Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:31, курсовая работа
Целью данной работы является гражданско-правовой анализ публичной собственности, его субъектов, объектов, а также специфического основания прекращения указанного права собственности - приватизации.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- определить понятие и содержание права публичной собственности;
- рассмотреть субъектный состав права публичной собственности;
- исследовать объекты права публичной собственности;
Объект работы – законы и нориативные акты, касающиеся права публичной собственности
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика права публичной собственности по российскому гражданскому законодательству
1.1. Понятие права публичной собственности……………………………...5
1.2. Взаимосвязь публичного имущества………………………………….8
Глава 2. Объекты и субъекты права публичной собственности в РФ
2.1. Объекты публичной собственности…………………………………...12
2.2. Субъекты публичной собственности…………………………….…….16
2.3. Перераспределение публичного имущества…………………..………19
Заключение………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы и источников………
- имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов РФ в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом РФ по представлению Правительства РФ;
- имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих РФ, работников федеральных государственных учреждений и унитарных предприятий, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений5.
Рассматриваемый подход был распространен не только на государственную собственность, но и на всю сферу публичного имущества. Статья 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» функционально ограничила состав муниципальной собственности компетенцией местного самоуправления и закрепила перечень имущества, которое может находиться в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов для осуществления возложенных на них полномочий6.
Таким образом, приведенные положения федеральных законов создают достаточно полную картину современного решения вопроса о назначении и составе публичной собственности, в соответствии с которым РФ, субъекты РФ и муниципальные образования должны обладать и управлять только тем имуществом, которое необходимо для реализации публичных функций и полномочий по предметам ведения соответственно федерального, регионального и местного значения.
Статья 26.10 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ закрепляет, что находящееся в собственности субъекта РФ имущество7, наряду со средствами регионального бюджета и территориальных государственных внебюджетных фондов, а также имущественными правами, представляет собой экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта РФ. Согласно ст. 49Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований8.
С этих позиций публичная
Глава 2. Объекты и субъекты права публичной собственности в РФ
2.1. Объекты публичной собственности
В качестве объектов как государственной,
так и муниципальной
Объекты публичной собственности распределяются между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации должен устанавливаться специальным законом (п. 5 ст. 214 ГК). В его отсутствие сохраняет силу постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"9.
Все государственное имущество, за
исключением прямо
Таким образом, имущество, составляющее
собственность субъектов
Находящееся в государственной
или муниципальной
Имущество, не закрепленное за предприятиями
и учреждениями (нераспределенное государственное
или муниципальное имущество), прежде
всего средства соответствующего бюджета,
составляет казну публично-правового образования
В перечне объектов, составляющих
казну соответствующего публично-правового
образования, на первом месте законом
названы бюджетные средства. Они
в первую очередь и составляют
реальный объект такого взыскания, а
также служат источником дополнительной
ответственности публично-
Закон специально оговаривает, что
находящиеся в публичной
В государственной собственности могут находиться любые виды имущества, в том числе вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (п. 2 ст. 129 ГК). Данное положение, однако, не относится к муниципальной собственности, субъекты которой могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут стать собственниками вещей, изъятых из оборота. В этом также проявляется различие правового режима двух видов публичной собственности.
К числу вещей, составляющих объект
исключительно федеральной
В федеральной собственности
Некоторые виды недвижимостей, прежде
всего природные ресурсы, могут находиться
только в федеральной или в государственной
собственности субъектов Федерации, но
не в муниципальной (и не в частной) собственности.
К ним относятся участки недр, природные
лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные
грязи и т.п.). В соответствии с п. 2 ст. 214
ГК земля и другие природные ресурсы, не
находящиеся в собственности граждан,
юридических лиц или муниципальных образований,
являются государственной собственностью.
Таким образом, данные природные объекты
не могут стать бесхозяйными, ибо установлена
законная презумпция (предположение) нахождения
их в государственной собственности. Эти
виды имущества могут быть объектом частной
и даже муниципальной собственности лишь
в той мере, в какой это прямо допускается
государством. Все это связано не с особой,
повышенной правовой охраной государственной
собственности (как было в прежнем правопорядке),
а с особым публичным интересом к использованию
такого рода объектов.
Имущество может поступать в публичную
собственность не только общими (общегражданскими),
но и специальными способами, не свойственными
отношениям частной собственности: с помощью
налогов, сборов и пошлин, а также реквизиции,
конфискации и национализации. Имеется
и специальное основание прекращения
права собственности публично-правовых
образований, которым является приватизация
(служащая одновременно особым, самостоятельным
основанием возникновения права частной
собственности)12.
2.2. Субъекты публичной собственности
В нашем законодательстве государство (публично-правовое образование) традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права наряду сюридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может быть и субъектом права собственности (собственником). Важными особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются, во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности; во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.
Публичная собственность в соответствии с российским законодательством имеет две разновидности - государственную и муниципальную собственность. Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты - республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность). Следовательно, субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, т.е. Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т.д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК)13.
Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, поскольку ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Ведь муниципальные образования не являются государственными образованиями (из чего исходил и ранее действовавший российский Закон о собственности). Однако в качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.
Субъектами права
Информация о работе Объекты и субъекты права публичной собственности в РФ