Институт брака: понятие, правовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – комплексное изучение института брака.
Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи исследования:
-исследовать понятие и сущность брака;
-проанализировать порядок заключения брака;
-исследовать условия заключения брака;
-раскрыть проблемы, возникающие при заключении брака;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Институт брака: понятие, правовое регулирование
История развития института брака………………………………………5
Понятие, признаки, правовая природа института брака………………13
Глава 2. Заключение брака: понятие, процедура
2.1. Условия заключения брака………………………………………………22
2.2. Обстоятельства, препятствующие вступлению в брак………………...30
2.3. Порядок заключения брака……………………………………………...36
Глава 3. Проблемы заключения брака
3.1. Правовые аспекты медицинского обслуживания лиц…………………48
3.2. Признание браков, заключаемых за пределами РФ……………………52
Заключение……………………………………………………………………….57
Библиография……………………... …………………

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 99.21 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2

Глава 1. Институт брака: понятие, правовое регулирование

    1. История развития института брака………………………………………5
    2. Понятие, признаки, правовая природа института брака………………13

Глава 2.  Заключение брака: понятие, процедура

2.1.     Условия заключения  брака………………………………………………22

2.2.     Обстоятельства, препятствующие  вступлению в брак………………...30

2.3.     Порядок заключения  брака……………………………………………...36

Глава 3. Проблемы заключения брака

3.1.     Правовые аспекты  медицинского обслуживания лиц…………………48

3.2.     Признание браков, заключаемых за пределами РФ……………………52

Заключение……………………………………………………………………….57

Библиография……………………... …………………………………………….67

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Актуальность данной темы заключается в том, что брак является началом и ядром семьи, в укреплении которой заинтересовано общество, и не может рассматриваться как частное дело самих супругов. Поэтому наиболее важные вопросы заключения брака регулируются законодательством.

     Ввиду актуальности вопросам брака посвятили свои исследования известные юристы: Абашин Э.А, Алексий П.В, Антокольская М.В., Герасимов Л.П, Гришин Н.П., Пчелинцева Л.М и многие другие. Исследователи проблем заключения и прекращения брака способствовали их успешному решению и создали научную базу для дальнейшего совершенствования законодательства.

     Брак представляют собой одну из важнейших сфер действия морали, выступающей наряду с правом, в качестве основного регулятора взаимоотношений супругов.

     Брак — это свободный, равноправный союз женщины и мужчины, достигших брачного возраста, не состоящих в другом браке, заключенный с соблюдением условий и порядка, установленных законом, и имеющий целью создание семьи.

     Характерными особенностями брака является взаимная любовь, моральная и материальная поддержка, общее воспитание детей. Наше общество требует от своих членов придерживаться правил морали в вопросах брака и семьи.

     Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу заключения брака.

     Предметом исследования является институт брака в России.

     Цель настоящей работы – комплексное изучение института брака.

     Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи исследования:

-исследовать понятие и сущность брака;

-проанализировать порядок заключения брака;

-исследовать условия заключения брака;

-раскрыть проблемы, возникающие  при заключении брака;

-сформулировать обоснованные предложения по усовершенствованию правового регулирования заключения брака.

     Поставленные цели и определенные задачи обусловили структуру представленной работы. Дипломная работа состоит из ведения, в котором отражены актуальность, предмет и объект, цель и основные задачи. В первой главе рассматриваются понятие и сущность брака, а также история развития института брака. Вторая глава раскрывает условия и порядок заключения брака по законодательству РФ. Третья глава посвящена, раскрытию проблем, при заключении брака.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Институт брака: понятие правовое регулирование.

    1. История развития института брака.

     Сведений о семейном укладе народов, населявших территорию России до принятия христианства, очень мало.

     Летописи говорят о том, что у полян уже сложилась моногамная семья, у других же славянских народов еще сохранялось многоженство. Семейные отношения регулировались в этот период обычным правом. В различных источниках содержатся указания на несколько способов заключения брака. Среди них наиболее древний – похищение невесты женихом без её согласия, однако, постепенно увозу невесты начинает предшествовать сговор с ней. Славяне имели обычай похищать на игрищах тех невест, с которыми они сговорились. Также часто невесту покупали у её родственников. У полян самой распространенной формой заключения брака стал привод невесты её родственниками в дом к жениху. При этом согласие невесты на брак не имело большого значения, хотя уже в Уставе Ярослава содержится запрет выдавать замуж силой. Церемония брака сопровождалась специальным обрядом: невесту приводили вечером в дом к жениху, и она снимала с него обувь. На другой день после свадьбы её родственники приносили приданное.       Личные отношения между супругами во многом зависели от формы брака. При похищении невесты она становилась собственностью своего мужа. При купле невесты и, особенно при заключении брака с приданным по соглашению между женихом и родственниками невесты возникали, во-первых, отношения между женихом и этими родственниками, которые несколько ограничивали власть мужа. Во-вторых, появляются уже первые признаки наделения жены личными правами, хотя власть мужа все-таки была очень велика. На Руси, по-видимому, муж никогда по закону не имел права жизни и смерти в отношении своей жены. Однако муж мог распоряжаться её свободой.

Развод в тот период производился свободно, причем есть основания полагать, что в браке с приданым инициатором  развода могла быть и женщина.

     С принятием христианства на Руси стало действовать собрание византийского семейного права, дополненное русскими князьями, которое получило название Кормчей книги. Христианство распространялось очень медленно, и вытеснение языческих обычаев происходило очень медленно. Церковное венчание, введенное в XI веке, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало браки по традиционным обрядам, справедливо считавшимся пережитками язычества. Церковь постоянно боролась с этими обычаями.

     Согласно Кормчей книге, венчанию предшествовало обручение – сговор, во время которого родители невесты и жених уславливались о заключении брака и договаривались о приданном. Акт обручения оформлялся специальной с говорной записью; на случай нарушения обещания вступить в брак устанавливалась неустойка – заряд, достигавшая иногда значительных размеров. Одновременно священник, производивший обручение, давал венечную запись, которую надо было предъявить при венчании. Возраст вступления в брак был установлен 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Верхний возрастной предел формально не был установлен, но священнику запрещалось венчать престарелых людей. Запрещались браки между людьми с большой возрастной разницей и между близкими родственниками. Запрещалось вступать в брак при наличии другого не расторгнутого брака. Взаимное согласие на вступление в брак по церковным законам всегда было необходимо, но в действительности согласие невесты практически никогда не спрашивалось. Запрещалось вступать в четвертый брак.

     Расторжение брака все более усложнялось. Основным поводом к разводу являлось прелюбодеяние, т.к. развод за прелюбодеяние упоминается в Евангелии. Обязанность развестись с неверной женой существовала только для священнослужителей, но право развестись с ней признавалось, безусловно, за всеми. Муж же считался совершившим прелюбодеяние, только если он находился в связи с замужней женщиной. Поводом к разводу считались также неспособность к брачному сожитию, бесплодию жены, безвестное отсутствие одного из супругов, неизлечимая болезнь, например проказа. В рассматриваемый период еще был возможен развод по обоюдному согласию супругов.

     Личные отношения между супругами с принятием христианства также меняются. Замужняя женщина рассматривается уже не как имущество мужа, а как относительно самостоятельное лицо. За убийство жены муж подвергался наказанию, а убившая жена, живой закапывалась в землю. Муж мог заложить жену, предоставив залогодержателю право пользоваться предметом залога. Отношения между родителями и детьми в Древней Руси, как и всюду в этот период, строились на отцовской власти. Законность происхождения в рассматриваемое время еще не имела решающего значения.

С принятием христианства постепенно начинает придаваться значение только законному родству. В Уложении 1648 года запрещалось узаконение внебрачных детей даже в случае брака родителей. Дети не состояли в правовой связи  с отцом и признавались только родственниками своей матери.

     Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители формально никогда не имели. Однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления (за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию). Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни. Принуждение детей к повиновению осуществлялось самим отцом с помощью домашних наказаний. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1648 года предписывало “бить их кнутом нещадно”.

     Родители могли обратиться для наказания детей и к публичным властям. Дело при этом по существу не рассматривалось, достаточно было одной только жалобы родителей, чтобы приговорить детей к порке кнутом. Родители имели право даже отдавать детей в холопство.

     Реформы Петра I положили начало новому периоду в развитии семейного права. Решающее значение стало придаваться добровольному вступлению в брак.

     В 1810 году Синод составил перечень запрещенных степеней родства. Теперь запрещалось браки восходящих, нисходящих родственников, а также боковых родственников до седьмой степени включительно. В 1744 году Указом Синода были запрещен брак лиц старше 80 лет. В 1830 году повышается возраст для вступления в брак для мужчин до 18 лет и 16 лет для женщин. Для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей не зависимо от возраста жениха и невесты. Брак, заключенный без согласия родителей, тем не менее, считался действительным, но дети лишались наследства. Лица, состоявшие на гражданской или военной службе, обязывались получить согласие на брак своего начальства.

Заключение брака с 1775 года могло  производиться только в приходской церкви одного из вступающих в брак. Венчанию по-прежнему предшествовало соглашение. Брак заключался при личном присутствии жениха и невесты, исключение делалось лишь для лиц императорской фамилии, венчающихся с иностранными принцессами.

     Брак мог быть признан недействительным при совершении его в результате насилия или при сумасшествии одного или обоих супругов. Недействительным являлся и брак между лицами, состоявшими в запрещенных степенях родства; при наличии другого не расторгнутого брака; с лицом старше 80 лет; с лицом духовного сословия, обреченным на безбрачие; православных с не христианами.

     Развод в период империи становился все менее свободным. Поводами к разводу являлись: прелюбодеяние любого из супругов, двоебрачие, неспособность к брачному сожитию, покушение на жизнь супруга, принятие монашества, ссылка на каторгу.

     Процедура развода в императорской России была очень сложной. Бракоразводный процесс осуществлялся в суде. Сам процесс носил смешанный состязательно-розыскной характер. Решающее значение придавалось не убедительности доказательств для судей, а наличию строго определенных доказательств, которыми, например, при прелюбодеянии, являлись показания двух или трех свидетелей очевидцев. На практике это приводило к многочисленным злоупотреблениям и подкупу лжесвидетелей. В случае многобрачия, возможно, было даже уголовное наказание.

     Личные права и обязанности супругов в период империи также претерпели существенные изменения. Прежде всего с восприятием европейский форм жизни изменилось само положение женщин о обществе. Власть мужа, формально сохранившаяся до 1917 года, приобретает белее цивилизованные формы. Так с 1845 года муж не вправе подвергнуть жены физическому наказанию.

     Место жительства супругов определялось по месту жительства мужа. Жена обязана была следовать за ним, иначе она могла быть водворена в дом мужа принудительно.

     Начиная, с XVIII века жена получала, право требовать судебного разлучения за жестокое обращение.

     С петровских времен приданное жены рассматривается как раздельное имущество, которым муж не может даже пользоваться. Также жена имела право свободно распоряжаться имуществом, не требуя от мужа дозволительные или верительные письма.

     Право на содержание признавалось только за женой, которую муж был обязан содержать. Эта обязанность прекращалась, если жена не выполняла свои супружеские обязанности, в частности отказывалась следовать замужем.

В петровские времена смягчается власть родителей над детьми: родители уже не вправе насильственно венчать своих детей или отдавать их в монастырь.

Право родителей применять физические наказания в отношении детей, так и не было отменено в дореволюционной России. Начиная, с XVIII века оно постепенно стало, ограничиваться запретом, калечить и ранить детей, а также ответственностью за доведение их до самоубийства. Родители по-прежнему могли использовать и публичные меры против непокорных детей. Так разрешалось по требованию родителей заключать детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям или развратную жизнь.

Лишения родительских прав российское законодательство того времени не знало. За исключением одного случая: православные родители могли быть лишены родительских прав, если они воспитывали своих  детей в иной вере.

Информация о работе Институт брака: понятие, правовое регулирование