Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 13:01, аттестационная работа
Актуальность темы настоящей работы обусловлена важностью изучения коррупции в органах местного самоуправления, как социального и антиправового явления: коррупция ведет к нарушениям прав и свобод граждан; субъекты коррупционных преступлений, как правило занимают высокое общественное положение; коррупция как явление приспосабливается к различным условиям, непрерывно видоизменяясь, совершенствуясь и приобретая изощренно-интеллектуальные способы совершения, принося огромный материальный и моральный ущерб государству в целом.
Объектом данной работы является профилактические меры борьбы с коррупцией в системе органов местного самоуправления муниципального образования.
Введение…………………………………………………………………………3
История и основное понятие коррупции………………………………………4
Виды, формы проявления и зоны распространения коррупции……………..6
Причины, порождающие коррупцию………………………………………….7
Меры противодействия коррупции …………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
«Меры противодействия коррупции в органах местного самоуправления»
г.Пермь, 2013 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
История и основное понятие коррупции………………………………………4
Виды, формы проявления и зоны распространения коррупции……………..6
Причины, порождающие коррупцию………………………………………….7
Меры противодействия коррупции …………………………………………10
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Термин «коррупция» произошел от сочетания латинских слов «correi» - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и «rumpere» - ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин - «corrumpere», который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является «порча», «повреждение» нормального хода процесса управления делами общества.
Коррупция проникла сегодня во все сферы государственного, регионального и муниципального управления. Опасным последствием распространения коррупции стало разложение государственного, регионального и муниципального аппаратов управления, дискредитация власти в целом.
Наряду с этим, об актуальности рассматриваемого вопроса свидетельствует приоритетная деятельность органов государственной власти направленная на противодействие коррупции, выражающееся в принятии ряда нормативно-правовых актов, в частности: Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ, Закон Пермского края «О противодействии коррупции в Пермском крае» от 30.12.2008 № 382-ПК, Указ Президента «О мерах по реализации отдельных положений федерального закона «О противодействии коррупции» от 21.07.2010 № 925, а также ряда постановлений, распоряжений органов местного самоуправления муниципальных образований.
Коррупция, ее масштабы, специфика и динамика - следствие общих политических, социальных и экономических проблем страны. Усиление коррупции ведет к дальнейшему ослаблению институтов всех уровней власти, отсутствию доверия к ней со стороны граждан, формирует в людях социальную пассивность, деморализует общество, возбуждая в нем агрессивность.
Коррупция становится не только разновидностью преступности, но и способствует тесному сращиванию криминальных структур со всеми ветвями и уровнями власти, проникновению организованной преступности в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями, средствами массовой информации, другие сферы общественной жизни.
Актуальность темы настоящей работы обусловлена важностью изучения коррупции в органах местного самоуправления, как социального и антиправового явления: коррупция ведет к нарушениям прав и свобод граждан; субъекты коррупционных преступлений, как правило занимают высокое общественное положение; коррупция как явление приспосабливается к различным условиям, непрерывно видоизменяясь, совершенствуясь и приобретая изощренно-интеллектуальные способы совершения, принося огромный материальный и моральный ущерб государству в целом.
Объектом данной работы является профилактические меры борьбы с коррупцией в системе органов местного самоуправления муниципального образования.
Предмет исследования - виды, формы, причины возникновения и существования коррупции в системе органов местного самоуправления, а также организационные и правовые механизмы противодействия коррупции в деятельности органов местного самоуправления.
1. История и основное понятие коррупции
В качестве разновидности отклоняющегося политического поведения - коррупция известна с давних времен. Пожалуй, первым термин "коррупция" применительно к политике употребил еще Аристотель, определяя тиранию как коррумпированную (неправильную, "испорченную") форму монархии. О ней писали Макиавелли, Рycco и многие другие мыслители прошлого. В XX веке из-за роста масштабов политической коррупции эта проблема приобрела особую значимость.
В основе политической коррупции лежит неофициальный, бесконтрольный обмен ресурсами между властными элитами и другими структурами общества.
В Советском Союзе борьба со взятками была очень успешной, уже с самого начала прихода ко власти большевиков, отношение к мздоимству резко ухудшилось в народе благодаря грамотной политике правителей. Однако, постепенно ситуация все же начала ухудшаться, и в послевоенные годы, во времена перестройки и после нее, рост коррупции происходил на фоне ослабления государственной машины.
Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции.
В широком смысле коррупция - это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения; продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей. В более узком смысле, под коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая-либо другая сторона (например, фирма, получающая государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны.
Типична ситуация, когда чиновник, обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу (к примеру, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса), создает для этого искусственные незаконные преграды, чем понуждает своего клиента к даче взятки, что, как правило, и происходит. Эта ситуация соответствует традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки.
2. Виды, формы проявления коррупции
В зависимости от сферы деятельности следует различать следующие виды коррупции:
- Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (неопотизм)
- Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.
- Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.
Можно выделить следующие формы проявления коррупции во власти:
- злоупотребление должностными полномочиями;
- получение взятки;
- коммерческий подкуп;
- дача взятки;
- служебный подлог;
- провокация взятки или коммерческого подкупа;
- воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий;
- протекции друзьям, родственникам и знакомым;
- «продажа» услуг, входящих в круг служебных обязанностей;
- получение «откатов» за предоставление муниципальных контрактов;
- вымогательство незаконных вознаграждений за ускоренную выдачу документов и др.
Содержание коррупции
не исчерпывается продажностью
и подкупаемостью
3. Причины, порождающие коррупцию
В мировой практике принято отмечать множественность причин коррупции. Среди них - низкие заработные платы государственных, муниципальных служащих, а также их высокие полномочия, возможность влиять на деятельность фирм и граждан. Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие, неоднозначно траткуемые полномочия распоряжаться материальными, финансовыми средствами, муниципальной собственностью.
Высокий уровень закрытости в работе органов власти, многоуровневая система отчетности, отсутствие должной прозрачности в системе принятия решений, «нужная» кадровая политика органов местного самоуправления, допускающая возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих, также ведет к возникновению коррупционных составляющих.
На основании выше изложенного, выделим следующие причины коррупции:
- неспособность «властимущих» поставить «во главу угла» общественные, а не личные интересы;
- чрезмерная бюрократизация;
- административные барьеры для ведения бизнеса, толкающие бизнес на дачу взяток чиновникам;
- недоверие общества к власти, как таковой;
- неоднозначные законы с возможностью интерпретации;
- не предоставление информации, трудности в сборе данных;
- неграмотность в сфере юридических прав, как граждан, так и «неграмотность» должностных лиц;
- психологическая терпимость населения к коррупционным проявлениям и др.
Коррупция в сфере государственного и муниципального управления имеет место потому, что существует возможность чиновника распоряжаться ресурсами и принимать решения не в интересах государства и общества, а исходя из своих личных корыстных побуждений.
Коррупция среди чиновников муниципального уровня сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену. К ним относятся вопросы, связанные с изменением формы собственности, муниципальные контракты, выделение и продажа муниципальной собственности (земельных участков, имущества), субсидий и др.
Коррупция на муниципальном уровне происходит при непосредственном взаимодействии человека с представителями органов местного самоуправления.
Коррупция в органах любого уровня власти определяется неправомерной деятельностью при исполнении чиновниками своих должностных полномочий при реализации управленческих решений. Сюда входят: подкуп, хищения, взяточничество, злоупотребление должностными полномочиями, протекционизм, предоставление конфидициальной, служебной информации.
Коррупция в органах государственной власти ведет к неэффективной экономике и неоправданным расходам из-за своего влияния на распределение бюджетных средств, фондов, продукции и в сфере потребления. Прибыль, полученная через коррупционные связи, в основном, не передается в инвестиционный сектор, а используется в секторе потребления или передается в иностранный банковский сектор, что в итоге влечет за собой утечку капитала из страны.
Потери от коррупции являются системными, их можно свести к следующему:
- Нарушаются механизмы конкуренции, нормальной рыночной экономики. Коррупция тормозит экономический рост, экономическое развитие, увеличивая накладные расходы, уменьшая инвестиции, увеличивает неопределенность, риски.
- Социальный эффект состоит в неоправданном расслоении доходов, вызывающим социальное напряжение в обществе.
- Политические издержки, проявляющиеся в политической нестабильности, недееспособности органов власти, в угрозе демократии в целом; поскольку «приватизированный» государственный аппарат оказывается не способным к созданию эффективной экономики, обеспечению достойной жизни людей.
Выводы о состоянии коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления неутешительны: коррупция в стране образует укорененную систему социальных отношений, метостазами пронизывающую все гражданское общество. Круг причин, порождающих коррупцию, образует синдром, тесно переплетающийся с двумя другими, один из которых называется «неэффективность власти», а другой - «неэффективность экономики».
Актуальность борьбы с коррупцией обусловлена рядом обстоятельств:
- коррупция ведет к серьёзным нарушениям прав и свобод граждан;
- субъекты коррупционных преступлений, как правило, занимают высокое общественное положение;
- это явление приспосабливается к различным условиям, непрерывно видоизменяясь, совершенствуясь и приобретая изощренно-интеллектуальные способы совершения;
- коррупция имеет не только скрытый, но и согласительный характер совершения, она, как правило, не влечет за собой жалоб, так как виновные стороны получают взаимную выгоду от незаконной сделки;
Информация о работе Меры противодействия коррупции в органах местного самоуправления