Институт Президентства в Российской Федерации и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 07:11, курсовая работа

Краткое описание

Объектом данной работы является институт президента в РФ, а предметом нормативно-правовые акты регулирующие конституционно-правовой статус президента РФ.
Целью нашей работы было оценить значение института Президентства в Российской Федерации и в США.
Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи: охарактеризовать статус Президента Российской Федерации, порядок проведения его выборов, полномочия Президента РФ в различных сферах; рассмотреть институт Президентства в США.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Институт президентства в Российской Федерации……4
1.1. Статус президента Российской Федерации………………….4
1.2. Полномочия президента Российской Федерации. . . . . . . . . 6

Глава 2. Выборы президента Российской Федерации………….17

Глава 3. Основы института президентства в США………..….. 22

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . …27

Список использованной литературы . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

2 курс основы права институт президентства в россии и за рубежом.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Полномочия Президента РФ в отношениях с парламентом (законодательной властью) связаны с тем, что Президент является необходимым участником законодательного процесса, он обладает правом законодательной инициативы по всем вопросам, тогда как другие субъекты законодательной инициативы могут быть в этом ограничены (например, отдельный депутат Государственной Думы или член Совета Федерации не может предложить поправку к Конституции РФ).

Президент подписывает закон. Эта процедура не сводится к техническому действию постановки подписи на бумаге. Она включает в себя подписание, санкционирование и распоряжение исполнительным органам выполнять закон. Президент вправе не подписать закон и возвратить его в парламент (право отлагательного вето, предусмотренное ст. 107 Конституции РФ). Он может это сделать не только в том случае, когда, например, находит закон противоречащим Конституции, но, как постановил Конституционный Суд РФ, и в том случае, если нарушен установленный порядок его принятия. Однако это должно быть точно установлено. Например, подсчет депутатов Государственной Думы кем-либо «по головам» — недостаточное доказательство. Президентское вето может быть преодолено парламентом путем повторного принятия закона, но квалифицированным (2/3) большинством голосов. Президент РФ обязан подписать закон, если его вето преодолено. Дело может и не дойти до применения президентского вето, если до принятия закона используются, как это часто бывает, согласительные процедуры и они приводят к общему мнению.

Наряду с вето Президент РФ применяет и иную форму: возвращение законов в парламент с резолюцией «Без рассмотрения» (обычно если нарушен порядок принятия закона или имеются разноречия в его тексте).

Президент обращается к парламенту с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Имели место бюджетные послания, другие послания тематического характера (например, в 1996 г. — о национальной безопасности РФ).

Президент назначает дату очередных выборов в Государственную Думу. Он вправе распустить ее, но только в предусмотренных Конституцией РФ случаях (при отказе Правительству в доверии, при двойном вотуме недоверия). При этом он может выбирать альтернативу: распустить Думу или уволить Правительство в отставку. При роспуске Думы он обязан назначить дату новых выборов. Президент не вправе распускать Думу в течение года после ее избрания и в течение полугода до окончания срока своих полномочий. Кроме того, он не может распускать Думу при выдвижении ею обвинения против Президента РФ (с момента официального выдвижения, а не со времени создания комиссии Думы).

Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения.

Президент назначает референдум, но не вправе инициировать его (он назначается, если будут собраны подписи 2 млн. граждан).

По Конституции РФ Президент имеет обширные полномочия по отношению к исполнительной власти. Прежде всего, он формирует Правительство, представляет Государственной Думе кандидатуру Председателя Правительства (премьер-министра, хотя этот термин в Конституции не употребляется) и после получения согласия назначает Председателя Правительства, а затем и членов Правительства (заместителей Председателя, министров). Согласия Думы на назначение членов Правительства не требуется, но заместителей премьер-министра и министров Президент назначает на должности и освобождает от должности по предложению Председателя Правительства. Назначенный премьер иногда ведет длительные переговоры с Президентом по этому вопросу, но его предложения о составе Правительства Президент учитывает не всегда. Для освобождения от должности Председателя Правительства и тем более министров согласие Государственной Думы не требуется. Президент РФ неоднократно отправлял в отставку Председателя Правительства, его заместителей, министров (иногда это было сюрпризом для самого премьер-министра). Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, но делает это крайне редко. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия (что не требуется при избрании нового состава Государственной Думы), и его состав формируется вновь.

Структуру Правительства определяет своим указом Президент (после консультаций с назначенным им премьер-министром). Он также издает указы о назначении конкретных лиц Председателем Правительства, его членами, руководителями других федеральных органов исполнительной власти. Непосредственно Президенту (а не главе Правительства) подчинены некоторые  «силовые» министры (обороны, внутренних дел и др.), а также некоторые другие министры (иностранных дел, юстиции и др.), руководители иных ведомств (например, ФСБ).

Президент назначает некоторых других высших должностных лиц, в том числе высшее командование Вооруженных Сил РФ, третью часть состава Центральной избирательной комиссии. Особую роль играет Администрация Президента и назначаемый им глава Администрации. Администрация обеспечивает выполнение постановлений и распоряжений Президента, его повседневную деятельность.

Полномочия Президента РФ по отношению к судебной власти связаны главным образом с кадровыми вопросами. Он представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначает федеральных судей (мировые судьи могут быть избраны или их назначают высшие представительные органы субъектов Федерации), вправе обращаться в суд по определенным вопросам, связанным с государственной деятельностью (обращение в Конституционный Суд, обращение в суд в связи с недостижением согласия при осуществлении согласительных процедур и др.). Президент представляет также в Совет Федерации кандидатуру Генерального прокурора РФ и вносит предложение о его освобождении от должности.

Полномочия Президента РФ в связи с чрезвычайными ситуациями обусловлены введением военного и чрезвычайного положения. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ издает указ о введении военного положения.

Военное положение — это особый правовой режим деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, предусматривающий элементы военного управления и ограничение определенных прав и свобод граждан. Чрезвычайное положение вводится Президентом РФ в связи с массовыми нарушениями общественного порядка, стихийными бедствиями и катастрофами. В условиях чрезвычайного положения обычно действуют прежние органы государственной власти и местного самоуправления, которые наделяются дополнительными полномочиями, но могут создаваться новые органы, а также часть полномочий может передаваться силовым структурам. Ограничиваются преимущественно политические права граждан (запрещаются массовые демонстрации, митинги, может вводиться и цензура, не проводятся выборы и т.д.), но ограничения касаются и личных прав граждан (ограничивается свобода передвижения, вводится досмотр транспортных средств, а иногда — личный досмотр, возможно выдворение из данной местности лиц, подстрекающих к общественным беспорядкам, иногда вводится комендантский час, т.е. запрещение появляться на улицах в ночные часы). При объявлении чрезвычайного положения в связи со стихийными бедствиями и катастрофами могут быть введены трудовая повинность, распределение предметов первой необходимости и др. Однако многие права и свободы не подлежат ограничениям даже в условиях военного и чрезвычайного положения (право на жизнь, неприкосновенность частной жизни, свобода предпринимательской деятельности, свобода совести и др.).

При введении военного и чрезвычайного положения Президент немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного или чрезвычайного положения подлежит утверждению Советом Федерации. При неутверждении указ теряет силу.

Полномочия Президента РФ по охране суверенитета государства, безопасности и территориальной целостности страны в военной сфере и области внешней политики обширны. Эти две сферы традиционно относятся к полномочиям главы государства.

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Непосредственно ему (а не Председателю Правительства) подчиняются министр обороны, а также некоторые другие руководители министерств и ведомств, имеющие в своем распоряжении войска (министр внутренних дел, директор ФСБ, министр по чрезвычайным ситуациям и др.). Президент утверждает военную доктрину РФ по обеспечению военной безопасности страны, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ (в соответствии с положениями о казачьих воинских формированиях он назначает или утверждает также их войсковых атаманов).

При принятии решений по вопросам безопасности страны и внешней политики важную роль играет совещательный орган при Президенте РФ — Совет Безопасности (он занимается также принципиальными вопросами внутренней безопасности, выработкой мер по ликвидации внутренних угроз, продовольственной, экологической безопасностью и др.). Председателем Совета Безопасности является Президент. В состав Совета входят назначенные им постоянные и непостоянные члены. Среди постоянных членов несколько ведущих министров, председатели палат парламента, семь представителей Президента РФ в федеральных округах, руководитель Администрации Президента РФ. В Совете Безопасности созданы межведомственные комиссии по различным вопросам, которые взаимодействуют с исполнительными органами государственной власти.

Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой государства (ему непосредственно подчиняется министр иностранных дел). Он ведет переговоры и подписывает международные договоры (вести переговоры и подписывать договоры могут также лица и главы делегаций по уполномочию Президента), подписывает ратификационные грамоты (после принятия законов парламентом о ратификации международных договоров), принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей (эти грамоты адресуются главой одного государства главе другого государства). После консультаций с соответствующими комитетами палат Федерального Собрания (обычно это Комитет по иностранным делам) Президент назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях. Мнение комитета не является решающим.

Наконец, парламент делегирует Президенту полномочия частного характера (например, в сфере регулирования оборота драгоценных металлов и камней).

Таким образом, Президент РФ обладает широким кругом функций и полномочий. Вообще, говоря о полномочиях Президента Российской Федерации, многие считают, что они не ограничены, но не стоит забывать об истории России, когда лидер нашего государства контролировал абсолютно все, и о том, что наша страна имеет много признаков президентской республики, хотя фактически она является республикой смешанного типа. Поэтому сильное влияние президента на деятельность различных органов государства и властей оправдано.

Глава 2. Выборы президента Российской Федерации

Ранее длительность срока пребывания на посту президента составляла четыре года, при максимальном количестве переизбраний подряд равному двум. Тем самым устанавливалась периодическая сменяемость главы государства, обеспечивающая приток свежих идей и новых государственных деятелей. Теперь же Президент избирается на шесть лет гражданами РФ, при неизменных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент РФ может быть переизбран на второй шестилетний срок, но избрание одного лица более чем на два срока подряд (так же, как и прежде) не допускается. Избрание на третий и четвертый сроки возможно, но только после перерыва. Из этого следует, что раньше наибольший срок управления государством был равен восьми годам, но после внесения поправки в ст.81 Конституции Российской Федерации, он стал равен двенадцати годам, то есть трем срокам правления по Конституции до внесения поправки.

Право избирать Президента предоставляется гражданам, достигшим на день выборов 18 лет. Участие граждан в выборах является добровольным, каждый избиратель имеет только один голос. Эти нормы обеспечивают подлинную всеобщность избирательного корпуса, не допуская в то же время принудительного голосования или, напротив, установления ограничительных цензов. От выборов отстраняются только недееспособные и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Конституционных требований к Президенту РФ не так много. Им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Не требуется специального образования или опыта работы, нет ограничения верхнего возрастного предела. Требование постоянного проживания в Российской Федерации не менее 10 лет не означает, что кандидат в Президенты вообще не мог отлучаться из страны в кратковременные поездки, речь здесь идет только о непрерывном основном местожительстве и притом, непосредственно в годы перед избранием на пост Президента.

Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию России. Подготовку и проведение выборов, и контроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляют избирательные комиссии, которые в пределах своих полномочий независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Право выдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации принадлежит непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам. Избирательным объединением является общероссийское избирательное объединение, которое создано в порядке, установленном федеральными законами, устав которого предусматривает участие в выборах в органы государственной власти посредством выдвижения кандидатов и зарегистрирован Министерством Юстиции Российской Федерации не позднее, чем за шесть месяцев до объявления дня выборов. Правами избирательного объединения обладают также избирательные блоки, образуемые не менее чем двумя общественными объединениями.

Согласно ст.32 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» выдвижение кандидата на должность Президента России производится на съезде (конференции) избирательного объединения. Последнее, как и избирательный блок, вправе выдвинуть только одного кандидата на должность Президента. Решение о выдвижении кандидата принимается тайным голосованием.

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации.

Информация о работе Институт Президентства в Российской Федерации и за рубежом