Источники Российского Конституционного права, понятие и виды
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 13:37, курсовая работа
Краткое описание
Но все же, мы можем говорить, о том, что с позиции последних лет российской истории тема источников конституционного права получает все большее развитие, ее изучение продолжает стимулироваться все новыми факторами. Во-первых, на сегодняшний момент во многом изменились и были пересмотрены взгляды на само право, а от этих взглядов зависит и сам подход к определению источников и их системе.
Содержание
Введение 3
Глава 1 Понятие источника конституционного права 5
Глава 2 Федеральные источники конституционного права 12 2.1 Конституция РФ, как источник права 15 2.2. Конституционно-правовые нормы, как источники права
Глава 3 Региональные источники конституционного права 32
Постановления Правительства
России являются обязательными для органов
исполнительной власти субъектов Федерации
по вопросам, относящимся к ведению РФ
(ст. 71 Конституции) и совместному ведению
Федерации и её субъектов (ст. 72 Конституции).
Согласно Конституции РФ (п.
4 ст. 15) составной частью правовой
системы Российской Федерации
являются общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные
договоры Российской Федерации. Это означает,
что упомянутые акты, содержащие нормы
конституционного права, относятся к числу
источников конституционного права. Заключение РФ договоров с другими
государствами регулируется Федеральным
законом о международных договорах РФ
от 15 июля 1995 г. Закон устанавливает, что
положения официально опубликованных
международных договоров РФ, не требующие
издания внутригосударствен- ных актов
для применения, действуют в РФ непосредственно.
Для осуществления иных положений международных
договоров РФ принимаются соответствующие
правовые акты.
В теории и практике международного
права общепризнанными
принципами и нормами международного
права считаются такие общеобязательные
нормы международного права, которые пользуются
всеобщим признанием, выраженным тем или
иным способом, хотя зачастую
и не закрепленные в каких-либо
конвенциях. Эти нормы получили название
норм «общего» международного права или
«общих», «универсальных » норм. Международный
суд ООН неоднократно выражал мнение,
что «универсальные» принципы и нормы
или принципы и нормы «общего» международного
права, как правило, существуют и действуют
в качестве принципов и норм общего международного
обычного права48.
К общепризнанным принципам
и нормам международного права, прежде
всего относятся общепризнанные нормы
международного сообщества.
Всеобщее признание предполагает
наличие согласия с соответствующими
нормами со стороны всех основных групп
государств международного сообщества. Это означает, что принятые
незначительным
большинством того или иного
международного форума, не могут
иметь сколько-нибудь серьезных
шансов стать «общепризнанными»
юридически обязательными нормами.
Кроме того, негативное отношение
государства к той или иной
резолюции делает невозможным ее
применение к отношениям с его
участием.
Наряду с общепризнанными принципами
и нормами международного
права составной частью правовой
системы Российской Федерации являются
международные договоры Российской Федерации.
Они — существенный элемент стабильности
международного правопорядка и отношений
России с зарубежными странами, функционирования
правового государства.
К числу договоров Российской
Федерации, являющихся источниками
конституционного права, относятся,
в частности, Соглашение о создании Содружества
Независимых Государств; Договор о Союзе
Беларуси и России и Устав Союза Беларуси
и России.49
Если международным договором
Российской Федерации установлены
иные правила, чем предусмотренные
законом, то применяются правила международного
договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Таким
образом, в иерархии источников конституционного
права ратифицированный международный
договор стоит выше национального закона,
поскольку нормы последнего не могут ни
противоречить нормам международного
договора, ни отменять их.
Среди международных договоров
Российской Федерации можно выделить
Договор о создании Союзного государства,
заключенному между Российской Федерацией
и Республикой Беларусь и вступившему
в силу 26 января 2000 г.
Согласно данному Договору
Союзное государство базируется на принципах
суверенного равенства государств-участников,
добровольности, добросовестного выполнения
ими взаимных обязательств. Оно основано
на разграничении предметов
ведения и полномочий между Союзным государством
и государствами-участниками. Для реализации целей Союзного государства
создаются специальные органы, такие как:
Высший Государственный Совет, Парламент,
Совет Министров, Суд, Счетная палата Союзного
государства. Государственная власть
в государствах-участниках осуществляется
образованными ими в соответствии с их
конституциями государственными органами.
Союзное государство имеет
свой герб, флаг, гимн и другие атрибуты
государственности, единую
денежную единицу (валюту), Граждане государств-участников
являются одновременно гражданами Союзного
государства. Никто не может
стать гражданином Союзного государства
без приобретения гражданства государства-участника.
Договор о создании Союзного государства,
являющийся одним из международных договоров
Российской Федерации, стал после вступления
его в силу составной частью внутренней
правовой системы нового Союзного государства,
источником конституционного права этого
государства. Наряду с этим Договором
такими источниками являются также содержащие
конституционно-правовые нормы законы,
Основы законодательства, декреты, постановления,
директивы и резолюции, принятие которых
органами Союзного государства предусмотрено
Договором о создании Союзного государства.
Данный договор свидетельствует
о том, что договоры действительно являются
источниками конституционного права РФ.
Это следует из того, что этот договор
создает целое союзное государство, со
своими особыми законами, постановлениями
и декретами, предусмотренные этим же
договором.
Так же говоря об источниках
конституционного права, мы не можем не
сказать о декларациях. Например, Декларация о языках
народов России от 25 октября 1991 г., Декларация
прав и свобод человека и гражданина от
22 ноября 1991 г.
Такого рода Декларации имеют
конституционно - правовое значение. В
них формулируются принципы, обязательные
для всего конституционно - правового
развития государства. В них провозглашаются
новые концепции, определяющие развитие
государства, содержатся принципы, которые
признаются необходимыми для всей политики
в затрагиваемой сфере и которым должно
быть подчинено соответствующее законодательство.
Нынешняя Конституция РФ не
содержит какого - либо упоминания о праве
Федерального Собрания принимать декларации,
об их юридической силе и о порядке принятия.
Но поскольку это и не исключено, можно
сделать вывод, что парламент вправе принимать
подобного рода акты без притязания на
их высшую юридическую силу и без соблюдения
обычной законодательной процедуры.
Хотелось бы обратить внимание
на то, что в российской правовой практике
за понятием «федеральный конституционный
закон» скрывается более широкое разнообразие
видов в сравнении с законодательной
практикой большого числа зарубежных
стран. В большинстве зарубежных стран
конституционными законами признаются
и именуются в качестве таковых только
законы, вносящие изменения и дополнения
в Конституцию. «Лишь в немногих из них
под конституционным законом действительно
понимается не закон, вносящий изменение
в конституцию (или не только он), а закон,
который, дополняя ее, остается самостоятельным
(Австрия, Швеция, Нидерланды, Чехия, Словакия)»50.
Региональные источники
конституционного права
Региональные источники – это
такие источники, которые действуют только
на территории соответствующих субъектов
Федерации. В их число входят:
конституции республик в составе
Российской Федерации, уставы других субъектов
Федерации, а также содержащие конституционно-правовые
нормы региональные законы и другие правовые
акты органов государственной власти
субъектов Федерации, договоры и соглашения,
заключенные между ними.
Особое место в системе нормативных
правовых актов каждого субъекта Федерации
занимает конституция (в республиках)
и устав (в краях, областях, городах федерального
значения, в автономной области и в автономных
округах), которые имеют высшую юридическую
силу по отношению ко всем другим актам
соответствующего субъекта и носят учредительный
характер.
В настоящее время приняты и
действуют конституции республик: Адыгея
(10 марта 1995 г.); Алтай (7 июня 1997 г.); Башкортостан
(24 декабря 1993 г.); Бурятия (22 февраля 1994
г.); Дагестан (26 июля 1994 г.); Ингушетия (27
февраля 1994 г.); Кабардино-Балкария (1 октября
1997 г.); Калмыкия (5 апреля 1994 г.); Карачаево-Черкесия
(5 марта 1996 г.); Карелия (30 мая 1978 г.); Коми
(17 февраля 1994 г.); Марий Эл (24 июня 1995 г.);
Мордовия (21 сентября 1995 г.); Саха (Якутия)
(4 апреля 1992 г.); Северная Осетия (12 ноября
1994 г.); Татарстан (30 ноября 1992 г.); Тыва (21
октября 1993 г.); Удмуртия (7 декабря 1994 г.);
Хакасия (25 мая 1995 г.); Чечня (12 марта 1992
г.); Чувашия (1978 г.).
Согласно ч. 1 ст. 66 Конституции
РФ статус республики определяется
Конституцией РФ и конституцией
этой республики. Но в конституциях республик
этот статус может быть сформулирован
по-разному.
Так, например, в конституциях
Республики Башкортостан, Республики
Бурятия, закреплен государственный
суверенитет этих республик.
Во всех республиках, согласно
конституциям, действуют законодательные
(представительные) органы государственной
власти, которые формируются населением
с помощью выборов. В Адыгее, Коми, Татарстане,
Удмуртии и Чувашии — это Государственный
Совет; на Алтае, в Башкортостане, Марий
Эл, Мордовии, Саха (Якутии) — Государственное
Собрание; в Бурятии и Калмыкии — Народный
Хурал.
Также конституции республик
закрепляют систему органов исполнительной
власти. К примеру в Адыгее, в их число
в входят: Президент — глава государства
и глава исполнительной власти и Кабинет
Министров — исполнительный орган государственной
власти; на Алтае — глава республики —
высшее должностное лицо, возглавляющее
исполнительную власть и правительство,
осуществляющее эту власть; в Башкортостане
— Президент — глава республики и глава
исполнительной власти; Председатель
Правительства и Правительство — орган
исполнительной власти.
Наличие у республики конституции
вытекает из ее статуса государства
в составе Федерации, обязательным
атрибутом которого и является наличие
высшего на своем уровне основного закона.
Все иные нормативные акты субъекта Федерации
не могут противоречить конституции. 51
В большинстве республик имеются
органы конституционного контроля (главным
образом, конституционные суды), которые
разрешают дела о соответствии всех нормативных
правовых актов субъектов Федерации их
конституциям. Конституции республик
должны соответствовать Конституции РФ.
Обеспечение такого соответствия отнесено
к совместному ведению Российской Федерации
и ее субъектов (ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
Норма об обеспечении соответствия конституций
республик Конституции РФ, о верховенстве
Конституции РФ закреплена в конституциях
ряда республик. Так, в Конституции Республики
Тыва (ст. 112) говорится, что в случае противоречия
Конституции Республики Тыва Конституции
РФ по вопросам, отнесенным к ведению федеральных
органов власти и управления, действуют
нормы последней.
Однако на практике соответствие
конституций республик федеральной Конституции
не обеспечивается должным образом. Многие
положения республиканских конституций
противоречат Конституции РФ. При том,
что Конституция РФ расширила пределы
учредительной власти субъектов Федерации
в области правового регулирования. И
за субъектами Федерации сохраняется
широкая самостоятельность в определении
содержания своих конституционных норм.
Субъекты федерации принимают
свои уставы.
Термин «устав» был введен в
юридической оборот Законом РФ «О краевом,
областном Совете народных депутатов
и краевой, областной администрации»52 и как основной закон субъектов
Федерации, не являющихся государствами,
был закреплен Конституцией РФ (ч. 2 ст.
66).
Уставы имеют высшую юридическую
силу по отношению ко всем законам и иным
актам данного субъекта. Это означает,
что все другие правовые акты, принимаемые
на территории соответствующего субъекта,
должны соответствовать уставу. Верховенство
уставов проявляется также и в том, что
они являются актами прямого действия,
порождающими конкретные правоотношения. Они служат нормативной базой
для развития текущего законодательства
соответствующих субъектов. Они определяют
органы, которые могут принимать законодательные
акты и регулируют сам
законодательный процесс, создавая тем
самым предпосылки законотворческой
деятельности.
Еще уставы закрепляют статус
соответствующего субъекта в составе
Российской Федерации и определяют основы
взаимоотношений с ней, полномочия субъекта,
систему его органов государственной
власти, избирательную систему, организацию
местного самоуправления и другие аспекты
устройства субъекта.
Большинство уставов содержат
подробный перечень прав и свобод
человека и гражданина, устанавливаемых
Конституцией РФ. В некоторых
уставах закрепляются дополнительные
права, действующие на территории соответствующего
субъекта Федерации, им предусмотрены
дополнительные гарантии для осуществления
прав граждан, проживающих на территории
данного субъекта. Так, например, Устав
Ставропольского края содержит более
расширенную трактовку прав и свобод.
К указанным выше нормам – принципам здесь
добавлена норма, обеспечивающая равенство
прав и свобод человека и гражданина, независимо
от пола, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
местажительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям и по другим обстоятельствам
(ст. 14). Устав Ставропольского края, единственный
из всех такого рода правовых актов, определяет
экономическую, финансовую и политическую
основу обеспечения прав и свобод жителей
края. Вместе с тем, поскольку права и свободы
человека и гражданина уже установлены
Конституцией РФ, многие уставы либо совсем
не содержат норм о правах человека и гражданина
(например, Устав Ленинградской области),
либо отводят им весьма ограниченное место
(например, Устав Саратовской области).
Обычно уставы регулируют правоотношения,
связанные с организацией государственной
власти. Они включают основные принципы