Избирательное право, как подотрасль конституционного права: общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы автор ставит выявление особенностей регулирования института выборов в России. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи, решив которые мы сможем сложить целостное представление о рассматриваемом вопросе.
1. Проанализировать нормативную базу по данной проблеме, проследить историю ее изменений;
2. Рассмотреть научную и учебную литературу по данной проблеме, и на основе нее выделить особенности российского пути развития избирательного права;
3. Сформулировать собственную точку зрения на проблемы российского законодательства по данной отрасли права.

Вложенные файлы: 1 файл

Избирательные системы_КП по избирательному праву_Ермакова_2012.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)


Введение

Последние два десятилетия с момента развала Советского Союза, проходит процесс демократизации всех институтов нашего российского общества. Не обошел стороной этот процесс такую сферу правоотношений, как выборы.

Особенно активно реформация законодательства в этой области началась в 2000-е годы, за этот период был принят колоссальный  массив правовых актов, регулирующих процедуру выборов, что в свою очередь породило не поддельный интерес к данной отрасли законодательства, поскольку от его состояния, во многом зависит расстановка политических сил, формирование и работа представительных органов, стабильность политической системы в целом. В связи с этим большое количество известных юристов принялись анализировать состояние избирательного права России, составлять свое мнение об этой отрасли права, прогнозировать дальнейшее изменение. Среди них можно выделить таких как, Любарев А. Е., Постников А. Е., Князев С., Кынев А., Дмитриев Ю.А. и другие представители.

Как и в любой другой отрасли права, Россия не могла пойти по обычному пути развития в силу своего исторического, политического опыта. Поэтому избирательное право России намного сложнее для понимания нежели аналогичная отрасль права европейских государств. Факт приведенный выше натолкнул автора к изучению именно данной отрасли законодательства, так как по достаточно спорным вопросам можно формировать свою точку зрения, или позицию, в отличие от тем которые изучены досконально, в которых лишь приходиться соглашаться с видными ученными, которые не первые год занимаются своими разработками.

Целью данной работы автор ставит выявление особенностей регулирования института выборов в России. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи, решив которые мы сможем сложить целостное представление о рассматриваемом вопросе.

1.      Проанализировать нормативную базу по данной проблеме, проследить историю ее изменений;

2.      Рассмотреть научную и учебную литературу по данной проблеме, и на основе нее выделить особенности российского пути развития избирательного права;

3.      Сформулировать собственную точку зрения на проблемы российского законодательства по данной отрасли права.

При исследовании материалов по данной теме, автор использует такие методы, как эмпирический метод, а именно изучение законодательства. Метод теоретического исследования, анализ и синтез, конкретизация, аналогия, обобщение, контент-анализ.

Глава 1. Избирательное право, как подотрасль конституционного права: общая характеристика

1.1. Избирательное право, предмет, метод, место в системе российского права

Понятие избирательного права может быть истолковано исходя из двух смыслов понимания данного термина 1) в объективном смысле избирательное право представляет собой систему правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных государственных органов власти, т.е.  избирательную систему; 2) в субъективном смысле это право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, это определение понимает под собой наличие у гражданина активного и пассивного избирательного права, соответственно.[1]  Предметом избирательного права являются совокупность общественных отношений, регулируемых избирательным правом. Предмет избирательного права является одной из важнейших характеристик данной подотрасли конституционного права.

Под методом избирательного права следует понимать совокупность юридических приемов и средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющее предмет.[2] Вместе с предметом метод служит юридическим критерием квалификации избирательного права, выделения избирательного права в самостоятельную отрасль. Основные черты метода правового регулирования состоят в том, что он является инструментом государственного воздействия на соответствующие общественные отношения, объективно нуждающиеся в таком воздействии; обусловлен характером социально-правовой среды, то есть единым предметом правового регулирования; имеет специфическую в общесоциальном плане материально-правовую основу в виде установленных или санкционированных государством юридических правил (норм), система которых образует российское право. Для децентрализованного метода регулирования, используемого в избирательном праве, характерно равноправие участников избирательных правоотношений; автономия участников избирательных правоотношений, которая означает способность субъекта права свободно (независимо от других) формировать свою волю на участие в избирательных действиях; самостоятельность избирательных правоотношений: например, кандидат может самостоятельно распоряжаться денежными средствами избирательного фонда, нести ответственность за нарушение избирательного законодательства, возмещать ущерб (как моральный, так и материальный), причиненный его неправомерными действиями. В избирательном праве используется и метод централизованного, императивного, правового регулирования. В этом случае правоотношения строятся на принципах субординации, подчиненности. Субъекты, выполняющие властные функции, действуют самостоятельно в пределах предоставленных им полномочий (избирательные комиссии всех уровней). Одним из признаков, свойственных публично-правовому методу, является позитивное обязывание, которое находит выражение в подготовке и издании актов, регламентирующих общие подходы, задачи, цели, функции конкретного органа или выполняет роль конкретного индивидуального предписания на совершение конкретных юридически значимых действий. В юридической литературе отмечается, что в комплексных отраслях права, в зависимости от характера регулируемых отношений, данные методы встречаются в различных вариантах и сочетаниях.

Общественные отношения, включаемые в предмет избирательного права, опосредуют осуществление и защиту права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также процедуру реализации этого права в процессе организации и проведения выборов и в межвыборный период[3].

В предмет избирательного права не входят общественные отношения, возникающие в связи с отзывом депутатов и выборных должностных лиц. За рамки избирательного права выходят также и общественные отношения по вопросам организации и проведения референдумов. Правовое регулирование указанных общественных отношений осуществляется в рамках соответствующих институтов конституционного права.

В субъектном составе данных отношений основная роль принадлежит носителям субъективного избирательного права, поскольку реализация последнего выступает в качестве цели правового регулирования, осуществляемого на основе соответствующих норм, образующих рассматриваемую комплексную отрасль права.

Будучи систематизированными в рамках нормативных правовых актов и классифицированными по определенным критериям, данные нормы образуют систему избирательного права и являются его источником.

По юридической силе нормы избирательного права подразделяются на законы и подзаконные акты. Верхнюю позицию в этой иерархии занимает Конституция Российской Федерации, закрепившая субъективные избирательные права как таковые и создавшая основу для более детального правового регулирования посредством законотворчества. Данное регулирование содержится в комплексе федеральных законов, определивших порядок и процедуры реализации соответствующих прав граждан: выдвижение кандидатов и списков кандидатов, инициирование и назначение референдума, голосование за кандидатов и списки кандидатов на основе принятой избирательной системы, голосование по вопросам референдума, установление результатов голосования и т.д. Основополагающими в числе таких законов являются:

-  Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации";

- Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав»);

- Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", (далее ФЗ №51 «О выборах депутатов»);

- Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее ФЗ №19 «О выборах Президента»).

В связи с наличием законодательной базы доля подзаконных актов в системе нормативной регуляции избирательного права достаточно невелика. При этом они, как правило, не содержат комплексного регулирования, а содержат отдельные нормы избирательного права, призванные конкретизировать некоторые положения законодательства.

В качестве примера таких подзаконных актов можно привести  Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2007 года N 589 "О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации полномочий при подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 2003 года N 391 "О порядке выдачи гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или в референдуме".

Кроме того, Президент издает указы о назначении выборов в Государственную Думу, однако эти акты являются не нормативными, а правоприменительными и принимаются в порядке реализации Президентом его конституционного полномочия по назначению выборов.

              Нельзя так же забывать о таком источнике права, как постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, которыми регулируются многие формальные стороны избирательного процесса.

Следующим источником избирательного права являются международные правовые акты, особенно важны три из них:

1) Всеобщая декларация прав человека;

2) Международный пакт о гражданских и политических правах;

3) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;

4) Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, подписанная в г. Кишиневе 7 октября 2002 г., ратифицирована Российской Федерацией (Федеральный закон от 2 июля 2003 г.).

Определяя место избирательного права в российской правовой системе, следует отметить, что ему может быть отведено место, как самостоятельной комплексной отрасли, так и подотрасли конституционного права. Такая неоднозначная трактовка имеет под собой несколько оснований. Во-первых, как уже было определено выше, избирательное право имеет свой собственный предмет правового регулирования – отношения складывающиеся в процессе организации и проведения выборов и референдумов.  Данная точка зрения возникает, если рассматривать определение избирательного права в объективном смысле. С другой стороны, если принимать во внимание субъективную сторону данного определения, то предмет правоотношений будет иным, а именно наличие пассивного и активного избирательного права у граждан Российской Федерации. Это право  также имеет отношение к другой более обширной отраслевой группе прав – конституционных прав граждан. Рассматривая избирательное право как комплексную отрасль, мы акцентируем внимание на том, что оно в процессе своего функционирования использует различные методы, свойственные как публичному, так и частному праву. Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что четкой позиции поэтому вопросу не выработано, поэтому можно лишь придерживаться одной из позиций. Автор данной работы полагает, что избирательное право является самостоятельной отраслью права, постольку поскольку уже на протяжении долгого времени идут споры относительно принятии в России избирательного кодекса, что свидетельствует о стремлении выделения самостоятельной отрасли законодательства. Хотя даже без данного нормативно-правового акта, система избирательного права, включает достаточно большой массив правовых документов, а их кодификация всего лишь техническое улучшение, для более удобного поиска и применения норм права. И если учитывать опыт субъектов России, то многие из них приняли собственные избирательные кодексы.

1.2. Субъективное избирательное право и избирательный процесс предметы правового регулирования: особенности законодательного закрепления принципов проведения выборов в России

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания — Государственная Дума и глава государства — Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важно значение выборов на всех уровнях. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами.[4]

Хотя определение субъективного избирательного права изложенного в первой главе содержит указание только лишь на права граждан избирать и быть избранным, но с учетом последних изменений, когда политическая партия получает все больший и больший вес среди всех участников избирательного процесса, нельзя забывать о ней как обладательнице субъективного избирательного права. Подробнее эти вопросы будут освещаться ниже при описании избирательных систем на разных уровнях выборов в России.

Большой юридический словарь определяет выборы, как способ формирования органов государства и местного самоуправления с помощью голосования.[5] Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия в управлении государством.

Выборы могут быть парламентскими и президентскими, всеобщими или частичными, общегосударственными или местными, очередными или досрочными, однопартийными, многопартийными или беспартийными, на альтернативной основе и, прямыми или косвенными, основными или дополнительными. Классификация выборов в определенной степени определяет те принципы, которые рассмотрены ниже.

Особенностью России является и то, что в отличие от многих других государств с относительно новыми конституциями в ее Конституции нет специального раздела об избирательном праве (избирательной системе), в котором были бы закреплены общие принципы избирательного права — всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании и др. Только в самой общей форме активное и пассивное избирательное право закреплено в ст. 32 Конституции РФ, а также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента РФ. Между тем общие принципы избирательного права в их полном объеме и применительно к выборам во все органы государственной власти страны и местного самоуправления нуждаются не только в законодательных, но и конституционных гарантиях.

Информация о работе Избирательное право, как подотрасль конституционного права: общая характеристика