Институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 10:25, курсовая работа

Краткое описание

Каждый гражданин независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, то есть обладать правоспособностью. Но не все граждане способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Опека и попечительство как приоритетная форма принятия в семью детей на воспитание
1.1. Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми……………………………………………..................................................5
1.2.Источники правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми…………………………………………………………………………….9
1.3.Основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей……………………………………………………………….…..…..14
Глава 2. Правовой статус субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми
2.1.Права и обязанности органов опеки и попечительства…………………………………………………………………25
2.2.Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства…………………………………………………………………39
2.3.Опекаемые и подопечные как субъекты института опеки и попечительства…………………………………………………………………52
Глава 3 Прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей
3.1.Основания прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми……………………………………………………………………………64
3.2.Последствия прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми……………………………………………………………………..…....68
Заключение…………………………………………………………………….73
Список литературы……………………… …………………………………76
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

опека29.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

     6)дела об определении порядка пользования имуществом. 
Большинство остальных исков направляется по первой инстанции в городские (районные) суды.

     При объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска, если новые требования становятся подсудными районному суду, а другие остаются подсудными мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде. В этом случае, если подсудность дела изменилась в ходе его рассмотрения у мирового судьи, мировой судья выносит определение о передаче дела в районный суд и передает дело на рассмотрение в районный суд.

     Срок принятия органами опеки и попечительства мер по привлечению опекунов (попечителей) к юридической ответственности не является пресекательным, то есть уполномоченное должностное и по истечении этого срока не освобождается от обязанности и не лишается процессуальной возможности обратится в соответствующий орган с заявлением.

     Итак, можно заключить, что лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя, в случае прекращении опеки или попечительства, обязано представить в орган опеки и попечительства отчет. При прекращении опеки (попечительства) договор об осуществлении опеки (попечительства) прекращается без составления каких либо дополнительных документов. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» уточняет вопросы, связанные с прекращением отношений по опеке и попечительству. В частности, закон предусматривает возможность прекращения опеки и попечительства в случае ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на опекуна (попечителя); нарушения прав и законных интересов подопечного; выявления органом опеки и попечительства существенного нарушения опекуном (попечителем) установленных федеральным законом или договором правил охраны или распоряжения имущества подопечного. В законе указано, что опекуны (попечители) отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с гражданским законодательством об ответственности за причинение вреда. Закрепляется также возможность возмещения подопечному вреда, причиненного как действиями, так и бездействием органа опеки и попечительства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Подводя итог, обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что институт опеки  и попечительства является гражданско-правовым институтом. Общие вопросы установления, прекращения опеки и попечительства, исполнения опекунами, попечителями, а также органами опеки и попечительства своих обязанностей урегулированы ГК.

     Наряду  с этими общими гражданско-правовыми  нормами в СК имеются правила  об опеке и попечительстве в отношении  несовершеннолетних детей. Они отражают специфику, которая проявляется  в самих целях установления опеки (попечительства) над детьми, субъектах, в отношении которых устанавливается опека (попечительство), в правах участников правоотношений по опеке, попечительству, а также в порядке их установления и прекращения.

     В большинстве случаев опека и попечительство применяется к малолетним и несовершеннолетним, поэтому этот институт играет важную роль в создании условий для воспитания в семье детей, лишенных родительской заботы.

       Благодаря установлению опеки  (попечительства) несовершеннолетние получают возможность осуществлять принадлежащие им права, а также приобретать права и нести обязанности, предоставленные любому гражданину.

     Опека и попечительство как вид социальной поддержки представляет собой универсальную форму индивидуального временного устройства, которая:

     - регулируется нормами различной отраслевой принадлежности;

     - предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также, в необходимых случаях, - и для обеспечения иных его интересов (дополнительная цель опеки над детьми - их воспитание);

     - состоит в выполнении опекуном (попечителем) юридических или (и) фактических действий в интересах подопечного;

     - может осуществляется опекуном (попечителем)  как безвозмездно, так и возмездно  в случаях, предусмотренных законодательством;

     Перед институтом опеки и попечительства стоят задачи обеспечения:

     - установления опеки и попечительства в отношении нуждающихся в этом граждан;

     - защиты прав и интересов граждан,  находящихся под опекой и попечительством; 

     - обеспечение приемлемого уровня  жизни граждан, находящихся под  опекой или попечительством;

     - государственной поддержки граждан,  исполняющих обязанности опекунов  и попечителей; 

     - исполнения органами опеки и  попечительства возложенных на  них функций.

     Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:

     1)обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установ- 
лении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

  1. защита прав и законных интересов подопечных;
  2. обеспечение достойного уровня жизни подопечных;
  3. обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;
  4. обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

     Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  1. свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;
  2. контроль за деятельностью по опеке и попечительству;
  3. обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.

     Основанием  для установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними является факт утраты ими попечения родителей (например, в результате смерти или  утраты родительских прав). Возможны также  случаи, когда родители сами просят установить над детьми опеку (попечительство), например, если они вынуждены уехать в длительную командировку.

     На современном этапе правовой реформы и построения социального государства важно в кратчайшие сроки разработать законодательную базу, устанавливающую права, обязанности и меры государственной социальной поддержки приемных семей и семейных детских домов. Закон о семейном детском доме не принят. Не разработаны положения о семейном детском доме и о приемной семье.

     Названные пробелы в законодательстве отчасти заполняет закон об опеке и попечительстве. К сожалению, соответствующий закон был принят Государственной Думой в первом чтении совершенно без учета рекомендаций Правительства Российской Федерации и мнения представителей неправительственных организаций, занимающихся защитой прав ребенка. В результате за рамками закона остались такие важные понятия, как социальный патронат неблагополучных семей и патронатное воспитание детей-сирот. Однако закон имеет и свои плюсы: установлен упрощённый порядок назначения опеки в случаях необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (предварительная опека),  предусматривается также введение временной опеки (например, на срок командировки родителей), назначение опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности, возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу, закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами (попечителями).

     В результате проведенных исследований можно отметить, что с помощью института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) - еще и способ их устройства на воспитание в семью. Нормы, регулирующие отношения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми закреплены в Гражданском кодексе, СК РФ и ФЗ «Об опеке и попечительстве». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

     1. Нормативно-правовые  акты

     1) Конституция Российской Федерации  // Российская газета. № 10 от 25 декабря 1993.

      2) Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. №17(1831). 1976.

     3) Международный пакт об экономических,  социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник  действующих договоров, соглашений  и конвенций, заключенных с  иностранными государствами. вып. XXXII. - М. 1978. 4) Конвенция ООН "О правах ребенка" // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, №45. 1990.

     5) Конвенция о правовой помощи  и правовых отношениях по гражданским,  семейным и уголовным делам  (Минск, 22 января 1993 г.) (с изм. от 28 марта 1997 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (специальное приложение). № 3. 1999.

     6) Семейный кодекс РФ от 29 декабря  1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства  Российской Федерации. № 1. 1996.

     7) Гражданский кодекс Российской  Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. №32. 1994.

     8) Гражданский кодекс Российской  Федерации. Часть II от 26 января 1996. №14-ФЗ // Собрание законодательства  Российской Федерации.  № 5. 1996.

     9) Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»  от 24 апреля 2008 года №48-ФЗ //  Собрание законодательства Российской Федерации. №30, 2008.

     10) Федеральный закон от 24 июля 1998 г.  № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. № 31. 1998.

     11) Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

     12) Постановление от 4 апреля 2002 г. N 217 О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.04.2006 N 210, с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 10.03.2005 N 123)

     13) ФЗ от 24 апреля 2008 года « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве»

     14) ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных  гарантиях по социальной поддержке  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»   (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 08.04.2002 N 34-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

     15) Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, ч. 1 ст. 7 // Собрание законодательства РФ, 2006, №12

     16) Постановление Правительства РФ  от 1 мая 1996 г. №542 "Об утверждении  Перечня заболеваний, при наличии  которых лицо не может усыновить  ребенка, принять его под опеку  (попечительство), взять в приемную семью" // СЗ РФ. №19. 1996. Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изм. от 14 октября 1996 г., 28 августа 1997 г., 30 марта 1998 г.) // СЗ РФ. № 28. 1995.; № 36. 1997.

     17) Письмо от 25 июня 2007 г. N АФ-226/06  «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»

     2. Монографии

     1) Беспалов Ю. Причинитель вреда – несовершеннолетний // Российская юстиция, №10. 2006.

     2) Беспалов Ю. Судебная защита семейных прав и интересов ребенка // Российская юстиция, № 12. 2008.

     3) Беспалов Ю. Средства судебной защиты гражданских прав ребенка // Российская юстиция, № 3.2004.

     4) Вышкина С.В. Защита прав несовершеннолетних  при приватизации жилья // Законодательство, №3. 2000.

     5) Денисов И. Комментарий к примерному положению о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации // Российская газета. 24 сентября. 2001.

     6) Захаров С. Права и обязанности  родителей по воспитанию детей  и ответственность за их нарушение  // Право и жизнь, № 12.2006.

Информация о работе Институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми в России