Опека как вид социальной заботы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ опеки и попечительства как вида социальной заботы государства.
В рамках представленной цели предполагается решить следующие задачи:
1) выявить тенденции развития норм, регулирующих опеку, попечительство;
2) определить содержание и признаки опеки и попечительства согласно действующему законодательству и правоприменительной практике;
3) рассмотреть особенности исторического развития института опеки, попечительства;
4) изучить основания и порядок установления опеки или попечительства;
5) проанализировать основания прекращения опеки и попечительства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАБОТЫ ГОСУДАРСТВА…………………...5
1.1 Понятие и правовая модель социальной заботы государства………5
1.2 Природа права на социальную заботу государства………………….7
1.3 Реализация права на социальную заботу……………………………..8
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) КАК ФОРМАЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАБОТЫ ……………………………………………...10
2.1 Понятие опеки (попечительства) …………………………………....10
2.2 Предмет, задачи, принципы института опеки и попечительства.…11
2.3 Особенности исторического развития института опеки, попечительства …………………………………………………………...16
3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) …………………….19
3.1 Основания и порядок установления опеки или попечительства ….19
3.1.1 Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними …………………………………………….19
3.1.2 Установление опеки над совершеннолетними недееспособным …………………………………………………...20
3.1.3 Установление попечительства над совершеннолетними …22
3.2 Прекращение опеки и попечительства ……………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая-содержание.docx

— 52.78 Кб (Скачать файл)

4. До начала XX в. в России  отсутствовало «социальное сиротство»  В истории отечественного права  проблема создания правовых форм  устройства детей, оставшихся  без попечения родителей, возникла  с особой остротой только в  современный период. Длительное  время не существовало такого  правового понятия, как «ребенок, оставшийся без попечения родителей», содержание которого раскрывает  п. 1 ст. 121 СК РФ [3].

5. Нормы об опеке были  систематизированы только в XVIII в.

В древнем праве нормы  об опеке и попечительстве, как  и нормы, регулирующие многие другие отношения, носили фрагментарный характер и не были оформлены институционально. Впервые у государственной власти в России возникло намерение упорядочить  эти нормы во второй половине XVIII в., когда в 1754 г. была учреждена комиссия о сочинении проектов нового уложения. О появлении в отечественном праве системы норм, регулирующих опеку (попечительство), можно говорить только с 1775 г., когда Учреждением о губерниях были установлены правила об опеке над лицами дворянского и городского сословия. «Пополнение» норм института опеки и попечительства в дальнейшем осуществлялось за счет указов, постановлений, имеющих отношение к довольно частным вопросам. Официальное толкование норм находило отражение в мнении Государственного Совета. Все вместе эти нормы «переместились» в Свод законов, каждое последующее издание которого содержало все более подробные «установления».

 

3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) 

 

3.1 Основания и  порядок установления опеки или  попечительства

3.1.1 Установление  опеки и попечительства над  несовершеннолетними

Различие между опекой и попечительством над несовершеннолетними  проявляется в том, что опека  устанавливается над детьми в  возрасте до 14 лет, а попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Основанием для установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними  является факт утраты ими попечения  родителей (например, в результате смерти или утраты родительских прав). Возможны также случаи, когда родители сами просят установить над детьми опеку (попечительство), например, если они  вынуждены уехать в длительную командировку.

В любом случае назначение опекуна или попечителя производится органами опеки и попечительства в течение месяца с того момента, когда возникла необходимость установления опеки или попечительства. Пока опека (попечительство) над ребенком не установлены, обязанности опекуна (попечителя) выполняются  органами опеки и попечительства.

Как мы уже отмечали ранее, гражданин может быть назначен опекуном или попечителем только при наличии его согласия. Опекунами (попечителями) над несовершеннолетними чаще всего назначаются их близкие родственники, что позволяет наиболее полно учесть требования, предъявляемые к опекуну (попечителю) и интересы самого ребенка.

Выполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей начинается с  момента принятия органом опеки  и попечительства соответствующего решения и выдачи гражданину опекунского  или попечительского удостоверения.

При достижении ребенком, над  которым была установлена опека, возраста 14-ти лет, она автоматически переходит в попечительство. Обязанности попечителя продолжает выполнять то лицо, которое было назначено опекуном ребенка.

Говоря об опеке над  несовершеннолетними, следует отметить еще одно немаловажное обстоятельство. Одним из важнейших прав ребенка, способствующих его развитию, является право на общение с родителями, предусмотренное ст. 55 СК РФ. Данное право сохраняется и за ребенком, над которым установлены опека  или попечительство. Передача на воспитание в семью опекуна (попечителя) не связана  с прекращением правоотношений с  родителями. Сюда бесспорно относится  и возможность общаться с ними.

Возможны случаи, когда  родители, несогласные с отменой  или ограничением своих родительских прав, могут попытаться выкрасть ребенка  из семьи опекуна (попечителя). Во избежание  подобных эксцессов опекунам и попечителям  предоставляется право требовать  через суд возвращения ребенка  от любых лиц, незаконно удерживающих его у себя, в том числе и  близких родственников. Это способствует максимальной защите интересов ребенка.  

 

3.1.2 Установление  опеки над совершеннолетними  недееспособными

Единственным основанием установления опеки над взрослым гражданином является признание  его недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.

Душевнобольными признаются лица, которые в силу психического заболевания или временного психического расстройства не могут понимать значения своих действий, отдавать отчет в  своих поступках. Слабоумными признаются лица, которые от природы лишены способности понимать значение своих  действий и отдавать отчет в своих  поступках.

В соответствии со ст. 29 ГК РФ гражданин может быть признан  недееспособным только в судебном порядке. Рассмотрение подобных дел имеет  целый ряд особенностей.

Дело о признании гражданина недееспособным может быть начато по заявлению его семьи, органа опеки  и попечительства, прокурора, лечебного  учреждения или профсоюзов и других общественных организаций. Заявление  о признании гражданина недееспособным подается в суд по месту жительства такого гражданина или по месту нахождения медицинского учреждения, в котором  гражданин пребывает. В заявлении  должны быть приведены факты, позволяющие  считать гражданина невменяемым.

При подготовке дела к судебному  разбирательству судья назначает  судебно- психиатрическую экспертизу для определения психического состояния  гражданина. После проведения экспертизы эксперты должны ответить на следующие  вопросы:

1) Страдает ли обследуемое  лицо душевной болезнью, и какой;

2) Может ли это лицо  отвечать за свои действия;

3) Нуждается ли обследуемый  по своему психическому состоянию  в установлении над ним опеки? 

По результатам экспертизы составляется заключение, которое приобщается  к материалам дела.

Дело о признании гражданина недееспособным суд рассматривает  в обязательном присутствии прокурора  и представителя органа опеки  и попечительства. Сам гражданин  может присутствовать на рассмотрении дела о признании его недееспособным в зависимости от состояния своего здоровья.

Решение суда о признании  гражданина недееспособным является основанием для установления над ним опеки. Поэтому суд обязан в течение  трех дней со времени вступления решения  суда в законную силу сообщить органу опеки и попечительства, находящемуся по месту жительства лица, признанного  недееспособным, о необходимости  назначения лицу опекуна.

Как и в случае с опекой (попечительством) над несовершеннолетними  решение о назначении гражданину опекуна принимается органом  опеки и попечительства в течение месяца со дня получения необходимых сведений из суда.

 

3.1.3 Установление  попечительства над совершеннолетними

Над совершеннолетними гражданами может быть установлена не только опека, но и попечительство. Оснований  для установления над гражданином  попечительства несколько. Одно из них - ограничение дееспособности гражданина, вследствие злоупотребления им спиртными  напитками или наркотическими веществами. Однако попечительство над таким  гражданином может быть установлено  лишь в том случае, если своими действиями он ставит семью в трудное материальное положение. Об этом напрямую сказано  в постановлении Верховного Суда РФ №4 от 4 мая 1990 года (в ред. Постановлений  Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.93 №11, от 25.10.96 №10) «О практике рассмотрения судами РСФСР дел об ограничении  дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами»: «Злоупотреблением спиртными  напитками или наркотическими веществами, дающее основание для ограничения  дееспособности гражданина, является такое чрезмерное или систематическое  их употребление, которое находится  в противоречии с интересами его  семьи и влечет за собой непосильные  расходы денежных средств на их приобретение, чем вызывает материальные затруднения  и ставит семью в тяжелое положение».

Других оснований для  ограничения дееспособности гражданина не существует. Однако практика позволяет  сделать вывод о необходимости  расширения указанного перечня. Ведь ставить  свою семью в тяжелое материальное положение можно и азартными  играми, и рискованным ведением предпринимательской  деятельности, другими непродуманными действиями.

Дееспособность лица может  быть ограничена лишь судом в установленном  законом порядке. Он во многом схож с порядком признания лица недееспособным.

Гражданин, над которым  после ограничения дееспособности было установлено попечительство, не вправе самостоятельно (без согласия попечителя) завершать какие-либо сделки, кроме мелких бытовых. Своими доходами он может распоряжаться лишь с  предварительного согласия попечителя.

Существенным различием  между опекой и попечительством  над дееспособными гражданами выступает  то, что попечитель не несет ответственности  за вред, причиненный действиями его  подопечного (ст. 1077 ГК РФ).

Возможно также, что гражданин, будучи полностью дееспособным, не в состоянии самостоятельно реализовать  свои права и обязанности в  силу престарелого возраста или какого-либо заболевания. В этом случае над гражданином  устанавливается попечительство в  форме патронажа. Патронаж может  быть установлен только по желанию  самого гражданина.

Подбором кандидатов на роль попечителя в подобных случаях занимаются отделы социальной защиты органов местного самоуправления. Для установления попечительства необходимо согласие гражданина с предложенной кандидатурой попечителя.

В роли попечителя над дееспособным гражданином может выступать  и администрация специализированного  стационарного учреждения (дома-интерната, пансионата для престарелых).

 

3.2 Прекращение  опеки или попечительства

Существует несколько  оснований для прекращения опеки  и попечительства. Опека над несовершеннолетними  прекращается автоматически по достижении им 14-летнего возраста, переходя в  попечительство. С наступлением совершеннолетия  прекращается и попечительство, установленное над ребенком. По общему правилу, как уже было неоднократно сказано в работе, совершеннолетним признается ребенок, достигший 18-ти лет. Существуют и некоторые исключения из общего правила.

Так, лицо может быть признано полностью дееспособным, если оно  вступает в брак до достижения совершеннолетия (п.2 ст. 21 ГК РФ) или было объявлено  полностью дееспособным (эмансипировано) в соответствии со ст. 27 ГК РФ.

Прекращается опека над  несовершеннолетними и в случаях  их возвращения под опеку родителей, установления над ними усыновления (удочерения) или помещения их в  соответствующее воспитательное учреждение.

Автоматически прекращается действие опеки или попечительства и в случаях, если подопечный умер или был признан судом умершим.

Опека над совершеннолетним гражданином может быть прекращена и в результате его выздоровления. В таком случае гражданин признается судом дееспособным. Заявление о  признании лица полностью дееспособным может быть подано членами его  семьи, профсоюзом и другими общественными  организациями, опекуном, прокурором, органом опеки и попечительства, а также соответствующим лечебным учреждением. К заявлению должно быть приложено заключение судебно-психиатрической  экспертизы с обоснованием выздоровления  или значительного улучшения  состояния подопечного.

На основании данных экспертизы и других дополнительных свидетельств суд выносит решение о признании  выздоровевшего гражданина дееспособным. После вступления этого решения  в законную силу органы опеки и  попечительства отменяют установленную  над гражданином опеку (ст. 263 ГПК  РСФСР).

Подобным образом прекращается попечительство над гражданином, ограниченным в своей дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Существенное отличие состоит в том, что заявление о прекращении попечительства может исходить и от самого гражданина (п.2 ст. 263 ГПК РСФСР).

Опекун или попечитель может быть освобожден от своих обязанностей и по собственному желанию. Как правило, это происходит из-за ухудшения состояния  его здоровья или материального  положения, а также при невозможности  установления психологического контакта с подопечным. Однако, подчеркну, опека  или попечительство на этом не прекращаются, так как не исчезают основания, приведшие  к их установлению. Просто обязанности  опекуна (попечителя) перекладываются  на другое лицо или администрацию  соответствующего учреждения.

До сих пор говорилось об основаниях прекращения опеки  и попечительства в тех случаях, когда опекун или попечитель добросовестно  исполняет свои обязанности. Однако законодатель предусмотрел возможность  прекращения опеки и попечительства в случаях ненадлежащего исполнения опекунами или попечителями своих  обязанностей.

Действия опекунов и попечителей  по управлению и распоряжению имуществом и имущественными правами подопечных поставлена под жесткий контроль органов опеки и попечительства. Сюда относится и дача согласия на совершение определенных сделок и контроль за условиями, в которых живет  подопечный и проведение консультации по наиболее важным вопросам.

Информация о работе Опека как вид социальной заботы государства