Конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:01, контрольная работа

Краткое описание

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь — разновидность основных (конституционных) социальных прав человека. Его содержание составляет гарантированная законом возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Это право структурно охватывает: право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь. Право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь — общепризнанная норма международного права, закрепленная во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12).

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Структура административной ответственности:

В структуру административной ответственности  включаются её основные части, элементы. Причём отсутствие хотя бы одного из них препятствует её наступлению:

1. Основание. 

2. Субъекты 

3. Условия применения.

4. Мера административной ответственности. 

5. Процедура

Отметим, что в течении многих лет под основанием административной ответственности понимали административное правонарушение, но затем это мнение изменилось и было выделено два основания: закон и правонарушения. Т.е. стали выделять юридическое основание - норма права, и фактическое основание - совершение правонарушения. Более сложен вопрос о фактическом основании, одни авторы говорят, что фактическое основание это - проступок, другие - состав административного проступка, третьи - процессуальные нормы, процедура привлечения и т.п. Как уже говорилось, ответственность возможна только при наличии двух оснований (юридического и фактического), это не совсем верно: теоретически построим норму о запрете курения в каком-либо месте (юридическое основание), предположим, что её кто-либо нарушает (фактическое основание), казалось бы всё есть, для привлечения к административной ответственности (согласно вышеупомянутому правилу), но лицо не будет привлечёно к ответственности, т.к. предположим что ему в данном случае нет 14-ти лет (хе-хе). Поэтому предлагается несколько иная конструкция: фактическое основание - это проступок; юридическое основание - это состав административного проступка (конкретного) правонарушения.

 

Осуществление предпринимательской  деятельности без государственной  регистрации или без специального разрешения(лицензии).

 

 

 Согласно статье 34 Закона №86-ФЗ фармацевтическая деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Лицензия на осуществление фармацевтической деятельности выдается при наличии  документов, подтверждающих право соискателя лицензии на использование помещений в целях осуществления фармацевтической деятельности, наличие сертификатов у специалистов, осуществляющих фармацевтическую деятельность, а также санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии помещений требованиям санитарных правил.

 

Положение о лицензировании фармацевтической деятельности утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации  от 06 июля 2006 года №416 (далее Положение  №416, которое устанавливает порядок  лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой индивидуальными предпринимателями в сфере обращения предназначенных для медицинского применения лекарственных средств, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств,

Лицензирование фармацевтической деятельности осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (пункт 5.3.1.2. Положения №323).

Лицензионными требованиями и условиями  при осуществлении фармацевтической деятельности являются.

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям;

- соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами, требований статьи 29 Федерального закона «О лекарственных средствах» и правил оптовой торговли лекарственными средствами;

Правила оптовой торговли лекарственными средствами утверждены Приказом Минздрава Российской Федерации от 15 марта 2002 года №80.

в) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах» и правил продажи лекарственных  средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;

- соблюдение лицензиатом, осуществляющим  изготовление лекарственных средств,  правил изготовления лекарственных  средств, утверждаемых в соответствии  со статьей 17 Федерального закона «О лекарственных средствах», и требований к контролю качества лекарственных средств, изготовленных в аптечных учреждениях;

- соблюдение лицензиатом требований  о запрещении продажи лекарственных  средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных лекарственных средств и лекарственных средств, являющихся незаконными копиями лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, а также об уничтожении таких лекарственных средств в соответствии со статьей 31 Федерального закона «О лекарственных средствах»;

- наличие у руководителя соискателя  лицензии (лицензиата), деятельность  которого непосредственно связана  с приемом, хранением, отпуском, изготовлением и уничтожением  лекарственных средств, высшего фармацевтического образования, стажа работы по специальности не менее 3 лет и сертификата специалиста;

- наличие у индивидуального  предпринимателя - соискателя лицензии (лицензиата) высшего или среднего  фармацевтического образования и сертификата специалиста;

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность  которых связана с изготовлением,  приемом, хранением, отпуском  и продажей лекарственных средств,  имеющих высшее или среднее  фармацевтическое образование  и сертификаты специалиста;

- повышение квалификации специалистов  с фармацевтическим образованием  не реже одного раза в 5 лет.

«Лицензия на осуществление фармацевтической деятельности предоставляется на 5 лет» (пункт 3 Положения №416).

Гражданская ответственность за торговлю лекарственными средствами без лицензии предусмотрена статьей 173 ГК РФ, в которой сказано, что:

«Сделка, совершенная юридическим  лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными  в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности».

Таким образом, суд может признать все сделки, совершенные организацией, недействительными и она лишится  всего дохода от осуществляемого вида деятельности.

Административная ответственность  за осуществление деятельность без  лицензии предусмотрена пунктом 1 статьи 6.2 КоАП РФ.

«1. Занятие частной медицинской  практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим  лицензию на данный вид деятельности, -

влечет наложение административного  штрафа в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда».

На момент написания книги, согласно статье 5 Закона №82-ФЗ МРОТ для начисления штрафов равен 100 рублям.

Уголовная ответственность установлена статьей 235 УК РФ.

«1. Занятие частной медицинской  практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим  лицензии на избранный вид деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, -

наказывается штрафом в размере  до ста двадцати тысяч рублей или  в размере заработной платы или  иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы  на срок до трех лет, либо лишением свободы  на срок до трех лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

наказывается ограничением свободы  на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок».

Статья 171 УК РФ предусматривает:

«1. Осуществление предпринимательской  деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере  до трехсот тысяч рублей или в  размере заработной платы или  иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот  сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

2. То же деяние:

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением  дохода в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере  от ста тысяч до пятисот тысяч  рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового».

 

 

Возмещение вреда,причиненного ненадлежащим оказанием фармацевтической помощи.

 

Определение характера и установление объема возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, имеет целью  возмещение тех имущественных убытков, которые возникают вследствие утраты трудоспособности и расходов на восстановление или поддержание здоровья, медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Таким образом, возмещение носит имущественный (денежный) характер, а объем возмещения в соответствии со ст. 1085 ГК РФ включает в себя две составляющие:

- утраченные потерпевшим заработок  и иные доходы;

- расходы на лечение и прочие  расходы, целевое назначение которых  указано в этой статье.

Под заработком (доходом) применительно  к указанной статье следует понимать средства, которые потерпевший получал по трудовым и гражданско-правовым договорам, а также от предпринимательской и иной деятельности (например, авторской, творческой) до получения увечья или иного повреждения здоровья.

Если же потерпевший в связи с повреждением здоровья несет и дополнительные расходы, то они также взыскиваются с причинителя вреда (расходы на дополнительное питание, приобретение лекарств, санаторно-курортное лечение, включая стоимость проезда к месту лечения и обратно самого потерпевшего, а в необходимых случаях и сопровождающего лица, приобретение специальных транспортных средств, их техническое обслуживание, капитальный ремонт, приобретение горючего и т.п.), причем указанный перечень следует расценивать как примерный, в нем приведены лишь наиболее часто встречающиеся на практике виды расходов.

Все эти расходы имеют определенное целевое назначение - содействовать  восстановлению или улучшению состояния  здоровья потерпевшего либо смягчить последствия полученного им увечья, а также создать приемлемые условия существования потерпевшего с учетом тех новых потребностей, которые этим увечьем (или иным повреждением здоровья) вызваны.

Вместе с тем далеко не всегда фактические затраты потерпевшего, вызванные необходимостью оплатить дополнительные расходы, безусловно подлежат взысканию с причинителя вреда либо с иных лиц, ответственных перед потерпевшим за возмещение такого вреда (работодатель, владелец источника повышенной опасности, страховщик, родители несовершеннолетнего причинителя вреда и т.п.).

Расходы на лечение и иные дополнительные расходы подлежат возмещению в пользу потерпевшего лишь при наличии одновременно двух условий, предусмотренных п. 1 ст. 1085 ГК РФ:

- во-первых, потерпевший нуждается  в этих видах помощи и ухода;

- во-вторых, потерпевший не имеет права на их бесплатное получение.

При этом безусловно должны быть доказаны фактически понесенные потерпевшим  затраты, за исключением случаев, когда  суммы на возмещение дополнительных расходов могут быть присуждены на будущее время.

В связи с этим для правильного  разрешения заявленных требований с  учетом положений ст. 56 ГПК РФ суд, определяя обстоятельства, имеющие  значение для дела, возлагает на истца (потерпевшего) обязанность по представлению доказательств, которые  бы подтвердили как размер причиненного ему вреда в виде дополнительных расходов и фактически понесенные затраты, так и нуждаемость в таких расходах (в том числе и на будущее время) и отсутствие права на их бесплатное получение.

 

 

 

 

 

Ответственность  фармацевтических работников в случае причинения вреда здоровью граждан. 

 

Основания возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, установлены Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. N 5487-1 (с последующ. изм.).Вследствие недобросовестного  выполнения медицинскими и фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть, ущерб возмещается согласно ст. 66 Основ.Возмещение ущерба не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.Кроме того, в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 22.06.1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (с последующ. изм.) предприятие - производитель лекарственных средств несет ответственность за несоблюдение правил организации производства и контроля качества лекарственных средств.Аптечное учреждение несет ответственность за несоблюдение правил изготовления лекарственных средств, а также за оформление, упаковку и качество лекарственных средств, изготовленных в аптечном учреждении.Физические лица, ответственные за изготовление и качество лекарственных средств, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за нарушение Федерального закона N 86-ФЗ (в ред. от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ).Ответственность предусмотрена и за нарушение правил клинической практики, а также фальсификацию результатов клинических исследований лекарственных средств (п. 6 ст. 39 Закона N 86-ФЗ).При проведении клинических исследований лекарственного средства с пациентом, участвующим в этих исследованиях, должен заключаться договор страхования его здоровья между организацией - разработчиком лекарственного средства и медицинской страховой организацией (п. 9 ст. 40 Закона N 86-ФЗ).

Информация о работе Конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь