Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 14:37, курсовая работа
Для более точного понимания роли и места Конституционного Суда необходимо рассмотреть следующие вопросы:
историю возникновения и развития Конституционного Суда;
состав и порядок образования Конституционного Суда;
полномочия Конституционного Суда;
виды решений Конституционного Суда и их исполнение.
Введение 3
1.История возникновения и развития Конституционного Суда Российской Федерации 5
2. Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации 12
2.1. Состав и порядок образования Конституционного Суда 12
2.2. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации 20
3. Решения Конституционного Суда Российской Федерации 24
3.1. Виды решений Конституционного Суда Российской Федерации 24
3.2. Принятие решений Конституционным Судом Российской федерации 25
3.3. Юридическая сила решений Конституционного Суда и их исполнение 30
Заключение 34
Список литературы 36
8) нормы Конституции Российской
Федерации и Федерального
9) доводы в пользу принятого решения, а при необходимости также доводы, опровергающие утверждения сторон;
10) формулировка решения;
10.1) указание на необходимость пересмотра дела в отношении заявителя в случае, если принимается итоговое решение в виде постановления о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации; о признании оспариваемых заявителем положений нормативного правового акта аналогичными нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции постановлением Конституционного Суда, сохраняющим силу, и поэтому также не соответствующими Конституции либо о констатации факта, что примененная в конкретном деле норма ранее признана неконституционной постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу;
11) указание на окончательность и обязательность решения;
12) порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования.
Итоговое решение
Судья Конституционного Суда Российской Федерации, не согласный с решением Конституционного Суда Российской Федерации, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации» вместе с решением Конституционного Суда Российской Федерации.
Судья, голосовавший за принятое постановление или заключение по существу рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. В таком случае письменное несогласие судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».45
Решение, вынесенное по итогам рассмотрения дела, за исключением постановления, принятого в порядке разрешения дела без проведения слушанья, провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда Российской Федерации немедленно после его подписания.
Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются:
Решения Конституционного Суда Российской Федерации могут быть также направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.
Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда Российской Федерации публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», а при необходимости и в иных изданиях46.
Решение Конституционного Суда может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, других органов и лиц, которым оно направлено. Вопрос о разъяснении решения Конституционного Суда рассматривается в заседании Суда в таком же порядке, в каком это решение было принято. В случае, если вопрос о разъяснении решения подлежит рассмотрению в заседании с проведением слушания, в это заседание приглашаются ходатайствующие о разъяснении решения орган или лицо, а также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассмотренному делу.
О разъяснении решения Конституционного Суда Российской Федерации выносится определение, излагаемое в виде отдельного документа и подлежащее опубликованию в тех изданиях, где было опубликовано само решение.47
Конституционный Суд Российской
Федерации после провозглашения
решения может исправить
Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию. Решение, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Постановление, принятое в порядке разрешения дела без проведения слушания, вступает в силу со дня его опубликования в соответствии со ст. 78 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Иные решения Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу со дня их принятия.49
Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.50
В случае, если решением Конституционного Суда нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.
В этом случае:
1) Правительство Российской Федерации не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Указанные законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке;
2) Президент Российской
Федерации, Правительство
3) законодательный (
4) высшее должностное лицо
субъекта Российской Федерации
не позднее двух месяцев после
опубликования решения
5) федеральные органы
Позиция Конституционного Суда
относительно того, соответствует ли
Конституции Российской Федерации
смысл нормативного правового акта
или его отдельного положения, придаваемый
им правоприменительной практикой,
выраженная в постановлении
Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечет ответственность, установленную федеральным законом.
Согласно ст. 315 Уголовного Кодекса Российской Федерации злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.53
Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, реализует особые конституционно значимые функции, обеспечивающие наряду с деятельностью других органов государственной власти конституционную законность в Российской Федерации54.
Проанализировав историю создания, порядок образования, полномочия и деятельность Конституционного Суда Российской Федерации, можно придти к выводу, что на современном этапе развития отечественного судопроизводства Конституционный Суд обладает широкими полномочиями и инструментами для выполнения своей первостепенной задачи - защиты конституционных основ общественного строя и конституционных прав граждан Российской Федерации. Реализация этих задач призвана обеспечивать в стране режим конституционной законности, от уровня которой зависит действенность защиты граждан, государства и общества в целом.
Главная проблема эффективности работы Конституционного Суда в России заключается не в недостатках процедуры конституционного судопроизводства или конституционного законодательства, а в обеспечении исполнения решений Суда, которые порой открыто игнорируются как субъектами федерации, так и ветвями федеративной власти. Неисполнение судебных решений - характерная черта всего российского правопорядка. Законность же в государстве, в том числе и конституционную, должны обеспечивать не Суд, а исполнительная власть, прокуратура, правоохранительные ведомства.
Правильное и своевременное применение судами общей юрисдикции решений Конституционного Суда, его правовых позиций способствует очищению действующего законодательства от конституционно ущербных норм, конституционализации судебной практики. Судьи, разрешая конкретные дела, вынуждены восполнять пробелы и разрешать противоречия действующего законодательства, создавая при этом новое судебное право. Важнейшим источником в этом процессе являются решения и правовые позиции Конституционного Суда.
Право толкования законов и обобщения судебных казусов стало важнейшей прерогативой судебной власти, способствующей повышению ее роли в развитии и совершенствовании права. Учет законодателем при разработке новых законов судебной практики, в том числе формируемой решениями Конституционного Суда, позволяет говорить о прочном становлении судебной власти в нашей стране. Наступил момент, когда требуется официальное признание судебного правотворчества как необходимого способа формирования правовых норм, на основе которых смогут разрешаться не только одно конкретное дело, но и другие аналогичные дела.55
Информация о работе Конституционный Суд Российской Федерации