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» закрепил пропорциональную систему выборов, установил 7%-ный заградительный барьер.2

Заградительный  барьер предназначен для того, чтобы  в парламенте были представлены крупные партии, имеющие существенное влияние среди населения, чтобы депутаты в парламенте не дробились на многочисленные группы в связи с мелкими и мельчайшими интересами. Он преследует также цель, чтобы правительство опиралось в парламенте на определенные крупные партии, а в парламентских республиках и парламентских монархиях—на партийное большинство. Заградительный барьер, конечно, искажает пропорциональную избирательную систему, смысл которой состоит в справедливом распределении мест между партиями, но его оправдывают необходимостью.

Противники пропорциональной системы в качестве одного из ее недостатков указывают обезличенность партийных списков. Ведь избиратели голосуют за списки, составляемые партиями, т.е. за партию, за их лидеров, а не за конкретных депутатов.

Правда, как  уже говорилось, в ряде стран существуют различные способы преодоления обезличивания партийных списков при голосовании избирателей, обеспечения такого положения, чтобы и при пропорциональной избирательной системе избиратель мог высказать свое мнение в отношении конкретных кандидатов. Одним из таких способов является преференциальное голосование, когда избиратель указывает, в каком порядке должны представляться мандаты внутри списка.

Есть страны, в которых допускается так называемое панашивание (от французского глагола panacher - перемешивать, придавать пестроту, разнообразие), когда избиратель может подобрать кандидатуры, за которые он хочет отдать свой голос, из разных списков и объединить их в новый список, составленный им самим в день голосования. Панаширование - предоставление избирателю возможности составить самому избирательный список, подбирая кандидатов из других списков.7

Информация о работе Избирательная система РФ: проблемы и перспективы развития