Интелектуальная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 07:10, контрольная работа

Краткое описание

При разговоре о праве на воспроизведение произведений изобразительного искусства следует упомянуть и о сопутствующем ему праве доступа, сущность которого заключается в том, что автор может потребовать у собственника произведения предоставить ему возможность воспроизведения своего произведения. Закон не определяет пределов осуществления данного права, указывая лишь на то, что собственник не обязан доставлять произведение автору. При этом на усмотрении собственника остается решение вопросов о том, в каком месте и в какое время автору будет предоставляться доступ к произведению, если, конечно, при покупке произведения специально не оговорено иного.

Содержание

1.Право на переработку произведения в законодательстве о правах автора…….…..3
1.1 Право на воспроизведение………………………………………………………..…..3
1.2 Право на распространение и право на импорт………………………………..……4
1.3 Право на показ и право на публичное исполнение………………………………….6
1.4 Право на передачу в эфир и право на сообщение для всеобщего сведения по кабилю……………………………………………………………………………………….8
1.5 Прво на перевод и переработку произведения………………………………………9
1.6 Иные права авторов………………………………………………………………..….11
1.7 Право на авторское возногрождение……………………………………………..…14
2.Коммерческая тайна как метод охраны интеллектуальной собственности……..…19
Список Литературы……………………………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Право интеллектуальной собственности.docx

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Договор между автором произведения и его работодателем может  быть заключен как заранее (то есть при приеме на автора на работу или  с уже работающим автором до окончания  работы над произведением), так и  впоследствии. Так, например, автор  может обратиться к работодателю уже после создания произведения, сообщить ему о проделанной работе и договориться об условиях использования  произведения. Возможно заключение договора и тогда, когда использование  произведения уже начато. Если достичь  соглашения не удается, то вопрос может  быть передан в суд, причем Закон  РФ «Об авторском праве и смежных  правах» не содержит прямых указаний на то, какими критериями необходимо руководствоваться  для определения размеров вознаграждения. Предполагается, что если использование  произведения приносит существенную прибыль  работодателю, то авторское вознаграждение должно быть соразмерно этой прибыли. С другой стороны, если прибыль работодателя незначительна или ее вообще нет, то необходимо ориентироваться на минимальные  ставки авторского вознаграждения. Таковые, в соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об  авторском праве и смежных  правах», были установлены Постановлением Правительства РФ «О минимальных  ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования  литературы и искусства» от 21 марта 1994 года. 30 Приложением №3 к данному постановлению является Положение «О минимальных ставках авторского вознаграждения за воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности декоративно-прикладного искусства». Пункт 3 раздела II данного положения устанавливает, что автору, создавшему в порядке выполнения трудового задания образец произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства для воспроизведения или тиражирования, вознаграждение выплачивается по нормам, установленным этим Положением, если иное не предусмотрено договором.31

Право на авторское вознаграждение может быть реализовано и вне  авторского договора, например это  право на вознаграждение тех авторов, кто передают свои полномочия организациям, управляющим имущественными правами  на коллективной основе. Тонкость в  том, что договоры, заключаемые авторами с этими организациями, не являются авторскими.32 Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, должны сами согласовывать с пользователями произведений размер вознаграждений, осуществлять их сбор и распределяют между представляемыми обладателями авторских прав пропорционально фактическому использованию произведений. Срок востребования вознаграждения у такой организации – три года, если по прошествии этого срока вознаграждение не будет востребовано, то организация вправе использовать его по своему усмотрению.

Для рассмотрения следующего, особого, случая выплаты авторского вознаграждения,  вспомним упомянутую нами при рассмотрении права на передачу в эфир проблему. Дело в том, что распространение  современных технических средств  сделало практически невозможным  контроль за использованием произведений. В этом контексте следует иметь  в виду две нормы – во-первых, положение ст.18 Закона РФ «Об авторском  праве и смежных правах»: «Допускается без согласия автора и без выплаты  авторского вознаграждения воспроизведение  правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях, за исключением случаев, предусмотренных  статьей 26.»33 Процитированная оговорка – это как раз и есть второй аспект проблемы.  Дело в том, что положения ст. 18 не распространяется на определенный круг носителей, то есть без выплаты авторского вознаграждения правомерными не признаются: воспроизведение произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений, воспроизведения баз данных или существенных частей из них, воспроизведения программ для ЭВМ (за исключением случаев, предусмотренных статьей 26 Закона), репродуцирования книг и нотных текстов. Более того, распространяются они исключительно на индивидуальное пользование, то есть записать с эфира художественный фильм на видеокассету правомерно, но нельзя потом эту запись тиражировать и продавать, получая прибыль, ведь это затрагивает имущественные интересы автора. Для подобных случаев, по-видимому, и действуют положения ст. 26 Закона. Именно производители и импортеры материальных носителей произведения, а также оборудования для их производства, в соответствии с действующим законодательством, выплачивают авторские вознаграждения, для чего заключают соглашение с организациями, управляющими имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе. Такое соглашение достигается о размере вознаграждения, а также об условиях его выплаты, а сбор осуществляет одна из организаций управляющих имущественными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей.  Если соглашением не предусмотрено иное, то взимаемые с производителей и импортеров суммы делятся следующим образом: 40% - авторам, 30% - исполнителям,  30% -  производителям фонограмм.34 Кстати, изготовители оборудования и материальных носителей в свою очередь включают выплаченные вознаграждения в себестоимость выпускаемой продукции.

Если оборудование и материальные носители являются предметами экспорта или не предназначены для использования  в домашних условиях (профессиональное оборудование), их изготовители обязанностей по выплате вознаграждения не несут.

Закончить разговор о праве автора на вознаграждение можно упоминанием  о специально оговоренной Законом  выплате автору музыкального произведения (с текстом или без текста)  специального вознаграждения за публичное  исполнение.35 

 

 

  

 

 

 

 

2. Коммерческая тайна как метод охраны интеллектуальной собственности.

Коммерческая тайна. Сохранение в тайне секретов производства как средство обеспечения фактического преимущества перед другими участниками оборота является самой древней формой охраны творческих результатов прикладного характера. Однако правовое регулирование отношений, связанных с объектами промышленной собственности, появилось лишь в последнее столетие в рамках законодательства о борьбе с недобросовестной конкуренцией. В России, где на протяжении 70 лет господствовала планово-административная экономика, данный вид регулирования практически отсутствовал. Впервые право участников оборота на сохранение коммерческой тайны было провозглашено Законом СССР от 4 июня 1990 г. «О предприятиях в СССР». В ст. 33 указанного Закона раскрывалось понятие коммерческой тайны как не являющихся государственными секретами сведений, связанных с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятий, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб их интересам. Статья 2 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» упоминала о секретах производства (ноу-хау, торговые секреты) как одном из признаваемых законом объектов интеллектуальной собственности. Чуть позже Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца было квалифицировано в качестве одной из форм недобросовестной конкуренции (ст. 10). Однако условия, при которых обладатель технической, организационной или коммерческой информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), приобретал право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами, были впервые закреплены ст. 151 Основ гражданского законодательства 1991 г. С принятием части первой Гражданского кодекса РФ в законодательстве появилось более развернутое определение служебной и коммерческой тайны (ст. 139).

В настоящее время российское законодательство об охране служебной и коммерческой тайны представляет собой совокупность статей, которые содержатся в различных  правовых актах, посвященных в целом  регулированию иных общественных отношений. Центральной из них является ст. 139 ГК, содержащая определение служебной  и коммерческой тайны, раскрывающая условия признания ее самостоятельным  объектом правовой охраны и указывающая  на основные юридические средства защиты прав ее обладателя. КЗоТ РФ допускает  включение в трудовой договор  условий неразглашения работником сведений, составляющих служебную или  коммерческую тайну, ставших известными ему в связи с исполнением  своих должностных обязанностей.

Понятие охраны коммерческой тайны. Гражданский кодекс РФ определяет коммерческую тайну как информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (п. 1 ст. 139). Отвечая всем признакам, свойственным интеллектуальной собственности, и будучи одним из ее объектов, коммерческая тайна обладает рядом специфических особенностей.

Прежде всего следует отметить, что в ее основе лежит фактическая  монополия определенного лица на некоторую совокупность знаний. Правовые средства, которыми располагает обладатель коммерческой тайны, хотя и предоставляют ему известные возможности для ограждения его интересов, являются менее эффективными, чем те, которые имеются в распоряжении владельцев иных объектов интеллектуальной собственности. Поэтому прежде всего от самого правообладателя, от полноты и результативности принимаемых им мер по сохранению его фактической монополии на знание зависит жизненность его права на коммерческую тайну.

Важной особенностью коммерческой тайны является, ее наибольшая универсальность  среди других объектов интеллектуальной собственности. Если под изобретениями, промышленными образцами, товарными  знаками и иными объектами  интеллектуальной собственности закон  понимает вполне определенные результаты интеллектуальной деятельности, то под  понятие коммерческой тайны могут  быть подведены самые разнообразные  сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью  предпринимателя. При этом коммерческой тайной могут быть объявлены вполне потенциально патентоспособные решения, которые правообладатель по каким-либо причинам не желает обнародовать и  патентовать в установленном  порядке.

Вместе с тем возможности  предпринимателей по отнесению сведений, связанных с их деятельностью, к  коммерческой тайне не безграничны. Любое государство вправе осуществлять контроль за деятельностью предпринимателей, следить за своевременностью и полнотой уплаты налогов, оценивать воздействие  их деятельности на окружающую среду  и т.д. Поэтому повсеместно законом, иными правовыми актами или судебной практикой определяются сведения, которые  не могут составлять коммерческую тайну. В РФ круг таких сведений установлен постановлением Правительства РСФСР  от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», а также некоторыми другими  актами. В частности, не могут составлять коммерческую тайну учредительные  документы; документы, дающие право  заниматься предпринимательской деятельностью; сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для  проверки правильности исчисления и  уплаты налогов и других обязательных платежей; документы о платежеспособности; сведения о численности, составе  работающих, их заработной плате и  условиях труда и др.

Российское законодательство, как  и законодательство большинства  европейских стран, предъявляет  к коммерческой тайне следующие  три требования. Во-первых, информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам.

Во-вторых, к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании. Если соответствующая информация может быть получена законным образом любым заинтересованным лицом, например путем изучения открытых данных, анализа образцов выпускаемой продукции, знакомства с публикациями и т.п., она коммерческой тайной не признается.

В-третьих, чтобы информация считалась  коммерческой тайной, требуется, чтобы  обладатель информации принимал меры к охране ее конфиденциальности. К  ним могут быть отнесены разнообразные  меры технического, организационного и юридического характера, которые  направлены на то, чтобы оградить информацию от несанкционированного доступа третьих  лиц. При этом, конечно, не требуется, чтобы обладатель информации принимал все мыслимые средства для ее охраны. Важно, чтобы из его конкретных действий явно следовало желание сохранить  определенные сведения в тайне от окружающих.

Наряду с термином «коммерческая  тайна» в законодательстве и на практике широко используются такие термины, как «секреты производства», «ноу-хау», «торговые секреты», «конфиденциальная  информация» и т.п. Хотя каждый из названных терминов имеет присущий лишь ему оттенок и применяется  обычно в достаточно определенной ситуации, все они обозначают, в сущности, одно и то же понятие, которое в  новом ГК получило наименование «служебная и коммерческая тайна».

Специфической чертой коммерческой тайны, выделяющей ее среди других объектов интеллектуальной собственности, является неограниченность срока ее охраны Право  на коммерческую тайну действует  до тех пор, пока сохраняется фактическая  монополия лица на информацию, которое  ее образует, а также имеются предусмотренные  законом условия ее охраны. Это  обстоятельство делает избрание данной формы охраны привлекательным для  предпринимателей в тех случаях, когда их не удовлетворяет принцип  срочности патентной охраны.

Хотя Гражданский кодекс РФ не указывает  на то, какие методы получения информации являются незаконными, данный вопрос не представляет особой сложности. Во всем мире к числу таких методов  относят промышленный шпионаж, подкуп служащих обладателя коммерческой тайны, проникновение в помещение, прослушивание  средств связи, вскрытие корреспонденции  и т.д. Большинство из названных  и подобных им действий запрещены  законодательством и образуют составы  административных или уголовных  правонарушений.

Информация о работе Интелектуальная собственность