Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 07:10, контрольная работа
При разговоре о праве на воспроизведение произведений изобразительного искусства следует упомянуть и о сопутствующем ему праве доступа, сущность которого заключается в том, что автор может потребовать у собственника произведения предоставить ему возможность воспроизведения своего произведения. Закон не определяет пределов осуществления данного права, указывая лишь на то, что собственник не обязан доставлять произведение автору. При этом на усмотрении собственника остается решение вопросов о том, в каком месте и в какое время автору будет предоставляться доступ к произведению, если, конечно, при покупке произведения специально не оговорено иного.
1.Право на переработку произведения в законодательстве о правах автора…….…..3
1.1 Право на воспроизведение………………………………………………………..…..3
1.2 Право на распространение и право на импорт………………………………..……4
1.3 Право на показ и право на публичное исполнение………………………………….6
1.4 Право на передачу в эфир и право на сообщение для всеобщего сведения по кабилю……………………………………………………………………………………….8
1.5 Прво на перевод и переработку произведения………………………………………9
1.6 Иные права авторов………………………………………………………………..….11
1.7 Право на авторское возногрождение……………………………………………..…14
2.Коммерческая тайна как метод охраны интеллектуальной собственности……..…19
Список Литературы……………………………………………………………………….31
Вариант 1 Интелектуальная собственность
СОДЕРЖАНИЕ
1.Право на переработку произведения в законодательстве о правах автора…….…..3
1.1 Право
на воспроизведение………………………………
1.2 Право на распространение и право на импорт………………………………..……4
1.3 Право на показ и право на публичное исполнение………………………………….6
1.4 Право
на передачу в эфир и право
на сообщение для всеобщего
сведения по кабилю………………………………
1.5 Прво
на перевод и переработку
1.6 Иные
права авторов……………………………………………
1.7 Право
на авторское возногрождение………
2.Коммерческая
тайна как метод охраны
Список
Литературы……………………………………………………
1.Право на переработку произведения в законодательстве о правах автора.
1.1 Право на воспроизведение.
Начать хотелось бы с этого правомочия, поскольку именно возможность воспроизведения результата творчества одного человека другими и обусловила само существование авторского права, а потому признание права на воспроизведение за автором – это важнейшая основа авторского права.2 Сущность воспроизведения как процесса состоит в том, что произведению повторно придается объективная форма, доступная для восприятия другими лицами. Закон сводит понимание данного процесса к изготовлению одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, независимо от того, где и когда копии будут выпущены в свет. Передача в эфир, публичное исполнение и другие способы, не связанные с повторной фиксацией произведения на материальном носителе рассматриваются, как отдельные права авторов. Здесь же следует отметить, что воспроизведение, хотя и часто реализуется одновременно с опубликованием, но все же опять-таки является совершенно самостоятельным правомочием, носящим личный неимущественный характер. Специфической особенностью воспроизведения является то, что оно не требует производства такого количества копий, которое удовлетворяло бы потребности публики – то есть даже одной копии достаточно, чтобы считать воспроизведение состоявшимся. Законодательство не перечисляет способы воспроизведения, и это справедливо, поскольку специфические особенности того или иного объекта интеллектуальной собственности могут обуславливать и нестандартные способы изготовления копий, значит, все варианты предусмотреть невозможно. Однако, в ст.4 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» все же определены общие моменты. Так, воспроизведением признается «изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях - одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением».3 Тонким моментом, заслуживающим упоминания, является и то, что воспроизведением является не только придание произведению объективной формы, данной ему изначально, но и выражение произведения в другой объективной форме. Такой пример приводит А.П. Сергеев: если музыкальное произведение было впервые обнародовано в виде нотной записи (здесь воспроизведение идет одновременно и обнародованием), то последующее запись его на носитель (магнитную ленту, грампластинку или CD) будет тоже считаться воспроизведением.4
Репродуцирование, рассматриваемое
законом как «факсимильное
При разговоре о праве на воспроизведение
произведений изобразительного искусства
следует упомянуть и о
1.2 Право на распространение и право на импорт.
Под распространением, по-видимому, следует понимать «пуск в гражданский оборот материальных носителей произведения, полученных в результате реализации автором своего права на воспроизведение»6 – эта цитата из книги В. А. Дозорцева, написанной до принятия действующего Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», тем не менее, актуальна в наше время. Дело в том, что Закон связывает поданное право с теми произведениями, которые уже зафиксированы на материальных носителях – такой вывод делает А. П. Сергеев, анализируя содержание Закона.7 Так, Закон указывает в данном контексте лишь на то, что автор имеет право распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, давать в прокат и т. д. При этом следует учитывать, что продать или сдать в прокат можно только материальный объект, коим и является носитель произведения.
Существенной особенностью распространения
произведения является наличие экземпляров
произведения, то есть копий, изготовленных
в любой материальной форме. Само
уникальное произведение объектом распространения.
Здесь следует сказать о том,
что право на распространение
связано с правом на воспроизведение
очень тесно – дело в том, что
воспроизведение обычно осуществляется
как раз с целью
Еще один тонкий момент: распространением
признаются продажа, сдача в прокат
или введение в гражданский оборот
иными способами ограниченного
числа копий произведения. Этим распространение
отличается от опубликования. При этом,
хотя закон и называет основные способы
ввода в гражданский оборот, но
при этом все же исчерпывающего списка
не дает, а это означает, что распространение
не обязательно связано с
Стоит отметить, что, в соответствии с пунктом 3 ст. 16, что если экземпляры произведения правомерно поступили в гражданский оборот посредством продажи, то их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения допускается.9 При этом закон запрещает новому собственнику экземпляра произведения распространять данное произведение путем сдачи его в прокат без согласия автора, поскольку данное право закреплено исключительно за автором по прямому указанию закона.
Исключительное право автора на импорт экземпляров произведения с целью распространения особо выделяется Законом «Об авторском праве и личных правах». Сущность данного правомочия состоит в том, что автор получает возможность контролировать ввоз на территорию действия его авторских прав экземпляров его произведения, изготовленных за границей – такая трактовка встречается в книге А.П. Сегреева10. Однако в литературе встречается и другое понимание, близкое к данному, но все же отличающееся – право на импорт понимается как право на ввоз автором экземпляров своего произведения в целях их распространения.11 Основанием для выделения права на импорт является то, что авторские права имеют территориальное ограничение сферы действия. Произведение, не охраняемое на определенной территории, может там свободно использоваться, при этом доставление с целью распространения экземпляра этого произведения на территорию, где это произведение охраняется, будет считаться нарушением авторских прав. (Здесь речь идет только о произведениях, зафиксированных на материальных носителях и воспроизведенных несколько раз.)
По большому счету, право контроля за импортом предоставляется автору для того, чтобы он мог более эффективно осуществлять свое право на распространение, поэтому вполне логично, что если экземпляр импортирован без цели распространения на территории, где произведение пользуется правовой охраной, то автор не имеет права запретить импорт.12
1.3 Право на показ и право на публичное исполнение.
Данная формулировка относится, по сути, к аналогичным процессам, различающимся только по специфике самого произведения, к которому данное право применяется. По большому счету и то и другое можно охарактеризовать как право на демонстрацию произведения, но право на показ реализуется относительно произведений изобразительного искусства, а право на публичное исполнение – в отношении музыкальных, драматических, хореографических, литературных и некоторых других произведений. Под показом действующее законодательство понимает демонстрацию оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация аудиовизуального произведения без сохранения их последовательности. Интересно, что сам процесс показа, чтобы он был признан таковым, должен носить характер публичности. Так, скажем, демонстрация произведения в жилой комнате (в любом помещении, не предназначенном на многочисленную группу людей) не будет признана публичным показом.13
Исполнением произведения признается его представление посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств, а также показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности. Таким образом, основное различие сводится к тому, что, «при показе произведения осуществляется прямой контакт произведения со зрителем, а при исполнении данный контакт опосредуется деятельностью исполнителя».14 Вот здесь хотелось бы сделать оговорку – А. П. Сергеев свел различие между исполнением и показом к упрощенной формуле, делающей различие понятным, но не отражающей одного тонкого момента. Дело в том, что рекламный ролик художественного фильма, в соответствии с трактовкой Закона, можно считать показом этого фильма (аудиовизуальный ряд без сохранения последовательности), а, скажем, демонстрацию на большом экране – исполнением. При этом следует иметь в виду, что в обоих случаях контакт со зрителем опосредуется деятельностью исполнителя, причем в первом случае часто вообще нельзя говорить о контакте зрителя с произведением, поскольку по ролику трудно составить полноценное впечатление о произведении. Тогда возникает вопрос о том, является ли показ рекламного ролика художественного фильма показом или нет, и если нет, то как иначе можно понять формулировку «кадры аудиовизуального произведения без сохранения последовательности»? По-видимому, юридической науке только предстоит дать ответы на эти вопросы.
Наряду с упомянутым различием
есть и другие – например, то, что
публичный показ может
Кстати, и способами восприятия публикой показываемых и исполняемых произведений тоже отличаются: публичный показ предполагает зрительное восприятие, а при исполнении, в зависимости от специфики произведения, восприятие может быть зрительным, слуховым и даже комплексным. Здесь снова возникает вопрос, как же быть с показом ролика художественного фильма, предполагающего и звукоряд? Данное явление, как мы видим, имеет черты обоих правомочий: и показа, и исполнения – скорее всего, данный вопрос не получает отдельного урегулирования в связи со своей малой значимостью.
Права на показ и исполнение могут быть реализованы как в отношении обнародованных, так и в отношении не обнародованных произведений – эти права могут осуществляться автором в любое время, и даже повторно.
1.4 Право на передачу в эфир и право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю.
Этот вид использования произведения предполагает доведение его до сведения широкой аудитории, что не может не затронуть интересов автора. Во время существования Советского Союза свободная трансляция произведений по телевидению допускалась. Что было обусловлено некоммерческим характером советских электронных средств массовой информации, однако даже тогда, как отмечает в своей книге А.П. Сергеев, специалисты по авторскому праву призывали изменить существовавший порядок15, то есть признать права на передачу в эфир и на сообщение по кабелю правомочием, принадлежащим авторам. Действующее законодательство заняло последнюю позицию, что, безусловно, является его достижением.
Итак, прежде всего, следует сказать
о такой важной особенности данного
права, как публичность. Даже в самой
формулировке данного правомочия отражен
этот аспект – произведение не просто
демонстрируется (показывается или
исполняется, о чем мы говорили ранее),
но доводится до сведения наиболее
широкой аудитории. Дело в том,
что когда произведение предается
в эфир, оно с помощью специальных
технических средств
Под передачей в эфир законодатель понимает прямую трансляцию произведения из места его показа и исполнения, при этом произведение, как уже отмечалось, воспринимается более широкой публикой, чем при обычных показах или исполнениях, в связи с чем и требуется разрешение на это автора. Передача в эфир может осуществляться как впервые, так и повторно, независимо от того, кем это действие было осуществлено ранее. Здесь же содержится очень интересная тонкость: при передаче произведения в эфир происходит реализация личного неимущественного права автора на обнародование. Однако во время трансляции по телевидению произведения любой человек может совершенно свободно скопировать произведение с помощью специальных технических средств – в этом случае происходит как бы опубликование (если понимать последнее как производство копий в количестве, удовлетворяющем потребности публики).16 Последующее проигрывание сделанных таким образом записей не подпадает под категорию просмотра при передаче в эфир, поскольку опосредуется новыми материальными носителями произведения. С другой стороны, право на воспроизведение как на производство копии произведения принадлежит автору – значит, без соответствующего разрешения осуществляться не может. Законодатель, принимая во внимание эти сложности, защитил имущественные интересы авторов с помощью института авторского вознаграждения, о котором речь пойдет чуть позже.