Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 12:21, курсовая работа
Актуальность темы: Конституция РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».
Граждане Российской Федерации по настоящему получили право «избирать и быть избранными» только с принятием Конституции России 1993 года. В предыдущие годы выборы по сути своей являлись безальтернативными, недемократическими. Государственная власть научилась использовать всю мощь государственного механизма для достижения собственных целей.
ВВедение……………………………………………………………………. ...3
Глава 1 ПОНЯТИЕ ИЗбИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ………………………. 5
§1. Понятие и виды избирательных систем………………………….. 5
§2. Становление избирательной системы РФ………………………... 9
глава 2 СОВРЕМЕННАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ.…..…….....14
§1. Нормативно-правовое регулирование выборов Президента РФ..14
§2. Проблемы, перспективы развития, пути совершенствования избирательной системы РФ.....................................................................21
заключение………………………………………………………………….28
библиография…………………………………………………………
В целях упорядочения системы избирательного законодательства представляется необходимым «развести» по разным законодательным актам процедуры проведения выборов и референдумов в РФ, хотя во многом они схожи. Выборы и референдум - две разные формы народовластия, имеющие разные задачи. Основным доводом в обоснование данного предложения может служить не столько необходимость «разгрузить» избирательное законодательство, сколько возможность повышения гарантий прав граждан на проведение референдума: сложность действующего Рамочного закона, содержащего в одних и тех же статьях (каждая из которых может превышать 10 страниц текста) нормы о выборах и референдумах, значительно затрудняет понимание и возможность применения закона для граждан — инициаторов и участников референдумов.
На первый взгляд предложение включить в систему избирательного законодательства как избирательный кодекс, так и иные законодательные акты выглядит нелогичным, поскольку законодатель, стремясь к кодификации той или иной отрасли законодательства, включает в кодексы все (как в Уголовный кодекс РФ) или подавляющее большинство норм, регулирующих правоотношения в определенной сфере. В то же время в каждом (кроме УК РФ) кодексе имеется норма о его приоритете перед иными нормативными правовыми актами в данной сфере, то есть само по себе наличие кодекса не исключает возможности принятия законов, регулирующих конкретные правоотношения. Необходимость принятия на данном этапе развития избирательного законодательства и иных, наряду с кодексом, законодательных актов диктуется прежде всего важностью избирательно-правовых отношений, а также в немалой степени — необходимостью укрепления гарантий прав участников избирательного процесса, в том числе избирательных органов, политических партий, наблюдателей. Когда отношения урегулированы законодательно, у субъектов избирательного процесса больше возможностей их защиты от злоупотреблений. Четко систематизированное избирательное законодательство было бы более доступным для рядового избирателя и, несомненно, способствовало бы повышению правовой культуры избирателя. Отточив и упростив «язык закона», законодатель может добиться большей активности граждан, знающих закон (трудно представить, чтобы гражданин, не имеющий специального образования, смог разобраться в «дебрях» нынешнего избирательного законодательства), а также повышения доверия граждан к выборам. Если большее число граждан будут доверять результатам выборов, это привлечет их к участию в избирательных кампаниях, то есть увеличит представительство в выборных органах государственной власти и местного самоуправления, в том числе участие молодежи, как основного желаемого контингента. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Избирательная система – понятие сложное и ёмкое, оно включает в себя сами выбора, законодательство о выборах, общественные отношения, складывающиеся в процессе выборов. В мировой практике существует несколько видов избирательных систем и каждое государство выбирает свой.
Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.
Итак, в течение весьма короткого промежутка времени скромный по своим юридическим масштабам и политической роли институт, связанный с правом голоса граждан и их электоральной правосубъектностью, постепенно оформился в весьма сложный межотраслевой комплекс норм и институтов, гарантий и процедур, претендующий стать и быть политической конституцией страны. Причем, в становлении избирательной системы имеет место цикличность развития: так, каждая избирательная кампания предполагает принятие новых законов о выборах, усовершенствование старых.
Выборы из формальной, точнее административной, процедуры голосования превратились в политический институт. Волеизъявление граждан, выраженное в форме электоральных предпочтений, стало неотъемлемой частью механизма публичного властвования и управления.
Нормы современного избирательного права РФ в целом характеризуются демократичностью, формальным соответствием международным избирательным стандартам, детализированностью, закреплением достаточно высокого статуса избирательных органов. Но наряду с указанными можно отметить и недостатки: нестабильность, несистематизированность, обилие процедурных (инструктивных) норм, громоздкость, соединение в одном законе норм избирательного и референдумного права; соответствие норм российского избирательного права букве, но не духу международных избирательных стандартов; отсутствие четкого разграничения предметов ведения федерального, регионального и местного уровня в сфере выборов.
Указанные негативные характеристики в немалой степени умаляют положительные черты российского избирательного права — наличие демократических принципов проведения выборов; закрепление гарантий избирательных прав граждан на каждой стадии избирательного процесса; гарантий контроля, в том числе финансового, при проведении выборов; вовлеченность в избирательный процесс политических партий, наличие независимых избирательных органов.
По мере развития российской государственности правовые нормы, в том числе регулирующие избирательно-правовые отношения, не должны оставаться неизменными. Несмотря на то, что избирательное законодательство отличается нестабильностью, оно нуждается в совершенствовании.
И наконец, я представила направления деятельности, действуя в пределах которых, можно как можно скорее придти к практически совершенной избирательной системе с РФ: совершенствование законодательства на всех уровнях, создание избирательного кодекса, воспитание правовой культуры электората в частности среди молодежи, потому что от уровня знаний об избирательной системе и общего развития правовой культуры молодежи сегодня будет зависеть легитимность и эффективность осуществления государственной власти в России в обозримом будущем, потому что нынешнее молодое поколение завтра может стать депутатами и должностными лицами органов публичной власти; а также создание эффективной системы избирательных комиссий, наконец, ужесточение ответственности за лоббизм и коррупцию в сфере избирательного права; обеспечение прозрачности процедуры выборов и подсчета голосов, допуск СМИ.
БИБЛИОГРАФИЯ
I. Законодательство и официальные документы
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрат - Издат, 2009. – 50с.
2. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФЗ «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2004. - № 27. - Ст. 2710.
3. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
4. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // СЗ РФ. - 2002. - № 24. - Ст. 2253.
5. Федеральный закон от 20 декабря 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2005. - № 21. - Ст. 1919.
6. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2003. - № 2. - Ст. 171.
7. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
8. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95 -ФЗ «О политических партиях» // СЗ РФ. - 2001. - № 29. - Ст. 2950.
9. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» // СЗ РФ. - 2003. - № 2. - Ст. 172.
II. Учебники, статьи из журналов
Приложение 1
Таблица 1. Президентские выборы в России и развитие законодательства
Дата выборов |
Этапы развития |
Основная нормативная база |
Победитель |
12 июня 1991 г. (первые) |
1-й этап |
• Конституция РСФСР 1978 г. (в ред. от 24 мая 1991 г.); • Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1096-1 «О выборах Президента РСФСР»; • Закон РСФСР «О Президенте РСФСР» • иные законы и подзаконные акты |
Ельцин Б.Н. |
16 июня 1996 г. (очередные) |
2-й этап |
• Конституция РФ 1993 г.; • Федеральный закон от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»; • Федеральный
закон от 17 мая 1995 г. № 76-ФЗ
«О выборах Президента • иные федеральные законы и подзаконные акты |
Ельцин Б.Н. |
26 марта 2000 г. (внеочередные — в связи с отставкой) |
3-й этап |
• Конституция РФ 1993 г.; • Федеральный закон от 17 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 30 марта 1999 г.); • Федеральный
закон от 31 декабря 1999 г. № 228-ФЗ
«О выборах Президента • иные федеральные законы и подзаконные акты |
Путин В.В. |
14 марта 2004 г. (очередные) |
4-й этап |
• Конституция РФ 1993 г.; • Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 4 июля 2003 г.); • Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»; • иные федеральные законы и подзаконные акты |
Путин В.В. |
2 марта 2008 г. (очередные) |
5-й этап |
• Конституция РФ 1993 г.; • Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 24 июля 2007 г.); • Федеральный
закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ
«О выборах Президента • иные федеральные законы и подзаконные акты |
Медведев Д.А. |
Март 2012 г. |
Вопрос о дальнейших перспективах развития законодательства о выборах Президента РФ пока остается открытым |
Информация о работе Избирательная система РФ: проблемы и перспективы развития