Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 16:22, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение инфраструктуры и ее роли в развитии региона. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и сущность инфраструктуры;
- Рассмотреть влияние инфраструктуры на развитие территории.
Введение 3
1. Инфраструктура: понятие, сущность
1.1. Понятие инфраструктуры 6
1.2. Влияние инфраструктуры на развитие территории 8
2. Отрасли инфраструктуры региона
2.1. Производственная инфраструктура 13
2.2. Социальная инфраструктура 15
Заключение 29
Библиографический список 31
ФГБОУ ВПО
Оренбургский государственный аграрный университет
Факультет среднего профессионального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
по МДК. 1.1. «Управление
территориями и недвижимым
ПМ. 1 «Управление земельно-имущественным комплексом»
на тему: «Инфраструктура региона: понятие, отрасли, влияние на его развитие»
31 гр.9-ЗИО Мошкова Е.С.
Проверил: преподаватель
Оренбург, 2013 год.
Содержание
Введение
1. Инфраструктура: понятие, сущность
1.1. Понятие инфраструктуры
1.2. Влияние инфраструктуры на
развитие территории
2. Отрасли инфраструктуры региона
2.1. Производственная
2.2. Социальная инфраструктура
Заключение
Библиографический список
Введение
Ведущей тенденцией развития современной цивилизации становится глобализация жизни человечества. Этот процесс «пространственного развития» осуществляется при активном участии инфраструктуры, прежде всего транспортных, энергетических, телекоммуникационных и других сетей. Их коммуникационная и интегрирующая роль подчеркивается в современных концептуальных моделях устойчивого развития мира и европейского континента , Российской Федерации . Развитие рыночной инфраструктуры, как институциональной, так и физической является не только предпосылкой снижения транзакционных и производственных издержек, но и одним из условий развития конкурентной среды. Значительная часть инфраструктуры, является общественным благом, ее выгоды и преимущества распространяются на всех участников рынка. Способствуя снижению издержек, инфраструктура стимулирует конкуренцию между уже существующими предприятиями и создает условия для ее развития в результате привлечения инвесторов и создания новых эффективных предприятий. Роль инфраструктуры как организатора экономического и социального пространства определена и установками нынешней экономической программы правительства России. Особенно актуальны проблемы построения региональных инфраструктур для РФ в настоящее время, в силу наличия проблем в политической, экономической и социальной сферах жизни общества в большинстве территорий. Целью написания курсовой работы является изучение инфраструктуры и ее роли в развитии региона. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и сущность инфраструктуры;
- Рассмотреть влияние инфраструктуры на развитие территории.
Структура курсовой работы включает следующие разделы: введение, основную часть, заключение, список использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность избранной проблемы, ее практическая значимость, определяется логическая последовательность наложения материала с учетом того, что раскрытие теоретических вопросов темы предшествует анализу практических проблем объекта исследования, по материалам которого пишется курсовая работа, обосновываются цель и задачи автора. Целесообразно отметить степень разработанности темы в экономической литературе.
Основную часть работы целесообразно разделить на две главы. В первой главе курсовой работы дается определение основных понятий темы, их характеристика, история развития анализируемых процессов, формулируются их современные проблемы. Вторая глава носит более практическую направленность, поскольку в ней предлагаются возможные варианты решения названных в первой главе проблем.
В основной части работы значительное место следует отвести современному аспекту рассматриваемой темы. Автор должен выявить современные особенности осуществления анализируемых закономерностей, объяснить их причины, попытаться определить тенденции дальнейшего развития.
Не менее важно умение студента использовать местный материал по выполняемой теме, показывая, насколько он дополняет содержательную (основную) часть работы. Анализ местного материала может не только существенно обогатить теоретические выводы, но и выявить региональные особенности осуществления общих экономических закономерностей. Для этого студенту потребуется умение работать со статистическим материалом, сопоставлять и анализировать его. Большую помощь в этом может оказать преподаватель - руководитель курсовой работы.
В заключении курсовой работы суммируются все выводы, подученные ее автором. В относительно небольшом объеме (2-3 страницы) студент должен в сжатой, лаконичной форме изложить наиболее важные, с его точки зрения, положения рассмотренной проблемы, особо подчеркивая самостоятельность сделанных выводов. Самостоятельность и обоснованность выводов наиболее всего ценны в курсовой работе и существенно влияют на ее оценку.
Список литературы содержит весь перечень источников, использованных студентом при подготовке и написании курсовой работы. Кроме цитированных в тексте трудов в него необходимо включить все источники, оказавшие влияние на формирование позиции автора. Оформление списка использованных источников должно соответствовать нормам, установленным стандартом ГОСТ 7.1-84
1. Инфраструктура: понятие, сущность
1.1 Понятие инфраструктуры
Одной из особенностей современного этапа развития страны является повышение роли и совершенствование инфраструктуры. 1
В период плановой экономики сложилась диспропорция между развитием базисных отраслей и инфраструктурой из-за занижения роли инфраструктуры, недостаточных капиталовложений вследствие понимания ее как вторичного элемента по отношению к основному производству.
При становлении любого типа экономики главенствующую роль выделяют производству, которые является основой для развития общества, поэтому первоначальным определяется рассмотрение именно производственной инфраструктуры.
В начале своего развития до наступления машинного способа производства, инфраструктура не выделялась в особенную функцию. В общей неразвитости производства удельный вес инфраструктуры был незначителен.
В основе развития инфраструктуры лежит введение машинного способа производства, который вызывает разделение деятельности по производству продуктов на отдельные обособленные виды труда, т. е. происходит общественное разделение труда, в связи с чем, происходит развитие инфраструктуры из - за увеличения потребностей отдельных видов труда. Таким образом, производственная инфраструктура приобретает новое качество, заключающееся в том, что она превратилась в развивающиеся отрасли и виды деятельности. Такими отраслями являются отрасли транспорта и связи. Функцией транспортной отрасли является осуществление процесса перевозки товаров, готовых к потреблению и необходимых для процесса производства. В самостоятельную отрасль выделилась также и отрасль по передаче сообщений, т. е. связь.
Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделении труда. Так, отдельные ремесла от земледелия, или второе крупное общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между городом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе отделение торговли от земледелия и промышленности привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь, с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.
Термин инфраструктура произошел от лат. «infra» ниже, под; «structura» строение, расположение. Несмотря на широкое использование термина инфраструктура существуют различные трактовки понятия.
Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в предоставлении услуг производству и населению, в обслуживании производства и населения.
Другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в создании общих условий производства, в обеспечении деятельности основного производства.
При рассмотрении вопроса о производственной инфраструктуре важно выделить то, что она не производит какой - либо продукт, лишь создает необходимые условия для его производства.
Инфраструктурные элементы экономики являются лишь следствием своеобразной функций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций основного производства. Поэтому в определении производственной инфраструктуры первичным признаком должны выступать ее функции, состоящие в обеспечении производства.
Функциональной спецификой производственной инфраструктуры является:
Затрачиваемый труд в отраслях производственной инфраструктуры является производительным, он увеличивает стоимость национального дохода.
В отраслях инфраструктуры создается продукт в новой материально - вещественной форме.
Невозможно резервировать или складировать продукцию отраслей инфраструктуры, т. к. она проявляется в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации. Нельзя характеризовать производственную инфраструктуру как вспомогательную и тем более второстепенную сферу.
В рамках курсовой работы уместно упомянуть о социальной инфраструктуре (т. к. при становлении рыночной экономики нельзя забывать о человеческих факторах).
Социальная инфраструктура - совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (транспорта и связи по обслуживанию населения; образование, здравоохранения) деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения.
Изучение инфраструктуры важно не только в сфере производства, но касается социальной и культурной жизни общества. С предоставлением большей свободы действий гражданам предоставляются организации, обеспечивающие их самостоятельную деятельность, исходя из их собственных интересов.
1.2 Влияние инфраструктуры на развитие региона
Инфраструктура является категорией пространственной организации производства, расселения населения, природопользования, культуры, управления и пр. и потому связана прямыми и обратными связями со многими элементами в системе территориальной организации общества. Этот принцип является основным в региональных исследованиях инфраструктуры. Методологические и методические особенности изучения инфраструктуры в системе территориальной организации регионов состоят в применении комплексного, системного подхода к ее исследованию, ключевое значение в решении этой задачи имеет оценка влияния инфраструктуры на разные аспекты территориальной организации региона.
Известным является факт, что в зависимости от уровня экономической сформированности регионов по-разному проявляется характер и направление взаимодействия подсистем производства, обслуживания и расселения. В урбанизированных, сложившихся в хозяйственном отношении регионах наблюдается взаимная зависимость подсистем, каждая из которых играет важную роль в развитии других подсистем. Во вновь осваиваемых регионах, создание территориальных структур происходит под преобладающим влиянием производственной подсистемы, которая предопределяет формирование сети населенных пунктов, развитие связей между ними, демографическую структуру населения и т.д., и соответственно этому – территориальную организацию сферы обслуживания.
Проблеме оценки влияния инфраструктурного комплекса на региональное развитие в разные годы уделяли свое внимание географы, экономисты и градостроители, исследовались различные направления влияния инфраструктуры на общественное производство. В частности, Чернавский И.Ф. утверждал, что инфраструктура является интегральным элементом производительных сил и оказывает влияние на развитие отраслей материального производства. По оценкам Ю.В. Блохина производственная инфраструктура выполняет активную роль и проявляется в темпах и пропорциях развития экономики региона, воздействии на специализацию и территориальную организацию регионального производства. Системообразующую роль инфраструктуры подчеркивал в своих работах Трейвиш А.И., поскольку на каждом территориальном уровне инфраструктура взаимодействует со всеми остальными хозяйственными и социальными объектами. Последнее время инфраструктура все чаще рассматривается как «организатор пространства» – экономического и социального.
Рассматривая инфраструктуру в качестве предпосылки размещения производительных сил, Н.С. Мироненко отмечал, что, несмотря на то, что размеры и состав инфраструктурных отраслей зависят от экономико-географического положения региона (ЭГП), определенный минимум инфраструктурной обеспеченности необходим для всех регионов. Задача экономической географии, по его мнению, заключается в поиске оптимальных региональных характеристик инфраструктуры.
Наиболее выгодное ЭГП обусловливает более интенсивное инфраструктурное освоение территорий. В свою очередь инфраструктурная обеспеченность становится одним из важнейших факторов, влияющих на количественные характеристики ЭГП. Таким образом, пространственное размещение производственной инфраструктуры определяется выгодами экономико-географического положения в общем случае, с ростом благоприятности ЭГП наблюдается увеличение инфраструктурного потенциала на базе теории экономико-географического положения, что приводит к изменению отраслевой структуры ВРП и позволяет увеличивать долю сферы услуг как основы постиндустриального общества. Общеизвестным является факт, что ЭГП территории может изменяться во времени в зависимости от транспортного фактора. И именно поэтому для восточных регионов страны изменение географического положения связывается с увеличением интенсивности освоения пространства.
Информация о работе Инфраструктура региона: понятие, отрасли, влияние на его развитие