Источники Российского Конституционного права, понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Но все же, мы можем говорить, о том, что с позиции последних лет российской истории тема источников конституционного права получает все большее развитие, ее изучение продолжает стимулироваться все новыми факторами.
Во-первых, на сегодняшний момент во многом изменились и были пересмотрены взгляды на само право, а от этих взглядов зависит и сам подход к определению источников и их системе.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Понятие источника конституционного права 5

Глава 2 Федеральные источники конституционного права 12
2.1 Конституция РФ, как источник права 15
2.2. Конституционно-правовые нормы, как источники права

Глава 3 Региональные источники конституционного права 32

Заключение 42

Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 96.01 Кб (Скачать файл)

построения и функционирования системы государственной власти субъекта Федерации, отношения, связанные с порядком образования и функционирования государственных органов, их виды, структуру, их  правовой статус, формы деятельности органов государственной власти, издаваемые ими акты.

Все уставы содержат разделы, посвященные местному самоуправлению

в соответствующем субъекте Федерации.53 Как и конституции, уставы субъектов Федерации должны соответствовать Конституции РФ. Обеспечение такого соответствия относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Норма об обеспечении соответствия уставов Конституции РФ, о ее верховенстве закрепляется в различных формулировках во многих уставах. Уставы некоторых субъектов Федерации устанавливают, что при внесении изменений в Конституцию РФ, принятии новых федеральных законов по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения положения уставов применяются в части, не противоречащей Конституции РФ и федеральным законам.54

В отличи от конституций, уставы субъектов Федерации при всем разнообразии их форм и содержания, как правило, соответствуют Конституции РФ. Показателен в этом отношении, например, Устав Пензенской области. Его первая глава содержит общие положения правового статуса Пензенской области. Область провозглашается административно-территориальным образованием и равноправным субъектом Российской Федерации. Ее статус определяется Конституцией РФ и уставом области

(ст. 1) и т.д.

Уставы некоторых субъектов Федерации предусматривают возможность их участия в международных отношениях Российской Федерации. В уставах ряда субъектов Федерации указывается, что на их территории распространяется суверенитет Российской Федерации (ст. 13 Устава Красноярского края; ст. 5 Устава Приморского края; ч. 2 ст. 5 Устава Ханты-Мансийского автономного округа и др.). В то же время в уставах некоторых субъектов Федерации содержатся нормы, нарушающие Конституцию РФ. Так, Устав Ставропольского (ст. 37) края устанавливает, что по вопросам, не входящим в его компетенцию, Ставропольский край контролирует деятельность учреждений, организаций и должностных лиц федерального подчинения. В Уставе Пермской области закреплена обязанность федеральных властей согласовывать с администрацией области создание и ликвидацию органов федеральных министерств и ведомств Российской Федерации на территории области, а также назначение на должность и освобождение от должности их руководителей (ч. 3 ст. 34).

На основании вышеизложенного мы можем сделать вывод о том, что в субъектах Федерации предстоит большая работа по приведению их уставов в полное соответствие с действующим федеральным законодательством.

 

Среди региональных источников конституционного права важное место занимают законы республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, содержащие нормы конституционного права.

Законодательное регулирование, осуществляемое в субъектах Федерации, довольно обширно. Оно определяется, в первую очередь, Конституцией РФ, конституциями и уставами соответствующих субъектов.

Значительная группа общественных отношений, требующих законодательного регулирования со стороны субъектов Федерации, касается

вопросов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Согласно ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к ним относятся защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользования, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности и др.

Другую группу общественных отношений, требующих законодательного регулирования в субъектах Федерации, образуют общественные отношения, являющиеся предметом регулирования исключительно государственных органов субъектов Федерации. Согласно ч. 4 ст. 76 Конституции РФ все субъекты Федерации имеют право на собственное правовое регулирование, которое включает принятие законов и осуществляется вне пределов ведения Российской Федерации, а также вне пределов ведения Российской Федерации и ее субъектов. Круг этих вопросов весьма обширен и открывает широкие возможности для развития регионального законодательства.

Во всех конституциях и уставах субъектов Федерации содержатся

нормы, регулирующие порядок законотворческой деятельности. Ими определяются субъекты права законодательной инициативы, устанавливаются процедуры голосования по законопроектам, решаются другие вопросы, относящиеся к этой сфере. Надо сказать, что в большинстве субъектов Федерации в настоящее время законодательство развивается довольно интенсивно55 . Начало этой работе было положено принятием в регионах таких базовых законодательных актов, как законы о правовых нормативных актах (например, Закон Воронежской области от 1 февраля 1995 г. «О правовых нормативных актах Воронежской области»).

В регионах наряду с обычными законами действуют и кодифицированные законы. Они принимаются в тех областях права, нормы которых не систематизированы на федеральном уровне. Речь идет, в частности, о региональной государственной и муниципальной службе, миграционной деятельности и т.д. В результате такой систематизации сокращается число актов субъектов Федерации, изданных по сходным вопросам. Например, Избирательный кодекс Свердловской области отменил 13 областных законов, регламентирующих соответствующие отношения на территории упомянутого региона. Сегодня избирательные кодексы приняты в 11 субъектах Федерации.

Серьезным недостатком в законотворческой деятельности субъектов

Федерации является наличие множества фактов, когда их законы будут противоречить федеральному законодательству. Это касается всех субъектов. Однако особенно часто такого рода противоречия имеют место в законах республик.

В качестве примеры мы взяли одну из множества группзаконов республик— законы о выборах в органы государственной власти. Так, в законах Республики Бурятия, Республики Коми, Республики Саха (Якутия)

устанавливается, что активным и пассивным избирательным правом пользуются в этих республиках только граждане, проживающие на территории этих республик. Понятно, что это противоречит принципу равенства граждан Российской Федерации на всей территории, закрепленному Конституцией РФ. В соответствии с Законом Республики

Карелия «О выборах депутатов Законодательного собрания Республики Карелия» избирательного права лишены военнослужащие срочной службы. Законами Татарстана и Калмыкии предусматриваются безальтернативные выборы глав исполнительной власти. В Республике Хакасия законом сокращены сроки досрочного голосования и т.д.

 

Среди источников конституционного права важное место занимают

акты президентов республик, глав администрации субъектов Федерации,

а также акты правительств этих субъектов, содержащие конституционно-правовые нормы. Конституции республик наделяют президентов правом издавать указы и распоряжения, но, как правило, только указы носят нормативный характер.

Уставы субъектов Федерации закрепляют право глав администрации

субъектов принимать постановления и распоряжения. При этом только постановления обычно являются нормативными актами. Указы и постановления издаются во исполнение действующего законодательства.

Они не могут противоречить конституциям, уставам и законам субъектов Федерации, федеральному законодательству. Эти акты обязательны для исполнения на всей территории  субъектов Федерации.

Практика свидетельствует о том, что далеко не все указы и постановления соответствуют действующему законодательству, особенно федеральному. Так, 11 января 1995 г. Президентом Чувашской Республики был издан Указ «О защите военнослужащих», в котором указывается, что из-за отсутствия правовой основы использования военнослужащих в военных действиях на территории Российской Федерации для разрешения межнациональных и региональных конфликтов военнослужащие не могут нести соответствующие юридические обязанности и ответственность. Тем самым Президент Чувашии взял на себя решение вопросов, относящихся к ведению федеральных органов государственной власти.56

К актам правительств субъектов Федерации относятся постановления

и распоряжения. Постановления, имеющие наиболее важное значение,

как правило имеют нормативный характер и принимаются

по наиболее важным вопросам. Они издаются на основе и во исполнение законов субъектов Федерации, указов и постановлений глав их администраций. Акты правительств не могут противоречить законодательству Российской Федерации и ее субъектов. Они обязательны к исполнению на территории соответствующих субъектов Федерации. Следует сказать, что в некоторых республиках правительство возглавляют президенты этих республик. В частности, Правительство Республики Тыва действует под руководством Президента республики, который подписывает и законы, принятые Верховным Хуралом республики, и указы, и распоряжения Президента, и постановления, а также распоряжения Правительства. На этом основании порой делается вывод о том, что в этих республиках нет четкого разграничения между указами президентов и постановлениями правительств, а статус этих актов носит неопределенный характер.

Конечно, рассматриваемое совмещение должностей может приводить

к путанице в издании актов президентов и правительств. Однако главное здесь совсем не в том, кто подписывает тот или иной акт, а в том, каким государственным органом издан этот акт и в какой мере его издание соответствует компетенции государственного органа, издавшего его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Проанализировав и разобравшись в теме своей курсовой работы, я пришел к выводу о том, что источники конституционного права имеют большое значение для укрепления  правового государства.

Источники права, говоря простым языком – это способ, с помощью которого закрепляются нормы права. Этот способ исторически обусловлен. Чаще всего под понятием источника права понимаются нормативно-правовые акты, законы, нормативные договоры, подзаконные акты, т.е. всё, что несёт в себе нормы права. И только осознав и усвоив это, уже можно сделать вывод, что источники играют колоссальную роль в самом процессе правотворчества. Только поняв, и осмыслив значение источников конституционного права, можно глубже изучить процесс правотворчества в государстве. Источники права по своему существу - очень важное правовое понятие, т.к. без способа( формы) выражения и закрепления нормы права не существовала бы и сама норма. Тем более важными являются источники конституционного права, представляющие способ закрепления не просто норм права, а конституционных, основополагающих, норм, призванных регулировать общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества.

 

Лучше всего проблема источников нашла свое отражение в работах таких авторов, как: О.Е. Кутафин, А.Е. Козлова, С.А. Карапетян и др. Но проблема все же полностью не изучена, и возможно сделать этого нет возможности, в силу того, что источники права постоянно развиваются. Появляются новые источники, вместе с ними новые концепции, которые противоречат старым- от сюда возникает конфликт и множество споров.

 

На сегодняшний день тема моей курсовой работы не исчерпывает собой всех проблем и вопросов связанных с источниками конституционного права РФ. Источники развиваются – развивается взгляды и концепции их проблем.

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации. – М.,1993.
  2. ФЗ от 21.07.1994«О Конституционном Суде РоссийскойФедерации»
  3. ФЗ от 31.12.1996 «О судебной системе Российской Федерации».
  4. ФЗ от 28.06.2004 «О референдуме Российской Федерации».
  5. ФЗ от 17.12.1997 «О Правительстве Российской Федерации».
  6. ФЗ от 14.06.1994 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
  7. Указ Президента РФ от 24.12.1993 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации».
  8. Постановления Правительства РФ от 22.04.1997 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан».
  9. Постановления Правительства РФ от 5.11.1997 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации».
  10. Постановления Правительства РФ от 21.12.1996 «О совершенствовании взаимодействия Правительства Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации».
  11. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22.11.1991
  12. Декларация о языках народов России от 25.10.1991
  13. Соглашение между правительством РФ и правительством Австралии от 07.09.2000 «Об избежании двойного налогооблажения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы»
  14. Конституция Республики Тыва
  15. Конституция Республики Адыгея
  16. Устава Приморского края
  17. Устав Санкт-Петербурга
  18. Закон Воронежской области от 1.02.1995 «О правовых нормативных актах Воронежской области».
  19. Указ Президентом Чувашской Республики от 11.01. 1995 «О защите военнослужащих»

 

 

Литература:

  1. Алпатов К.А. Акты Конституционного Суда Российской Федерации как источники конституционного права России: монография.- Волгоград: 2006. С. 1-4.
  2. Алексеев С.С. Теория права. — М.: 1993; 1994; 2-е изд., перераб. и доп. 1995.
  3. Бастен И.С. Решения Конституционного Суда Российской Федерации,конституционных судов субъектов Российской Федерации как источники конституционного права России. Челябинск: 2003г С. 1-4.
  4. Боброва Н.А. Некоторые аспекты законодательной деятельности субъектов Федерации// Государство и право. 1995. № 11. С. 43—48.
  5. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. М.: Новый юрист. 1998. С. 403-404
  6. Выстропова А.В. Акты Федерального Собрания Российской Федерации. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов, 1999.
  7. Завадская Л.Н. Концепция закона: отрицание отрицания // теория права: новые идеи . М. 1993. С.4-12
  8. Карапетян С.А. Источники конституционного права Российской Федерации. Ростов-на-Дону. 1998. С. 3-4.
  9. Кечекьян. С.Ф. О понятии источника права / / Уч. зап. МГУ. Вып. 116. Труды юрид. ф-та. Кн. 2. М., 1946. С. 3; см. также: Теория государства и права. М., 1949. С. 362.
  10. Козлова. Е.И, Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юрист. 1999. С. 18.
  11. Колесников Е.В. Источники российского конституционного права: вопросы теории и методологии. Автореф. дисс.... докт. юрид. наук. Саратов, 2000. С. 12.
  12. Кутафин. О.Е Предмет Конституционного права. М.: Юрист. 2001. С. 162.
  13. Марочкин СЮ. Нормы и источники международного права в правовой системе Российской Федерации / / Правоведение. 1997. № 6. С. 123—130.
  14. Нерсесянц В.С Общая теория права и государства. — М., 1999
  15. Овсепян Ж.И. ИСТОЧНИКИ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА. Часть I. //журнал “Северо-Кавказский юридический вестник”, 2003 г.  №1. с.30
  16. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. С. 32.
  17. Лысенко В.Н. Устав области, края, города федерального значения, автономного образования: каким ему быть? / / Государство и право. 1995. № 10. С. 62—67.
  18. Эбзеев Б.С. Прямое действие Конституции РФ  / / Правоведение. 1996. № 1. С. 8.
  19. Юдин Ю.А. Глава I «Источники конституционного права» // В кн.: Сравнительное  конституционное право. М.: «Манускрипт». 1996. С. 26.

Информация о работе Источники Российского Конституционного права, понятие и виды