Корпоративное право в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 17:02, лекция

Краткое описание

Развитие корпоративного права в России достигло в настоящее время достаточно высокого уровня: разработано большое число законодательных и подзаконных актов, постановлений и распоряжений Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, накоплена достаточно обширная судебная практика. Но на определенном этапе стало очевидно, что часть проблем не решить с помощью обязательных норм, так как их решение вообще находится вне правового поля. Участникам корпоративных отношений - не только в России, но и во многих других странах - становилось все очевидней, что без взаимного доверия, без соблюдения определенных этических норм, без проявления разумности и добросовестности развитие в этой сфере может остановиться.

Вложенные файлы: 1 файл

21412_Kurs_lekcii.doc

— 736.50 Кб (Скачать файл)

- защита прав корпорации.

Нормы корпоративного права  имеют обязательное применение только в своей корпорации, т.е. локально. Форма закрепления корпоративных  норм - корпоративные акты. Корпоративные  нормы издаются органами управления корпорацией и выражают волю членов данной корпорации. Таким образом, корпоративное право в российской правовой системе не является самостоятельной отраслью права. Однако развитие корпоративного права в России не стоит на месте и в настоящее время находится на достаточно высоком уровне, в связи с чем можно предположить в будущем выделение корпоративного права в самостоятельную отрасль российской правовой системы.

В настоящее время  корпоративное право выступает  как система наиболее существенных норм, устанавливаемых органами управления корпорацией. Эти нормы принимаются членами корпорации, выражают их волю и носят общеобязательный характер.

Однако относительно структуры нормативного массива  корпоративного права нет однозначного мнения. Ряд авторов, в том числе Т.В. Кашанина, исходят из "узкого" подхода в понимании корпоративного права. Их точка зрения строится на понимании корпоративного права как права, действующего в корпорации, и основанного на "базе" лишь локальных актов организации. Подобное представление хотя и предлагает "усиление" частных начал в регулировании деятельности корпорации, но, тем не менее, оставляет без внимания остальной правовой "блок", имеющий неотъемлемое, приоритетное значение. На этом и основана иная, на наш взгляд более правильная, точка зрения. Анализ правоотношений, субъектом которых являются корпорации, предполагает более широкое представление предмета корпоративного регулирования, который, по мнению В.В. Гущина, позволяет рассматривать корпоративное право именно в широком смысле, определяющем очевидную необходимость сочетания частноправового и публично-правового регулирования.

Соответственно, нельзя "уменьшать" объем корпоративного права, исключая из него отношения, которые  должны быть урегулированы в централизованном порядке, посредством издания соответствующих юридических норм от имени государства.

Вопросы для  самоконтроля

 

1. Сформулируйте понятие  и назовите признаки корпоративного  права.

2. Сформулируйте понятие  корпорации.

3. Дайте характеристику  отношениям, регулируемым корпоративным правом, и назовите их особенности.

4. Каковы особенности  метода правового регулирования  корпоративного права?

5. Как соотносятся  между собой понятия "система  права" и "система законодательства"? Охарактеризуйте особенности системы корпоративного права.

6. Каково место корпоративного  права в системе и структуре  права?

3. Корпоративные  нормы

3.1. Понятие корпоративной  нормы

 

Понятие "корпоративная  норма" до недавнего времени рассматривалось  как разновидность социальных норм в системе социального регулирования, однако не совпадающая с ним. В настоящее время такое положение нельзя признать правомерным.

Корпоративные нормы  являются особым видом социальных норм. Это нормы, принимаемые организациями  и регулирующие отношения между  их членами или участниками.

Корпоративные нормы (по своему регулятивному значению, сфере действия, кругу адресатов и т.д.) - это групповые нормы внутри-организационного характера.

В литературе подчеркивается отсутствие в корпоративных нормах всеобщности и общезначимости права и общеобязательности закона. При этом корпоративные нормы могут стать частью права (корпоративным правом) лишь после официального санкционирования государством, например в порядке делегированного правотворчества. Во всех остальных случаях внутриорганизационные правила поведения социальных организаций признаются частью системы социального регулирования, действующей параллельно с правом, но к праву не относящейся.

Таким образом, корпоративные  нормы - один из видов социальных норм, они входят в общую нормативно-регулятивную систему общества. Нормы общественных организаций регламентируют в основном их внутренние вопросы и отношения (цели, задачи, функции, права и обязанности членов, условия вступления и выхода или отчисления, формирование руководящих органов, меры ответственности, взыскания, членские взносы и т.д.).

Правила поведения общественных и иных видов негосударственных  организаций, как правило, формализованы, т.е. содержатся в уставах этих общественных организаций.

По регулятивным особенностям эти правила близки к нормам права, так как в них очерчиваются права и обязанности членов этих объединений. Корпоративные нормы обеспечиваются мерами, предусмотренными данной общественной организацией. При необходимости осуществляется соответствующее юридическое воздействие со стороны государства для восстановления принципа справедливости при возникшем конфликте интересов.

Признание самостоятельного регулирующего значения корпоративных  норм вовсе не означает выведение  их за рамки понятия права. Корпоративные нормы являются правовыми потому, что они самым тесным образом связаны с нормами общегосударственными.

В нормах общего действия предусматривается возможность  коллектива регулировать свое поведение  самостоятельно. В общих нормах определяются направления корпоративного регулирования путем указания на цели, задачи общества, государства, того или иного нормативного акта либо на назначение того или иного вида деятельности. Корпоративные нормы могут "доурегулировать" уже существующие общественные отношения путем конкретизации и (или) преодоления или устранения пробелов в действующих нормах права.

Также законодатель указывает  и пределы корпоративного регулирования. Ограничительное значение имеет  и законодательная норма, определяющая запрещенные виды деятельности. Корпоративные нормы должны соответствовать природе права, выражающей начала справедливости, принципам права: общим, отраслевым, межотраслевым, составляющим его стержень.

Нормы, изданные государством, в некоторых случаях определяют и процедуру принятия корпоративных норм. Корпоративные нормы по своему содержанию не должны противоречить нормам общегосударственным. Корпоративные нормы могут обеспечиваться силой государственного принуждения.

Правовое регулирование  корпораций делится на два вида - централизованное и локальное (местное) правовое регулирование.

Первый уровень не зависит непосредственно от воли корпорации и воспринимается ей в  своей деятельности (например, нормы  ГК РФ).

Второй уровень - местный, локальный - это область творчества корпоративных менеджеров, которые сами вправе вносить необходимые изменения в правовую среду своих предприятий.

Предприятие является первичной  ячейкой бизнеса, поэтому на корпоративном  уровне и происходят наиболее важные изменения в регулировании общественных производственных отношений.

Важный фактор корпоративного регулирования - необходимые знания, навыки и опыт руководителей и  специалистов предприятий, от которых  зависит уровень правового регулирования  отношений, складывающихся в процессе производства, а в итоге и эффективность работы предприятий.

Таким образом, корпоративные  правовые нормы регулируют наиболее важные отношения, складывающиеся на предприятии, и поэтому среди других социальных корпоративных норм они являются самыми значимыми.

Деятельность корпорации не ограничивается кругом лишь внутренних вопросов, поскольку цель ее существования иная - обеспечение не только интересов участников корпорации, что невозможно без внутренней организации юридического лица, но и публичных интересов посредством удовлетворения общественных благ. А это возможно только путем осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности, реализация которой "обеспечивается" правовыми нормами, исходящими не столько от самой корпорации, сколько от публичных структур.

Паритет в государственном регулировании и самоуправлении должен соблюдаться.

Практика соотношения  природы корпоративного регулирования  также оценивается неоднозначно. По мнению Т.В. Кашаниной, расширение общего числа норм публичного права неизбежно  приводит к сужению сферы норм по внутрикорпоративному регулированию. Такая ситуация недопустима, поскольку ведет к излишнему "вторжению" императивных регуляторов в сферу, которая требует частных правовых "инициатив".

Таким образом, корпоративная  норма - составная единица корпоративного права, установленное или санкционированное государством правило поведения, которое является общеобязательным и формально определенным, устанавливает обязанности и определяет права участников корпоративных правоотношений.

3.2. Виды корпоративных  норм

 

Корпоративные отношения, весьма разнообразные по своей природе  и содержанию, не всегда оказываются  должным образом урегулированы  нормативно. Достаточно медленное развитие законодательства и высокая динамика существующих общественных отношений, и тем более появление новых, диктуют необходимость давать им юридическую квалификацию через призму корпоративной практики, где принципы саморегулирования должны достаточно точно заполнять существующий правовой "вакуум".

Корпорация представляет собой сложный организм, нормальное функционирование которого напрямую зависит от правильного сочетания правового регулирования.

Различают следующие  виды корпоративных норм:

1) несоциальные корпоративные  нормы, которые регулируют отношения  членов корпорации к каким-либо  материальным объектам, используемым в их деятельности:

- технические (правила  работы с ПЭВМ, правила эксплуатации  машины и т.д.);

- санитарно-гигиенические  (правила уборки помещений после  окончания работы);

- физиологические (инструкция  о порядке ношения летней и зимней форменной одежды);

- биологические (о  порядке использования респиратора  в период массовой эпидемии  гриппа) и др.

Несоциальные нормы, среди  которых наиболее значимыми являются нормы технические, - это правила  поведения, определяющие способы и  приемы воздействия человека на материальный мир;

2) социальные корпоративные  нормы - это правила поведения,  изданные на предприятии, в  организации и регулирующие отношения  между работниками, сотрудниками  корпорации и кредиторами, между  сотрудниками корпорации и клиентами и др. В качестве социальной корпоративной нормы может выступать и норма организационной культуры.

Социальная норма представляет собой правило поведения, или  стандарт, масштаб, образец поведения  одного человека по отношению к другому. Социальная корпоративная норма - это чаще всего требование организации к своему члену, в котором более или менее точно определены объем, характер, границы возможного и дозволяемого в его поведении. Норма, как правило, содержит в своих требованиях средства социальной оценки и контроля за реализацией соответствующих требований.

Социальные корпоративные  нормы, как и несоциальные, могут  быть разноплановыми:

- корпоративные обычаи (подарки для клиентов);

- корпоративные традиции (публичное поздравление именинников);

- этические нормы;

- эстетические нормы  (оформление интерьера помещения  определенным образом);

- деловые обыкновения  (запланированные собрания, планерки);

- правовые нормы (выплата  дивидендов в конце каждого  полугодия).

Позитивизм в законодательстве должен определяется не современным "этапом", а формированием "моделей" поведения на "будущее время", что весьма сложно.

В связи в этим вполне обоснованную точку зрения высказывает  В.М. Лавров. По его мнению, разрабатываемые  в целях совершенствования корпоративного законодательства нормы не должны быть ретроспективными, т.е. отражать только те отношения, которые уже возникли и существуют в данный момент. При разработке норм необходимо учитывать появление в будущем новых форм корпоративных взаимоотношений и проблем, которые участники хозяйственного оборота будут вынуждены разрешать на основе этих же норм.

Нормы поведения вносят в общественную жизнь стабильность, порядок, придают ей определенность и устойчивость тем, что они являются ориентирами для людей, направляя  их деятельность в определенное русло. С помощью социальных норм достигается упорядоченность связей между людьми, в этом состоит их основное значение.

Внутренние корпоративные  нормы, являясь разновидностью социальных норм, весьма подвижны и порой должны "перестраиваться" под ход экономических отношений, а главное - изменений, в централизованном правопорядке.

3.3. Система корпоративных  норм

 

Система корпоративных  норм обладает определенными чертами, отражает их правовую характеристику.

1. Корпоративные нормы  регулируют типичные ситуации (или вид отношений), имеющие место в корпорации. Можно сказать, что корпоративные нормы создают модель корпоративных отношений. Неординарные, редко возникающие ситуации в нормативном порядке не регулируются.

2. Корпоративные нормы рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну ситуацию, они начинают действовать вновь при аналогичных обстоятельствах.

3. Корпоративные нормы  носят общий характер. Они рассчитаны  не на одного или нескольких  человек, а сразу на многих  лиц, поименно не указанных. Им присуща неперсонифицированность, в них отсутствуют указания на конкретного адресата, что является одним из главных признаков данного вида норм.

Систему корпоративных  норм отличают основные их признаки:

1) они принимаются  на предприятии и действуют в его пределах;

2) субъектом их принятия  является администрация либо  трудовой коллектив;

3) они имеют дополнительный (субсидиарный) характер по отношению  к нормам общегосударственным;

Информация о работе Корпоративное право в России