Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 19:36, курсовая работа
Актуальность исследования. Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей - основа развития цивилизации.
Введение…..………………………………………………….……………………2
Глава 1. Понятие охраны памятников культуры.
История охраны памятников истории и культуры в России………………………………………………………………….……….5
Классификация памятников истории и культуры в РФ….……………………………………………………………………….….12
1.3. Оценка современного состояния памятников культуры и истории…………………………………………………………………..15
Глава 2 . Комплекс мер по сохранению памятников истории и культуры.
2.1. Государственная политика в сфере охраны памятников истории и культуры. ………………………………………………….………………….21
2.2. Зарубежный опыт охраны памятников культуры…………………25
2.3. Основные современные методы сохранения памятников…….….31
Заключение.……………………………………………………...…………34
Литература. ……………………………………………………….……...36
Значительная часть объектов, прежде всего усадебных комплексов, оказались бесхозными и брошенными на произвол судьбы. Это привело к тому, что буквально на протяжении последнего десятилетия многие усадебные комплексы превратились в руины.
Серьезные проблемы сложились и в области выявления, изучения, государственной охраны и сохранения объектов археологического наследия. Существовавшая в предшествующие десятилетия система организации и управления в этой сфере требует уточнения и корректировки для учета новых российских реалий. Необходимо, в частности, четко разграничить функции и полномочия и регламентировать взаимоотношения органов государственной власти, местного самоуправления, РАН и ее специализированных научных организаций, а также исполнителей соответствующих работ в сфере археологической деятельности. Думается, что эту задачу можно решить в случае утверждения Правительством Российской Федерации соответствующего положения.
Проблемой сохранения объектов археологического наследия является и постоянно увеличивающееся количество раскопок «черных археологов», охвативших практически все регионы страны. Например, не избежали участи хищнических раскопок такие известные археологические комплексы как Гнездовский (Смоленская область), «Старая Рязань» (Рязанская область), памятники археологии Краснодарского края (Таманский полуостров, античные поселения «Фанагория», «Патрей», «Тамань»), Приморского края (Шайгинское городище,) Владимирская область (комплекс селищ 10-15 вв. «Весь») Республики Мордовия (Кельгинский могильник), Московской области (грунтовый могильник мери «Жабки», дьяковское городище на территории музея-заповедника «Бородино», Одинцовские курганы), Пермской области (Гляденевское святилище), курганы Воронежской области. 5
Одной из основных причин процветания «черной археологии» можно считать недостаточно жесткие меры пресечения нарушений и наказания нарушителей законодательства об охране объектов культурного наследия. В целях исправления сложившейся ситуации Правительством Российской Федерации в соответствии с установленным порядком направлены для согласования в регионы дополнения и изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за причинение ущерба памятникам археологии, а также повышению эффективности механизма его реализации.
Необходимо подчеркнуть, что вышеописанные негативные процессы в сфере культурного наследия в значительной степени явились следствием межведомственной разобщенности, несогласованностью действий некоторых федеральных и региональных органов власти и местного самоуправления и, что не менее важно, фактического отстранения общественности от участия в принятии решений в данной сфере.
Глава 2 . Комплекс мер по сохранению памятников истории и культуры.
2.1. Государственная политика в сфере охраны памятников истории и культуры.
Государственная охрана историко-культурных
объектов (памятников истории и культуры)
включает в себя систему правовых, организационных,
финансовых, информационных и иных принимаемых
государством мер, направленных на выявление,
учет, изучение, проведение историко-культурной
экспертизы, установление границ территорий
и зон охраны таких объектов, контроль
за их сохранением и использованием.
Обеспечение сохранности культурных ценностей является одной из приоритетных задач нашего государства. В ч.2 ст.44 Конституции РФ сказано, что «каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры», «на доступ к культурным ценностям» , что дает возможность удовлетворять духовные потребности человека и гарантирует его внутреннее развитие. Этому корреспондирует закрепленная в ч.3 этой же статьи обязанность каждого заботится о сохранения исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.6
Данные положения нашли свое отражение в Федеральном законе от 25.06.2002 № 73-ФЗ(ред. от 30.11.2011) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" основной задачей в сфере культурного наследия является обеспечение сохранности объектов культурного наследия всех видов и категорий, включая осуществление их государственной охраны, сохранения, использования и популяризации в соответствии с законодательством.
Главным необходимым условием обеспечения сохранности объектов культурного наследия в настоящее время является совершенствование государственной политики на основе всестороннего учета состава и состояния объектов культурного наследия, современных социально-экономических условий развития общества, реальных возможностей органов власти, местного самоуправления, общественных и религиозных организаций, иных лиц, особенностей национально-культурных традиций народов Российской Федерации и множества других факторов.7
Государственная политика по обеспечению сохранности объектов культурного наследия должна исходить из признания приоритетности сохранения историко-культурного потенциала как одного из главных социально-экономических ресурсов существования и развития народов Российской Федерации и реализовывать комплексный подход к решению вопросов государственной охраны, непосредственного сохранения, распоряжения и использования объектов культурного наследия всех видов и категорий.
Существующая система государственной охраны объектов культурного наследия была сформирована на основе принципов, определенных в 60-х - 70-х годах прошлого века, и обеспечивала сравнительно приемлемое состояние важнейших памятников в условиях социалистической плановой экономики. Колоссальные экономические и социальные изменения в России, произошедшие за последние 20 лет, потребовали коренной модернизации этой системы. Важным шагом на этом пути стало принятие в 2002 г. долгожданного закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Новый закон вел целый ряд важных новых понятий и норм, предопределяющих регламентацию охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия. Однако его полноценное практическое использование требовало разработки и утверждения нескольких подзаконных актов, в частности Положений о Едином государственном реестре объектов культурного наследия, о государственной историко-культурной экспертизе объектов культурного наследия и др. К сожалению, все эти акты до сих пор остаются в стадии разработки.
На протяжении 1990-х годов в соответствии с приказом Министерства культуры РСФСР от 26 января 1990 № 33 "О реорганизации структуры управления делом охраны памятников истории и культуры" система государственной охраны памятников состояла, в основном, из региональных организаций и учреждений по охране и использованию памятников, созданных органами управления культурой субъектов Российской Федерации. Несмотря на то, что впоследствии указанный приказ Министерства культуры РСФСР вступил в противоречие с законодательством и был отменен, в 60 субъектах Российской Федерации полномочия государственных органов охраны памятников продолжают осуществлять местные специализированные организации, в 18 субъектах Российской Федерации структуры, выполняющие эти функции отсутствуют вовсе и только в 4 регионах образованы уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73 ФЗ (ред. от 30.11.2011).
Необходимо отметить, что в ходе осуществленной в соответствии с принципами административной реформы реорганизации структуры федеральных органов исполнительной власти не был создан предусмотренный Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73 ФЗ (ред. от 30.11.2011) федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области государственной охраны объектов культурного наследия, хотя отдельные полномочия Российской Федерации в этой сфере и были возложены на Минкультуры, Росохранкультуры и Роскультуры.
Между тем, создание такого органа не противоречит идее жесткого разграничения правоприменительных функций органов исполнительной власти (в том числе, функций по непосредственному осуществлению государственной охраны) и соответствующих надзорных функций.
В сфере культурного наследия, как особо общественно значимой, жесткий государственный надзор за исполнением законодательства целесообразно дополнить институтами широкого общественного контроля, в частности, практикой общественных экспертиз и обсуждений.
Таким образом, новый закон отразил наиболее актуальные проблемы сохранения культурного наследия в новых экономических и социально-политических условиях. Вместе с тем для реализации закона необходимы подзаконные акты, в которых более детально разработаны вопросы сохранения исторических центров городов (система охранных зон, размеры допустимых "вторжений" в историческую среду центра города), более четко регламентированы отношения новых владельцев памятников и государственных учреждений охраны.
Принятие нового закона - это бесспорная победа научной общественности, так как именно по инициативе ученых - историков, архитекторов, реставраторов - ведется интенсивная работа по подготовке, переработке и дополнению существующего пакета законодательных актов по охране культурного наследия. Органы власти должны выполнять функцию защиты памятников культуры. В будущем надеюсь, что в этом вопросе государственная политика продолжит издание и формирование новых законов, которые так нужны нам сегодня.
2.2. Зарубежный опыт охраны памятников культуры.
Промышленная революция, которая медленно началась в Великобритании в восемнадцатом веке и полностью преобразовала общество, в девятнадцатом веке быстро распространилась из Великобритании в другие страны.
Все страны, пережившие промышленную революцию, рано или поздно задавались вопросами, почему происходит утрата исторического наследия и что делать для предотвращения этого процесса, т. е. занялись проблемами сохранения своего историко-культурного наследия.
В конце концов, это привело к публикации Венецианской хартии в 1964г. после конференции в Венеции, где представители нескольких стран объединили свой опыт, чтобы прописать критерии о том, как подходить к вопросу о защите и сохранении исторического наследия. Самое важное – в Венецианской хартии установлено, что наследие включает в себя гораздо больше, чем известные здания и произведения искусства: «…Понятие исторического памятника включает в себя не только отдельное архитектурное произведение, но и городскую или сельскую среду, в которой находится материальное свидетельство определенной цивилизации, значительного развития или исторического события. Это распространяется не только на прекрасные произведения искусства, но и на более скромные сооружения прошлого, которые приобрели культурное значение с течением времени…».
Изучение зарубежного опыта сохранения наследия на современном этапе развития городских пространств очень важно для выявления всех положительных и отрицательных моментов этой деятельности. Для большинства стран характерен комплексный поход к сохранению и возрождению культурного и исторического наследия, наличие эффективного законодательства, регулирующего данную сферу. Действуют базовые законы об охране культурного наследия, приняты и реализуются федеральные, региональные и местные программы по сохранению наследия и охране памятников. Созданы властные структуры, наделённые необходимыми полномочиями с целью контроля исполнения законов в этой сфере. В мероприятиях и проектах по сохранению наследия, часто имеющих сложную структуру финансирования, взаимодействуют государство, региональные и местные власти, жители, специализированные общественные организации, представители частного бизнеса.
Ведение реестров, каталогов, систематизация и инвентаризация памятников истории и культуры осуществляется во всех странах. В некоторых из них эта деятельность компьютеризирована, формируются специальные базы данных. Успешно решаются проблемы охраны археологических памятников.
Этому способствует развитый институт частной собственности. Многие государства, озабоченные сохранением своего археологического наследия, создали законодательную базу для регулирования этой проблемы.
Отдельного упоминания заслуживает существующая в некоторых странах система национальных парков, которые создаются с целью сохранения на конкретной территории исторических, природных или культурных8 ценностей. Принимаются законы, регулирующие охрану и использование природного, культурного и исторического наследия на конкретных территориях – национальных парках. Разрабатываются специальные регламенты посещения таких парков, а также меры охраны и правила использования их ресурсов. Существует практика консервации археологических объектов для исследования их в будущем.
Информация о работе Комплекс мер по сохранению памятников истории и культуры