Корпоративное право в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 17:02, лекция

Краткое описание

Развитие корпоративного права в России достигло в настоящее время достаточно высокого уровня: разработано большое число законодательных и подзаконных актов, постановлений и распоряжений Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, накоплена достаточно обширная судебная практика. Но на определенном этапе стало очевидно, что часть проблем не решить с помощью обязательных норм, так как их решение вообще находится вне правового поля. Участникам корпоративных отношений - не только в России, но и во многих других странах - становилось все очевидней, что без взаимного доверия, без соблюдения определенных этических норм, без проявления разумности и добросовестности развитие в этой сфере может остановиться.

Вложенные файлы: 1 файл

21412_Kurs_lekcii.doc

— 736.50 Кб (Скачать файл)

Природа локального нормообразования в корпорациях имеет свои особенности. В отдельных случаях локальные нормы действуют независимо от признания их государством, соответствуя при этом общим предписаниям существующего правопорядка, однако в иной ситуации могут получить публичную "легализацию".

Санкционирование государством корпоративных принципов и норм, по сути, превращает их в "закон" в отношениях между подобными себе правовыми субъектами. При этом возможно предварительное и последующее санкционирование локального корпоративного нормотворчества. Под предварительным предоставлением полномочий понимается издание государством общих или конститутивных актов, которые выступают в качестве определенного юридического основания корпоративного нормативного регулирования.

Например, корпорация, закрепляя  в своих учредительных документах отдельные положения Кодекса корпоративного поведения, тем самым самостоятельно регулирует свою деятельность. Но эта самостоятельность подтверждается государством в лице уполномоченных органов посредством регистрации Устава корпорации, где закреплены соответствующие корпоративные нормы.

Развитие локального регулирования корпораций в настоящий  период следует соотносить с возможностью четкого и грамотного формирования корпоративных правил в отдельно взятом корпоративно-юридическом образовании.

Такая концепция отношений  между централизованным и децентрализованным (внутренним) правовым регулированием должна определять все дальнейшее развитие практики корпоративного регулирования и норм корпоративного права.

Между тем, отмечая особенности  правоприменительного процесса в административном праве, Ю.М. Тихомиров указывает на эффект "совместного действия", когда совпадающие либо однородные по объекту регулирования нормы применяются либо согласованно, одновременно, либо по принципу "правовой цепи", связи общих норм и норм, которые их развивают и детализируют.

В то же время самоорганизация  и самостоятельность локальных  структур дают им возможность свободно определять условия, порядок и основания  принятия решений. Базовые первичные  акты: уставы, положения, учредительные  договоры - содержат главные элементы процедуры принятия решений.

При этом ничто не может  дать такого эффекта регулирования, как учет мнения меньшинства и  выработки единой согласованной  воли.

Классическим примером принципа саморегулирования является отражение в трудовом законодательстве некоторых правовых институтов, направленных на упорядочение трудовых отношений в организации. В частности, коллективный договор как соглашение между администрацией и работниками предприятия показывает содержание локальных норм, регулирующих сферу внутренней деятельности корпорации. Однако данный локальный акт выражает волю как работников, так и работодателя, служит интересам развития социально-партнерских отношений, достижению наиболее эффективной экономической деятельности предприятия. И это немаловажный аспект правового воздействия на общественные отношения, который имеет определенную цель существования любой корпорации.

При этом локальное регулирование  в корпорации предполагает правовое опосредование деятельности не "внутри", а "на уровне" корпорации. Такое представление значительно раздвигает рамки понятия локального акта, например, по сравнению с его определением в трудовом праве. Действие локального нормотворчества в корпорации не только служит интересам членов корпорации (участников, работников), но также преследует цель обеспечить распространение данных правил в отношении лиц, которые непосредственными ее членами не являются, но юридически связаны с корпорацией посредством нахождения в отношениях, имеющих относительную природу. Примером подобного положения являются отношения корпорации и ее акционеров, когда круг лиц, на которых распространяются корпоративные нормы, индивидуально не может быть установлен (не ограничивается членами данной корпорации), но конкретное лицо всегда может быть идентифицировано по наличию у него определенного количества ценных бумаг компании.

Формы локального корпоративного регулирования достаточно разнообразны: учредительные документы (устав, учредительный  договор), хозяйственные договоры, различные  положения, инструкции, приказы по вопросам организации деятельности корпорации.

Локальные корпоративные  акты играют особую роль в опосредовании  корпоративных отношений. Если при  регламентации вопросов, касающихся сути корпоративных отношений, приоритет  должен быть отдан нормам гражданского законодательства, то конкретные вопросы внутрикорпоративной деятельности должны регулироваться преимущественно локальными актами.

Анализ природы корпоративного права позволяет выделить локальное  регулирование как локальную  нормативную базу корпораций. В этом смысле корпоративное право выступает в роли связующего звена между государственным (публично- или частноправовым) и корпоративным регулированием.

Некоторыми авторами акты локального регулирования понимаются как акты поднормативного регулирования корпоративных отношений. Нормативный правовой акт и локальный акт, содержащий нормы корпоративного права, - явления разного уровня. Локальный акт по отношению к "централизованным" нормативным актам есть поднормативный акт.

Поскольку саморегуляция основана на законе, она поднормативна. Саморегуляция корпоративных отношений является главным элементом механизма их реализации, который, будучи основанным на законе, приобретает наибольшую эффективность.

Важное значение имеет  структура корпоративных правовых актов - именно она позволяет оформить правовой массив и придать ему ту форму, которая наилучшим образом отвечает правовому содержанию акта. Однако следует учитывать, что для корпоративных правовых актов в целом характерна более простая структура, нежели для общеправовых актов.

Локальное право является одним из уровней корпоративного права, имеющего особенности в своей  структуре и порядке регулирования  деятельности корпорации.

Таким образом, самостоятельной  роли за локальным регулированием деятельности корпораций пока признать нельзя в силу отсутствия упорядоченности "внутреннего" нормативного материала корпораций. Обеспечение внутренней саморегуляции корпорации строится с учетом "инициативы" и необходимости упорядочивать определенные виды корпоративных отношений. Следует, однако, признать острую потребность в более четком структурировании корпоративных норм, придании функционального значения локальному регулированию.

4.4. Кодекс корпоративного  поведения

 

Единство корпоративной  политики определяет перспективы дальнейшего совершенствования корпоративного законодательства, в первую очередь за счет участия в его разработке самих субъектов, на регулирование которых оно направлено. И здесь определяющим фактором является учет их интересов, достижение компромисса, выработка стандартов, правил корпоративной деятельности, их унификация.

Российское законодательство пока не достигло такой степени развития, чтобы можно было провести сложную  межинституциональную кодификацию, учитывающую  потребности современных корпоративных образований. Однако попытка подвести итог практики деятельности корпораций предпринята в Кодексе корпоративного поведения.

Российский Кодекс корпоративного поведения был подготовлен под  руководством Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг юридической фирмой "Кудер Бразерс", одобрен на заседании Правительства РФ от 28 ноября 2001 г. и рекомендован к применению акционерными обществами распоряжением ФКЦБ РФ от 4 апреля 2002 г. N 421/р "О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения". Такие действия, безусловно, являются прогрессивными, но недостаточными, неясным является статус и природа данного документа.

Кодекс корпоративного поведения не является нормативным  правовым актом и имеет рекомендательный характер, фактически выполняет функцию модельного правового акта, хотя обладает чертами подзаконного нормативного акта.

Кодекс корпоративного поведения - своеобразный свод морально-этических  правил, связанных с управлением  в акционерных обществах. Кодекс базируется на принципах корпоративного управления, разработанных Организацией международного экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и имеет свое значение не только для акционерных обществ, но и для всех корпораций. Его нормы носят рекомендательный характер.

Корпоративные (локальные) нормативные акты об обязанностях управляющих акционерным обществом, в том числе кодексы корпоративного поведения, создают дополнительные гарантии обеспечения прав акционеров и соответствуют международным стандартам корпоративного управления, включая принципы ОЭСР.

Кодекс корпоративного поведения представляет собой часть  международной системы стандартов корпоративного управления. Поэтому  основной главой Кодекса является глава  о принципах корпоративного поведения. Они сформулированы на основе принципов  корпоративного управления ОЭСР, международной практики, требований российского законодательства. Кодекс, учитывающий передовой зарубежный опыт, дал основу для системного анализа практики корпоративного управления, для формирования этических стандартов в сфере корпоративного управления, хотя Кодекс носит характер рекомендательного документа, но политика государственных органов направлена на внедрение его рекомендаций в практику российских компаний. Те компании, которые следуют положениям Кодекса, не лишены возможности детализировать их в собственных кодексах корпоративного поведения с учетом особенностей своей корпорации. Кодекс создает предпосылки для подобной свободы усмотрения, так как включает в себя большое количество оценочных норм, а также требования о постоянном совершенствовании стандартов корпоративного поведения.

Кодекс содержит рекомендации относительно наилучшей практики корпоративного поведения и должен сыграть важную образовательную роль в установлении стандартов управления российскими  обществами, а также в содействии дальнейшему развитию российского фондового рынка.

Стандарты корпоративного поведения применимы к хозяйственным  обществам всех видов, но в наибольшей степени они важны для акционерных  обществ. Целью применения стандартов корпоративного поведения является защита интересов всех акционеров независимо от размера пакета акций, которым они владеют.

Основные положения  Кодекса регулируют статус общего собрания, совета директоров, исполнительных органов, корпоративного секретаря общества, определяют существенные корпоративные действия, условия раскрытия корпоративной информации, правила контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества, выплаты дивидендов, разрешения корпоративных конфликтов.

Вопросы для  самоконтроля

 

1. Сформулируйте понятие и дайте характеристику источникам корпоративного права.

2. Назовите основные  виды источников.

3. Какова роль корпоративного  акта в системе источников  корпоративного права?

4. Дайте общую характеристику  Кодексу корпоративного поведения.

5. Опишите порядок его применения корпорациями.

5. Субъекты корпоративного  права. Динамика корпораций

5.1. Понятие корпорации

 

В настоящее время  наукой не только выработано понятие "корпорация", хотя, по мнению некоторых авторов  требующего самостоятельного юридического (легального) определения, но все-таки формально определяющего критерии (признаки) отнесения того или иного юридического лица к "организациям корпоративного типа".

В литературе понятие  корпорации не связывается ни с видом  юридического лица, ни с правом издавать корпоративные акты. Оно связано с тем, каким правом (публичным или частным) регулируется деятельность юридического лица.

Кроме того, в качестве признака отнесения того или иного  юридического лица к корпорации выступает  наличие в организации корпоративных отношений, которые имеют различную правовую природу.

Корпорация (от лат. corporatio - объединение) - совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права - юридическое лицо. Чаще всего корпорации организуются в форме акционерного общества. В частной корпорации большинство акций принадлежит одному владельцу, семье или узкой группе акционеров.

В свою очередь, под корпорацией  принято понимать союз лиц, объединенных на основе профессиональных или сословных интересов. Поэтому в широком смысле под корпорацией понимают практически любые сообщества и структуры, начиная от общества и государства и заканчивая коллективом студентов одной группы или участников какого-либо кружка.

Понятие корпорации в зависимости от представления ее в существующих правовых системах (континентальном и англосаксонском праве) приобретает различный смысл.

Понятие корпорации в  России трактуется весьма неоднозначно. Так, среди юристов существует ряд  точек зрения, согласно одной из которых к корпорациям относят все коммерческие организации, основанные на членстве; согласно другой - лишь хозяйственные общества и товарищества; согласно третьей - только акционерные общества; согласно четвертой - хозяйствующие субъекты, образованные несколькими юридическими лицами, правда, не исключая участия физических лиц.

В англосаксонской системе  права современная корпорация - это  деловая организация, рассматриваемая  как независимое образование, - искусственное  лицо, отличающееся от его владельцев в глазах закона. Собственность представлена долями в капитале.

Поэтому категория корпорации имеет различное содержание в  национальных правовых системах либо не используется вовсе при определении  форм юридических лиц. Отношения, содержанием которых являются права участников организации, могут возникать не только в организациях, называющихся корпорациями. В тех юридических лицах, которые носят название корпораций, корпоративные отношения возникают не всегда.

С позиции российского  законодательства, имеющего континентальные корни, корпорация - это организация, построенная на началах членства (участия), участники которой имеют определенные права в отношении ее имущества.

Гражданский кодекс (п. 2 ст. 48) к корпорациям относит юридические  лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные, но не вещные права. При этом широкое понимание корпораций предлагает включать в них не только коммерческие (хозяйственные товарищества и общества), но и некоммерческие организации, основанные на членстве.

Информация о работе Корпоративное право в России