Опека как вид социальной заботы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ опеки и попечительства как вида социальной заботы государства.
В рамках представленной цели предполагается решить следующие задачи:
1) выявить тенденции развития норм, регулирующих опеку, попечительство;
2) определить содержание и признаки опеки и попечительства согласно действующему законодательству и правоприменительной практике;
3) рассмотреть особенности исторического развития института опеки, попечительства;
4) изучить основания и порядок установления опеки или попечительства;
5) проанализировать основания прекращения опеки и попечительства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАБОТЫ ГОСУДАРСТВА…………………...5
1.1 Понятие и правовая модель социальной заботы государства………5
1.2 Природа права на социальную заботу государства………………….7
1.3 Реализация права на социальную заботу……………………………..8
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) КАК ФОРМАЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАБОТЫ ……………………………………………...10
2.1 Понятие опеки (попечительства) …………………………………....10
2.2 Предмет, задачи, принципы института опеки и попечительства.…11
2.3 Особенности исторического развития института опеки, попечительства …………………………………………………………...16
3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) …………………….19
3.1 Основания и порядок установления опеки или попечительства ….19
3.1.1 Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними …………………………………………….19
3.1.2 Установление опеки над совершеннолетними недееспособным …………………………………………………...20
3.1.3 Установление попечительства над совершеннолетними …22
3.2 Прекращение опеки и попечительства ……………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая-содержание.docx

— 52.78 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ  ЗАБОТЫ ГОСУДАРСТВА…………………...5

1.1 Понятие и правовая  модель социальной заботы государства………5

1.2 Природа права на  социальную заботу государства………………….7

1.3 Реализация права на  социальную заботу……………………………..8

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) КАК ФОРМАЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАБОТЫ ……………………………………………...10

2.1 Понятие опеки (попечительства) …………………………………....10

2.2 Предмет, задачи, принципы  института опеки и попечительства.…11

2.3 Особенности исторического  развития института опеки, попечительства …………………………………………………………...16

3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЕКИ  (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) …………………….19

3.1 Основания и порядок  установления опеки или попечительства ….19

3.1.1 Установление опеки  и попечительства над несовершеннолетними …………………………………………….19

3.1.2 Установление опеки  над совершеннолетними недееспособным  …………………………………………………...20

3.1.3 Установление попечительства  над совершеннолетними …22

3.2 Прекращение опеки и  попечительства ……………………………...23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………………29

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В XX веке в России произошли  кардинальные изменения в социально-экономическом  строе. Отказ от идеологии социализма повлек за собой изменение положения  личности в обществе. С одной стороны, человек стал более свободным, но с другой - социальная забота о личности значительно снизилась.

Одной из форм социальной заботы о гражданах, особо нуждающихся  в ней, является установление опеки или попечительства.

Вопрос о правовой природе  опеки и попечительства периодически подвергается исследованию в науке  гражданского и семейного права. При этом объектом внимания выступают различные аспекты правовой регламентации соответствующих отношений: правовое положение опекуна (попечителя) и подопечных; обеспечение имущественных прав и интересов лиц, находящихся под опекой (попечительством); порядок установления и прекращения правоотношений по опеке (попечительству).

Гражданский кодекс РФ регулирует общие вопросы: цели опеки и попечительства, права и обязанности опекунов (попечителей) (ст. 31–33), органы опеки и попечительства (ст. 34), назначение опекунов и попечителей, а также освобождение или отстранение их от своих обязанностей (ст. 35, 39), исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей (ст. 35–37), доверительное управление имуществом подопечных (ст. 38), прекращение опеки и попечительства (ст. 40) [2].

Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ опеки и попечительства как вида социальной заботы государства.

В рамках представленной цели предполагается решить следующие задачи:

1) выявить тенденции развития  норм, регулирующих опеку, попечительство;

2) определить содержание  и признаки опеки и попечительства  согласно действующему законодательству и правоприменительной практике;

3) рассмотреть особенности исторического развития института опеки, попечительства;

4) изучить основания и порядок установления опеки или попечительства;

5) проанализировать основания  прекращения опеки и попечительства.

Объектом научного анализа настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в области опеки и попечительства как вида социальной заботы государства.

Предметом научного анализа настоящей работы являются нормативно-правовые акты, по поводу которых складываются общественные отношения, регулирующие опеку и попечительство как вид социальной заботы государства.

В качестве методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический, формально-юридический метод, различные способы толкования права.

При написании работы было проведено ознакомление с действующим законодательством по данному вопросу, и сравнение его с существовавшим ранее. Также были изучены труды ученых на эту тему, в частности, работы С.С. Алексеева, Л.Д. Воеводина, З.И. Ворониной, Н.М. Ершовой, О.Ю. Ильиной, Л.Г. Кузнецовой, А.В. Малько, Н.И. Матузова, Л.Ю. Михеевой, A.M. Нечаевой, А.Х. Сафина, Е.А. Суханова. Е.А. Чефрановой, Н.С. Я.Н. Шевченко и др.

Настоящая работа состоит  из введения, трех глав и заключения.

 

1.  ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАБОТЫ ГОСУДАРСТВА 

 

1.1 Понятие и  правовая модель социальной заботы  государства

Конституция РФ вслед за международными актами закрепила ряд  прав личности, имеющих первостепенное значение. Помимо права на жизнь, человеку гарантированы право на социальное обеспечение в случаях, установленных  законом (ст. 39 Конституции РФ), право  на охрану здоровья и медицинскую  помощь (ст. 41 Конституции РФ), право  на жилище (ст. 40 Конституции РФ) и  иные права, которые принято называть социальными [1].

В правовых актах, закрепляющих гарантии права на социальное обеспечение, используются различные понятия, обозначающие те или иные способы оказания помощи человеку со стороны государства. Речь идет о:

1)государственной социальной  помощи, под которой понимается  предоставление «социальных пособий,  субсидий, компенсаций, жизненно  необходимых товаров».

2)социальном обслуживании  как совокупности действий, совершаемых  в пользу определенных категорий  лиц.

Идея социального обеспечения  гуманна и имеет много заслуг, но в современных условиях она  не исчерпывает всех аспектов социальной поддержки нуждающихся в помощи граждан. Вынося на обсуждение юридической  науки идею социальной заботы, мы далеки от мысли произвести революцию в  принятой и давно устоявшейся  терминологии. Задача состоит в ином: чтобы избежать рутинизации отрасли социального обеспечения, необходимо обозначить перспективы ее дальнейшего развития. При всей устойчивости тех ценностей, на которых зиждется идея социального обеспечения, необходимо учитывать и ценности человеческой активности, самореализации, солидарности и достоинства, которые в настоящее время выдвигаются на первый план, постепенно включаются в число базовых. Именно с этим связана наша попытка обосновать понятие «социальная забота» как правовую категорию. Забота в данном случае должна рассматриваться не только в форме единовременных или периодических платежей, но также и в других формах. Одно из значений слова «забота» - внимание к нуждам, потребностям кого-либо, попечение о ком-либо. В свою очередь юридическое значение термина «забота» может быть разным. В этой работе забота будет рассматриваться широко, как «социальная забота», т.е. деятельность по обеспечению потребностей нуждающегося в заботе лица, осуществляемая государством в лице его органов, а также организациями и отдельными гражданами, в том числе членами семьи этого лица.

В содержание этой деятельности входит целый комплекс всевозможных действий, включая выявление нуждающегося в заботе лица или, например, предоставление ему при необходимости денежных средств или имущества.

Социальная забота осуществляется, например, и с помощью уплаты алиментов  членами семьи, и при предоставлении благотворительной помощи гражданам  или социальным учреждениям, и при  помещении престарелого гражданина в социальное учреждение.

В современных условиях многие нуждающиеся в заботе и попечении  лица по разным причинам не могут рассчитывать на предоставление им помощи от членов первичной социальной ячейки - семьи. Тем не менее, они в силу такой  объективной нуждаемости вправе претендовать на предоставление заботы со стороны общества всего социального  коллектива.

Сочетание справедливости и  сострадания в феномене заботы представляется обоснованным. Желание помочь проистекает  не только из одного сострадания (жалости), это чувство, в свою очередь, продиктовано живущими в сознании человека представлениями  о справедливости. Границы представлений  о справедливости динамичны, и только правосознание в его статике  поможет определить, каких именно субъектов закон должен в данный момент защищать. Потому и социальная забота - мобильное явление, подверженное изменениям в зависимости от уровня общественного материального благосостояния.

 

1.2 Природа права  на социальную заботу государства

Право на социальную заботу должно быть признано как право по природе конституционное. Как полагает Л.Д. Воеводин, основные права, свободы  и обязанности «сложились на базе вызревших в обществе коренных, существенных отношений и связей между государством и его гражданами: Будучи основными  по содержанию, соответствующие юридические  возможности могут стать таковыми по форме, если они будут закреплены в Основном законе государства» [6].

Право человека на социальную заботу должно занять свое место среди  основных прав человека, заменив собой  декларативное по существу право  на социальное обеспечение. Осуществление  права на социальную заботу имеет  весьма важное значение, поскольку  тесно связано с реализацией  права человека на жизнь. Содержание ст. 20 Конституции РФ дает основание  ученым-юристам рассматривать в  содержании права на жизнь в первую очередь недопустимость лишения  человека жизни и обсуждать проблему отмены смертной казни. В то же время  гарантии поддержания жизни в  данном контексте, как правило, в  юридической литературе не рассматриваются. Однако, например, Л.Д. Воеводин, анализируя право человека на социальное обеспечение, признает, что «установленные методы исчисления и размер пенсий не гарантируют  даже самого основополагающего права: права на жизнь», тем самым подтверждая  взаимосвязь между правом на жизнь  и помощью человеку со стороны  государства.

Таким образом, можно рассматривать  право на социальную заботу как конституционное  право и одновременно как элемент  содержания общей правоспособности гражданина. В то же время оно  входит в содержание специальной  правоспособности нуждающихся в  социальной заботе отдельных категорий граждан и в качестве конкретного субъективного права становится элементом соответствующего отраслевого правоотношения.

Длительное время в  отечественной науке продолжается дискуссия о соотношении понятий  «правовой статус», «правоспособность», «субъективное право». Я полагаю, что право на социальную заботу как  конституционное право должно быть признано одним из элементов общеправового  статуса личности. Конституционные  права: образуют основу правового статуса  гражданина и существуют в рамках особых правоотношений, носящих характер конституционных (государственно-правовых) отношений».

 

1.3 Реализация  права на социальную заботу

Под реализацией права  принято понимать завершающую стадию механизма правового регулирования. С.С. Алексеев пишет: «Стадия реализации прав и обязанностей характеризуется  тем, что программы поведения, которые  заложены в юридических нормах и  затем выражены в конкретных мерах  поведения (правах и обязанностях), воплощаются в жизнь, осуществляются в фактическом поведении участников общественных отношений, становятся реальностью». При этом актами реализации являются «юридически значимые результативные действия субъектов» [5].

Таким образом, под реализацией  права на социальную заботу следует  понимать его реальное осуществление  посредством юридически значимых действий самого управомоченного лица, а также действий иных лиц, обязанных осуществлять социальную заботу.

Реализация правомочий, составляющих содержание права на социальную заботу, осуществляется прежде всего в рамках общественных отношений «человек –  человек», в том числе «человек - члены его семьи». Однако эти  отношения не всегда имеют место. Кроме того, при осуществлении  заботы в отношении нуждающегося в ней субъекта со стороны другого  лица (лиц) не исключается нарушение  прав и интересов подопечного, злоупотребление «покровителем» своими возможностями в личных целях.

Эти два негативных фактора  требуют вмешательства публично-властных механизмов. Прежде всего, нуждающееся  в заботе лицо должно быть обнаружено («выявлено»), необходимо также установить место его пребывания и степень  необходимой ему помощи. На этом этапе осуществления социальной заботы на государстве (определенных им органах государственного управления) лежит обязанность по выявлению  таких лиц. Исполнение этой обязанности - первый и немаловажный этап реализации права на социальную заботу.

В современных условиях для  реализации права человека на социальную заботу необходимо незамедлительное принятие целого комплекса правовых, экономических  и иных мер, которые не могут быть сведены только к поиску в бюджете  средств для выплаты пособий  и пенсий или для создания приютов  для содержания в них граждан  на полном государственном обеспечении. Необходимы следующие меры: выявление  лиц, имеющих право на социальную заботу; поиск возможностей для предоставления им помощи силами членов семьи, близких  или иных лиц; построение системы  социальных учреждений, оказывающих  различные виды социальной заботы от посещения, нуждающегося в заботе лица на дому до помещения его в учреждение - как за счет самого лица, так и  за счет иных лиц или государства; стимулирование благотворительной  деятельности; культивирование в  людях чувства ответственности, сострадания, потребности в заботе и в семейном объединении.

 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ИНСТИТУТА ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) КАК ФОРМАЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА  ГРАЖДАН 

 

2.1 Понятие опеки  (попечительства)

Каждый участник правовых отношений, в том числе и гражданин, должен обладать правосубъектностью. Она складывается из двух составляющих: правоспособности и дееспособности. Правоспособность - это способность индивида иметь права и нести обязанности. Ею наделен каждый человек с момента рождения. Дееспособность - это способность своими действиями приобретать права, принимать на себя обязанности и исполнять их.

Информация о работе Опека как вид социальной заботы государства