Конституционный Суд Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Для более точного понимания роли и места Конституционного Суда необходимо рассмотреть следующие вопросы:
историю возникновения и развития Конституционного Суда;
состав и порядок образования Конституционного Суда;
полномочия Конституционного Суда;
виды решений Конституционного Суда и их исполнение.

Содержание

Введение 3
1.История возникновения и развития Конституционного Суда Российской Федерации 5
2. Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации 12
2.1. Состав и порядок образования Конституционного Суда 12
2.2. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации 20
3. Решения Конституционного Суда Российской Федерации 24
3.1. Виды решений Конституционного Суда Российской Федерации 24
3.2. Принятие решений Конституционным Судом Российской федерации 25
3.3. Юридическая сила решений Конституционного Суда и их исполнение 30
Заключение 34
Список литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционный Суд Российской Федерации.docx

— 103.84 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНТРАНС  РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(РОСАВИАЦИЯ)

ФГБОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

 

 

Юридический факультет

Кафедра транспортного права

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По  дисциплине: Конституционное право Российской Федерации

На  тему: «Конституционный Суд Российской Федерации»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса гр. 501

Юридический факультет

Литвинова А. Д.

Проверила: Капитонова И. И.

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Оглавление

Введение 3

1.История возникновения и развития Конституционного Суда Российской Федерации 5

2. Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации 12

2.1. Состав и порядок образования Конституционного Суда 12

2.2. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации 20

3.  Решения Конституционного Суда Российской Федерации 24

3.1. Виды решений Конституционного Суда Российской Федерации 24

3.2. Принятие решений Конституционным Судом Российской федерации 25

3.3. Юридическая сила решений Конституционного Суда и их исполнение 30

Заключение 34

Список литературы 36

 

Введение

В последнее время в  российском обществе происходят существенные преобразования практически во всех сферах государственной и общественной жизни. Основным направлением такого развития страны, особенно в сфере построения и совершенствования законодательства является стремление заложить и укрепить в основе государственности Российской Федерации идеи и принципы правового государства, вся деятельность которого будет направлена на укрепление законности в стране, на создание правовой информированности граждан, на то, чтобы люди могли защищать свои права и свободы. В этих условиях очень важной является проблема формирования и развития способов, средств и органов правовой и судебной защиты населения, а, следовательно, особенно актуальной становится роль Конституционного Суда Российской Федерации, как органа, осуществляющего конституционный контроль и как одной из важнейших гарантий конституционности, законности, и правопорядка в стране.1

Обеспечение конституционной  законности является важнейшим условием существования и развития Российской Федерации как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, в котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации  и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.2

 Конституционный Суд  Российской Федерации - судебный  орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, реализует особые конституционно значимые функции, обеспечивающие наряду с деятельностью других органов государственной власти конституционную законность в Российской Федерации3.

В реформирующейся России проблемы конституционного контроля оказались в сфере повышенного научного внимания. В течение последних лет по этой теме переведены книги, отражающие зарубежный опыт, проведены сравнительно-правовые исследования, вышли работы с анализом отечественного опыта конституционного контроля и надзора. Такая активность вполне объяснима: этот институт является важнейшим элементом построения правового государства.4

Для более точного понимания  роли и места Конституционного Суда необходимо рассмотреть следующие вопросы:

  • историю возникновения и развития Конституционного Суда;
  • состав и порядок образования Конституционного Суда;
  • полномочия Конституционного Суда;
  • виды решений Конституционного Суда и их исполнение.

Основными источниками являются Конституция Российской Федерации 1993 г., Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г., а также статьи и работы ученых - юристов.

  1. История возникновения и развития Конституционного Суда Российской Федерации

Судьба органа конституционного контроля в России не была простой. Повышенный интерес к этой проблеме возник, когда после образования  СССР потребовалось преодолевать «разнобой и пестроту» в законодательстве республик. Юридической базой для этого могла стать Конституция СССР: ориентация на ее предписания создавала условия для придания единообразия формировавшемуся в то время законодательству. Органом, на который была возложена функция контроля за соблюдения Конституции СССР, стал образованный в 1924 г. Верховный Суд СССР. С начала 30-х гг. активность Верховного Суда СССР в области  конституционного контроля значительно упала, а затем и вовсе «исчезла». В Конституции 1936 г. уже не было упоминания о конституционном контроле, осуществляемом судами.5

Идею создания специализированного  органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают М.С. Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР. Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 г., когда в ст. 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Устанавливалось, что Комитет конституционного надзора СССР избирается Съездом народных депутатов СССР сроком на 10 лет из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и 21 члена Комитета, включая представителей от каждой союзной республики.

21–23 декабря 1989 г. Второй Съезд народных депутатов СССР принял закон «О конституционном надзоре в СССР» и избрал председателя ККН и его заместителя, соответственно С.С. Алексеева и Б.М. Лазарева. Остальных 25 членов комитета (по сравнению с первоначальными планами численность ККН была увеличена в ответ на требование автономий предоставить им 4 места в Комитете) съезд поручил избрать Верховному Совету.

С целью поэтапной ротации  состава Комитета было предусмотрено  непосредственно после избрания членов ККН провести жеребьевку и определить 13 членов Комитета, полномочия которых прекратятся не через 10, а через 5 лет.

При избрании Комитета 23 декабря 1989 г. прибалтийские делегации отказались принимать участие в процедуре. Кандидаты в члены ККН от этих республик сняли свои кандидатуры. 26 апреля 1990 г. Верховный Совет избрал 19 членов ККН.6

Комитет существовал не как  орган судебной власти, а как особая структура в системе законодательной власти. Он не имел права признавать антиконституционные законы недействующими и как экспертный, консультативный орган при парламенте должен был направлять свои заключения по поводу проектов нормативных актов, а также действующих законов, принимаемых Съездом народных депутатов СССР, и законов союзных республик на рассмотрение Съезда народных депутатов, который мог утвердить или отклонить заключения Комитета. Самостоятельной юрисдикцией Комитет обладал только в отношении подзаконных нормативных актов, нарушавших основные права и свободы человека, закрепленные в Конституции и в признанных СССР международных документах. Тем не менее, создание Комитета было поистине революционным политико-правовым актом на фоне зависимого положения судебной власти, во многом декоративно-пропагандистской роли советских Конституций7.

За время своего существования – с мая 1990 г. по декабрь 1991 г. – ККН СССР принял более 40 актов. В «Ведомостях Верховного Совета СССР» за 1990 и 1991 гг. опубликованы итоговые акты по 23 вопросам, рассмотренным Комитетом. В их числе решения о необходимости замены разрешительного порядка прописки регистрационным; о недопустимости применения неопубликованных актов, затрагивающих права и свободы граждан; об освобождении граждан, направленных на принудительное лечение по мотивам, не связанным с нарушением ими общественного порядка или прав других лиц.

В 18 случаях Комитет конституционного надзора СССР констатировал несоответствие рассмотренных актов Конституции, международным актам и международным обязательствам СССР, в 12 случаях признал не соответствующие Конституции акты утратившими силу, в двух случаях приостанавливал действие актов, в двух - обязал прокурорские органы принести протесты на правовые акты.

Среди решений ККН СССР были такие поистине смелые и по сей день актуальные решения, как признание неконституционности разрешительного порядка прописки и неконституционности порядка применения неопубликованных нормативных актов.8

ККН мужественно повел  себя во время попытки государственного переворота 19 августа 1991 г. Все члены ККН, находившиеся в тот момент в Москве (их было пятеро) собрались на заседание. Для принятия решения ККН было необходимо как минимум 11 человек, и поэтому решено было, что каждый из них выступит в личном качестве и обратится в Верховный Совет СССР с достаточно резким запросом, в котором они выражали озабоченность сложившимся положением. Однако функционирующие в тот период СМИ сократили и исказили позицию членов ККН настолько, что сложилось впечатление, будто ККН почти либо одобряет действия ГКЧП, либо как минимум не возражает против них. В тот же день родилось несправедливое, но крайне прилипчивое прозвище «Комитет конституционного позора», который потом пришлось долго опровергать членам и аппарату ККН.9

В декабре 1991 г. Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование.

15 декабря 1990 г. в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном Суде. В поправке, которая была одобрена Вторым Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом. Четвертый Съезд народных депутатов РСФСР обсудил проект Закона о Конституционном Суде РФ, однако во время голосования закон не добрал более 100 голосов. Закон был утвержден только следующим, Пятым Съездом 12 июля 1991 г. и несколько в иной редакции.

29–30 октября 1991 г. по представлению вновь избранного Председателя Верховного Совета Р.И. Хасбулатова были выбраны 13 из 15 судей Конституционного Суда. 30 октября 1991 г. состоялось первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР, а 14 января 1992 г. – первое заседание.10

На первом заседании Конституционный  Суд рассмотрел дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел. Конституционный Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции. Суд указал на то, что Президент, подписав этот Указ, превысил свои полномочия. Также в постановлении Конституционного Суда говорилось о том, что деятельность правоохранительных органов связана с реальными ограничениями прав и свобод граждан, в том числе права на неприкосновенность личности, личной жизни, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров. Разделение и взаимное сдерживание служб государственной безопасности и внутренних дел призвано обеспечить демократический строй и является одной из гарантий против узурпации власти.

Самым долгим делом за всю  историю Конституционного Суда Российской Федерации, слушания которого длились почти полгода, и самым громким и массовым стало дело о проверке конституционности указов Президента, которыми он в августе 1991 г. приостановил, а затем и прекратил деятельность Коммунистической партии и фактически объявил ее вне закона. В рамках этого же дела Конституционный Суд проверял конституционность самих партий – КПСС и КП РСФСР.

Конституционный Суд принял миротворческое решение. Он признал, что  сращивание партийных структур с  государственной властью недопустимо, однако вывел из-под удара рядовых членов партии. Конституционный Суд указал на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно невозможен и запрет на объединение в организацию людям с теми или иными убеждениями.

И, наконец, решением, повлекшим  за собой самые драматические   последствия, было то, которым Конституционный Суд признал противоречащим Конституции Указ Президента № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов. Произошло это 5 октября 1993 г. А спустя два дня Президент Ельцин приостановил деятельность Конституционного Суда.11

12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ. Ст. 125 новой Конституции заложила новые правовые основы деятельности Конституционного Суда. 

Принципиальных изменений по сравнению  с ранее действующим регулированием деятельности Конституционного Суда всего два: отныне Конституционный Суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий. Конституционный Суд проверяет только нормативные акты и только по запросам или жалобам. Еще одно изменение, которое вряд ли можно считать принципиальным по сути, но которое существенно повлияло на технологию деятельности Суда – увеличение численности судей с 15 до 19.

24 июня 1994 г. Государственная Дума приняла новый закон о Конституционном Суде – федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». 12 июля за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. 21 июля закон был подписан Президентом РФ, а 23 июля – опубликован. В феврале 1995 г. Суд был полностью укомплектован.12

Последнее время непрерывно совершенствуется законодательная основа и практические механизмы работы Конституционного Суда. В январе 2001 г. срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с двенадцати до пятнадцати лет. А в марте 2005 г. в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» были внесены поправки, которые установили, что полномочия судьи Конституционного Суда перестали быть ограничены определенным сроком. Согласно новым положениям закона судьи исполняют свои полномочия со дня назначения на должность и до достижения ими семидесятилетнего возраста13.   

Информация о работе Конституционный Суд Российской Федерации